Библиографическое описание:

Асадуллина Л. И., Шендеров В. Ю. Образовательная информационно-коммуникационная технология Эдмодо как платформа для смешанного обучения студентов иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 724-726.

Создание индивидуальной образовательной среды студента современного вуза представляется невозможным без применения информационно-коммуникационных технологий наряду с традиционными методами и формами обучения. Принимая во внимание, что большинство современных информационно-коммуникационных технологий и интернет-платформ являются англоязычными, развитие иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетентности студентов как будущих представителей информационного общества, приобретает особое значение. [1, с. 297]

Кроме того, владение профессиональной иноязычной компетенцией способствует решению некоторых стратегических задач, поставленных Национальным исследовательским Томским политехническим университетом (НИ ТПУ) в рамках «дорожной карты» и определяющих приоритетные направления развития вуза на ближайшие семь лет. К упомянутым выше задачам относятся:

1.                  исследования мирового уровня в области ресурсоэффективных технологий;

2.                  глобально конкурентоспособное инженерное образование;

3.                  тиражирование лучших академических и инженерных практик;

4.                  стратегическое партнерство с академическим и бизнес-сообществом;

5.                  подготовка и привлечение выдающихся студентов, ученых и преподавателей;

6.                  социальная значимость и ответственность на региональном, национальном и глобальном уровнях. [2, с.5]

Для обеспечения выполнения упомянутых выше задач к профессорско-преподавательскому составу вуза предъявляется ряд требований, таких как: способность генерировать новые идеи, осваивать передовые образовательные технологии, активно заниматься научными исследованиями, содействовать разностороннему развитию сотрудников и студентов.

Эффективным решением, обеспечивающим повышение уровня предоставляемых образовательных услуг и поддерживающим современные модели непрерывного образования, является создание и развитие информационной Интернет/интранет среды, иначе — виртуальной среды обучения.

Виртуальная образовательная среда, реализованная на основе локальных и глобальных вычислительных сетей и настраиваемая в зависимости от характеристик используемых телекоммуникационных каналов, интегрирует образовательный контент, пользовательские сервисы и инфраструктуру сетевого взаимодействия преподаватель-студент.

Наряду с технической оснащенностью учебного процесса, а именно, наличием: информационных сервисов, условий для повсеместного использования портативных электронных устройств в режиме «подключись и работай», персональных страниц профессорско-преподавательского состава университета, электронных систем управления обучением и оснащенных компьютерных кабинетов, возникает сложность с выбором и применением электронных образовательных ресурсов в процессе обучения английскому языку.

Согласно отчету подразделения бихевиористских и общественных наук и образования департамента образования США, успешность применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку зависит от следующих факторов:

1.         Выбора правильного уровня сложности

2.         Выбора содержания, методов и инструментов обучения, соответствующих уровню подготовки студента

3.         Использования понятной и четко организованной формы представления материала

4.         Использования многочисленных и разнообразных форматов заданий и представлений информации на многочисленных разнообразных примерах

5.         Распределения введения и контроля усвоения нового материала на длительный промежуток времени для регулярного его повторения

6.         Проведения регулярных мероприятий предварительного, текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля. [3, с. 4–6]

Одной из виртуальных образовательных платформ, широко применяющихся в преподавании дисциплин на английском языке, является интернет-технология сетевых сообществ Эдмодо (Edmodo.com). Выбор данной образовательной технологии для проведения образовательного эксперимента в рамках прохождения автором статьи повышения квалификации по программе «Современные педагогические технологии» был обусловлен следующими ключевыми факторами:

1.                  Это бесплатная платформа.

2.                  Эдмодо является безопасной средой, закрытой от внешнего влияния, в которой общение происходит непосредственно между участниками образовательного процесса — преподавателем и студентами.

3.                  Исключается несанкционированный доступ к материалам.

4.                  Отсутствует реклама.

Платформа сайта Эдмодо была основана в 2008 году и базируется в городе Сан-Матео, Калифорния, США. Ее создатели — школьные преподаватели Николя Борг и Джефф О’Хара. В настоящее время интерфейс сайта доступен на английском, испанском, португальском, немецком, греческом и французском языках и, как результат, используется преподавателями и студентами по всему миру. В 2012 году сайт насчитывал около 80 000 образовательных учреждений и более 12 миллионов пользователей среди учащихся, педагогов и родителей. Образовательный сайт Эдмодо является для некоторых учителей США средством общения с учащимися.

По функциональным характеристикам Эдмодо можно отнести к категории усеченных социальных сетей, вроде Вконтакте или Фэйсбук.

К основным функциональным характеристикам данной платформы можно отнести:

-          Стандартный интерфейс для ведения заметок, для проведения опросов и тестов Возможность завести группы, например, предметные

-          Возможность закачивать файлы в библиотеку

-          Возможность пользователей обмениваться персональными заметками

-          Возможность учителя (Teacher) получить код на группу и всех обладателей кода (Students) вступать в группу, иметь общие файлы и импортировать в группу rss ленты с сайта своего сообщества, выкладывать рисунки с Flickr или видео с YouTube

-          Возможность фиксировать расписание зачетов и экзаменов в календаре

-          Возможность ввести задание с датой выполнения (например — записать домашнее задание)

-          Наличие раздела для выставления оценок

Отличие от других образовательных платформ:

1.         Во-первых, сетевое сообщество Эдмодо — это надежная образовательная среда. По своему назначению Эдмодо — усеченная социальная сеть, похожая на сети: ВКонтакте или Фэйсбук, однако, полностью ориентированная на образовательное сообщество, группирующееся вокруг процесса обучения. Пользователи делятся всего на три группы: учителя (Teachers), учащиеся (Students), родители (Parents). Соответственно, все пользователи сообщества Эдмодо — это педагогически заинтересованные лица.

2.         Во-вторых, сетевое сообщество Эдмодо — это безопасная образовательная среда, где в отличие от других сетевых сообществ, после прохождения авторизации нет внешней рекламы. В данном случае усечение функциональных возможностей сети приводит к плюсам в сторону ограничения развлекательного содержания и сопутствующей коммерциализации.

3.         В- третьих, платформа и интерфейс сайта Эдмодо очень дружелюбны для пользователей. Предельно упрощена регистрация на сайте, не требуется указывать номера мобильных телефонов. Более того, учителю рекомендуется не посылать персональную информацию об учащихся (Ф. И. О., даты рождения и т. д.) и запрещается делать это без официального разрешения родителей. В соглашении о персональной информации точно указывается, какие загруженные на сайт данные могут обрабатываться и как.

4.         И главное отличие от хороших, но платных образовательных сервисов — сетевое образовательное сообщество Эдмодо абсолютно бесплатно. Отличий от стандартных сетей не так много.

5.         В отличие от систем управления обучением (learning management systems) таких как Мудл (Moodle), социальная сеть даёт большую свободу действий учащемуся, позволяя почувствовать себя полноправным партнером общения, давая возможность выбирать свои пути и методы решения поставленных задач.

Преподаватели, ведущие дисциплину, создают группы на своей странице и сообщают студентам коды групп для регистрации, что обеспечивает «закрытость» групп: присоединиться к группе можно, только зная код регистрации. Регистрации на платформе открывает доступ к обучающим материалам, заданиям, тестам и получения комментариев преподавателей по качеству выполнения ими заданий. Для облегчения работы студентов с разными преподавателями (ведь они могут присоединяться к группам по целому ряду дисциплин) в названии групп рекомендуется указывать предмет или фамилию преподавателя. Название преподавателем группы только по её номеру может дезориентировать студентов, если несколько преподавателей этих студентов решат использовать данную технологию в своей работе. В противном случае, студентам придется заглядывать в задания, чтобы понять, по какому оно предмету, что приведет к лишним манипуляциям и потере времени.

Анкетирование, проведенное в рамках образовательного эксперимента, выявило следующие привлекательные для студентов факторы:

1.                  Возможность обратиться к преподавателю с прямым вопросом по мере его возникновения

2.                  Получение своевременной информации от преподавателя и самой платформы, напоминающей о скором сроке сдачи задания

3.                  Получение комментариев от преподавателя о качестве выполнения заданий

4.                  Свобода выбора времени, которое они хотят посвятить изучению определённой дисциплины.

Преподаватели отметили удобство работы на данной платформе, а именно, наличие таких функций, как:

1.                  Составление тестов в различных форматах: с множественным выбором, с выбором «верно» и «не верно», на соотнесение, заполнение пропусков и с коротким открытым ответом

2.                  Ведение статистики оценок и фиксация даты и времени сдачи задания

3.                  Одновременная отправка «напоминалки» всем студентам, которые опаздывают со сдачей домашних и индивидуальных заданий

4.                  Создание электронной библиотеки

Минусом образовательной интернет-платформы Эдмодо для некоторых представителей группы Родители, по нашему мнению, является тот факт, что, несмотря на возможность выбрать язык и делать записи на русском языке, сам интерфейс пока — на английском, хоть и требует минимального владения языком. Однако, учитывая то, что на странице 20–30 слов, это может быть не существенным фактором.

Экспериментальное применение образовательной Интернет-платформы Эдмодо в процессе обучения английскому языку позволило сделать следующие выводы:

1.                  Данная технология может успешно использоваться в качестве платформы для осуществления иноязычной коммуникации, направленной на решение практических задач организации и проведения учебного процесса.

2.                  применение данной платформы способствует освоению передовых образовательных технологий не только студентами, но и преподавателями.

3.                  Невысокий уровень технической сложности, понятная и четко организованная структура сайта, наличие многочисленных и разнообразных форматов заданий повышает интерес всех участников учебного процесса к данной и другим информационно-коммуника технологиям.

4.                  Существование бесплатной версии данной технологии позволяет широко использовать ее в учебном процессе.

5.                  Возможным недостатком для русскоязычного пользователя может оказаться отсутствие русифицированной версии платформы.

 

Литература:

 

1.                  Сумцова О. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку / О. В. Сумцова // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — С. 297–298.

2.                  План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности (дорожная карта) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013–2014 гг. — URL: http://tpu.ru/f/2365/_dorozhnaya_karta_russk_11_11_13.pdf (дата обращения 20.03.15).

3.                  Improving Adult Literacy Instruction: Supporting Learning and Motivation — URL: http://www.nap.edu/catalog.php?record_id=13242 (дата обращения 20.03.15).

4.                  Асадуллина, Л. И. Cредства электронной коммуникации в обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2010. — № 1, ч. 2. — [C. 14–17].

5.                  Асадуллина Л. И. Глог как интерактивное средство представления информации в обучении иностранному языку студентов технического вуза. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014 — №. 2–1. — C. 34–36

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle