Библиографическое описание:

Макарова О. М. Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 817-819.

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих разработки программ повышения квалификации и психологического сопровождения участников инклюзивного процесса. В статье описывается организация процесса инклюзивного образования детей с задержкой психического развития в ДОО, трудности педагогов, связанные с эмоциональным принятием и знаниями особенностей развития детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, подготовка педагогов к работе с детьми с задержкой психического развития.

 

Современные преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим с 1 января 2014 года приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ОВЗ, к которым относятся также дети с ЗПР. Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзивного обучения детей в ДОО — процесса общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя) образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. [2]

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. [4]

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л. С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [4]

На сегодняшний день остро стоит вопрос инклюзии детей с ЗПР в дошкольном образовании. Проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с ЗПР.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе — педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное включение детей с ЗПР в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ.

Готов ли педагогический коллектив к таким переменам? Как помочь педагогам организовать работу с детьми, имеющими ЗПР? Ведь дети с ЗПР — это дети с особыми потребностями, развитием и поведением.

Не все педагоги детского сада оказались готовы к изменениям. Результаты проведенного исследования в сентябре 2013–2014 уч.г. показали, что 65 % педагогов испытывают трудности в работе с детьми с ЗПР. Они не понимают специфики работы с такими детьми. Некоторые из них считают, что такие дети должны находиться в специализированных группах. С другой стороны многие педагоги обладают необходимыми качествами для успешного осуществления профессиональной деятельности (высокой степенью эмпатии, толерантности, профессиональными навыками и умениями).

Поэтому необходимо было подготовить коллектив к работе с детьми с ЗПР. Педагогическому коллективу ДОО пришлось решать ряд специальных задач:

-          реализация права ребенка с ЗПР на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

-          сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ЗПР;

-          реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.

-          выстраивание индивидуальных коррекционно — образовательных маршрутов на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;

-          обеспечение необходимых санитарно-гигиенические условий и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;

-          оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.

Условно организацию подготовки педагогов можно разделить на несколько этапов: подготовительный, основной, итоговый.

Цель подготовительного этапа — формирование положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзивного обучения, и приобретение системы знаний, необходимых для её осуществления.

Задачи 1 этапа:

1.      Изучение нормативно-правовой базы инклюзивного образования.

2.      Создание предметно-развивающей среды для работы с детьми ЗПР в ДОО.

3.      Ознакомление с типологическими особенностями детей с ЗПР. Изучение методов и приёмов коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Решая первую задачу, особенно тщательно изучали положения ФГОС. После ознакомления нормативных документов инклюзивного образования, учреждение разработало свои локальные нормативные акты:

-          Правила приёма детей в дошкольное учреждение, в котором включены пункты о правилах зачисления детей с ОВЗ в общеобразовательные группы;

-          Положение о группе комбинированной направленности;

-          Положение о ПМПк учреждения;

-          Положение о нормах профессиональной этики педагогов;

Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона в группах комбинированной направленности.

Для изучения типологических особенностей детей с ЗПР, и методов и приёмов коррекционной работы с педагогами были организованы курсы повышения квалификации по организации воспитания и обучения детей, имеющих ЗПР. Все педагогические работники учреждения получили повышение квалификации на базе детского сада специалистами Центра диагностики и консультирования детей и подростков в цикле лекций «Помощь детям с ОВЗ в условиях ДОО» по модулю «Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР».

Основной целью второго этапа является психолого-педагогическая поддержка воспитателя на пути к профессиональному и личностному росту, приобретение опыта практической деятельности в условиях инклюзивного образования.

Задачи 2 этапа:

1.                  Постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ в организации и проведении коррекционной работы с детьми с ЗПР.

2.                  Психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование.

3.                  Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей.

4.                  Оптимизация взаимодействия педагогов с семьями, имеющих детей с ЗПР.

Основной этап подготовки продолжается. Здесь необходимо постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ, сопровождение педагогов в организации и проведении коррекционной работы с детьми с ЗПР, проведение психопрофилактических мероприятий по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей. Довести до педагогов необходимость более активного взаимодействия с родителями, имеющими детей с ЗПР.

Тесный контакт специалистов сопровождения и педагогов осуществляется и в рамках ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого — выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев.

На основании данных, полученных каждым специалистом, на ПМПк ДОО:

-          выносится коллегиальное заключение,

-          составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,

-          разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,

-          анализируется промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.

-          в конце учебного года на консилиумах будем обсуждать результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения, и делать вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.

Специалисты сопровождения постоянно оказывают консультативную помощь педагогам по работе с детьми с ЗПР. Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере зависит от взаимодействия специалистов и педагогов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей проводится ежемесячно или по запросу педагогов.

Коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность. Л. С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем. Родители, имеющие детей с ЗПР, посещают 1 раз в месяц специалистов сопровождения или по мере возникновения проблем в развитии детей с ЗПР. Изначально с ними заключен договор на психолого-медико-педагогическое сопровождение детей и на посещение детьми группы комбинированной направленности. Педагоги детского сада проводят целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества (беседы, консультации, тетрадь взаимодействия, в которой специалисты пишут задания для родителей и др.).

Основной целью итогового этапа является дальнейшее развитие инклюзивной компетентности воспитателей и творческое применение полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.

Задачи 3 этапа:

1.         Анализ эффективности проделанной работы по формированию инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения по результатам самоанализа.

2.         Дальнейшее профессиональное развитие педагогов на основании полученных результатов самоанализа.

Итак, в конце учебного года повторное исследование показало, что только 5 % педагогов еще испытывают трудности в работе с детьми с ЗПР. Но самое главное, что мы начали этот процесс, и будем продолжать дальнейшую работу по включению детей с ЗПР в массовые группы.

 

Литература:

 

1.         Екжанова Е. А. От интеграции к инклюзии // Школьный психолог. — 2010. — № 16.

2.         Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. — М.: Владимир: Транзит-ИКС, 2009.

3.         Инклюзивное образование: за и против // Современное дошкольное образование. — 2008. — № 5.

4.         Малофеев Н. Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010 — № 5.

5.         Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития — 2010 — № 1.

6.         Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. — 2008. — № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle