Библиографическое описание:

Тамаев М. Л. Проблемы и особенности развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 493-495.

В статье рассматриваются актуальность, проблемы и особенности развития МИП в ЧР и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Ключевые слова: инновация, малые инновационные предприятия, научно- технический прогресс, технология, малый бизнес.

На современном этапе развития государства стратегическим фактором любого предприятия и экономики в целом становятся инновации, внедрение которых способствует достижению устойчивого экономического роста. Помимо государственного регулирования, в субъектах РФ проводится отдельная политика развития инновационной деятельности.

Большое внимание данной сфере уделяется и в Чеченской Республике.

Для начала определим для себя понятие «инновация». В научной литературе оно имеет множество трактовок. Исходя из них, это понятие можно понимать, как конечный результат внедрения новшества, удовлетворяющего сложившиеся человеческие потребности и обеспечивающего получение экономического, социального, научно- технического или иного эффекта.

Малые инновационные предприятия- это предприятия, которые разрабатывают и внедряют в производство наукоемкие технологии и изделия.

Закон об инновационной деятельности в ЧР был принят Народным Собранием Парламента Чеченской Республики 1 февраля 2007 года и одобрен Советом Парламента Чеченской Республики 21 февраля 2007 года. Чеченская Республика, как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно- технического потенциала, располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса. По уровню инновационной активности промышленных предприятий, численности персонала, занятого исследованиями и разработками, Чеченская Республика значительно отстает по среднероссийским показателям. Однако, со времени принятия закона об инновационной деятельности, в данной сфере произошли значительные изменения.

Таблица 1

Организации ЧР, выполнявшие научные исследования и разработки

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Число организаций- всего

6

6

6

8

8

9

9

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Научно- исследовательские организации

5

5

5

5

5

6

6

Образовательные учреждения высшего профессионального образования

1

1

1

3

3

3

3

 

Oбщee кoличeствo организаций, выпoлнявшиx нaучныe иccлeдoвания и разработки, за период с 2007 по 2013 гг., увеличилось на 50 %. Количество образовательных учреждений высшего профессионального образования, занимавшихся научными исследованиями и разработками, выросло в 3 раза.

Талица 2

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Численность персонала- всего

351

333

361

412

639

592

646

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Исследователи

239

253

286

320

514

447

480

Техники

31

21

16

26

31

42

77

Вспомогательный персонал

36

29

31

37

47

53

52

Прочий персонал

45

30

28

29

47

50

37

 

По данным, приведенным в таблице, видно, что прирост происходит неравномерно. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, за период с 2007 по 2013 гг. увеличилась почти в 2 раза. Преобладающую часть персонала составляют исследователи.

Среди проблем, требующих программного решения на республиканском уровне, целесообразно выделить следующие:

1.    слабая развитость фундаментальной и исследовательской наук;

2.    отсутствие квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов;

3.    отсутствие инфраструктурных организаций инновационной сферы;

4.    недостаточное развитие малого инновационного бизнеса — высокие стартовые и текущие расходы, увеличивающие период окупаемости проекта (срок кредитования и т. д.), административные и психологические барьеры;

5.    рост технологической отсталости основных отраслей экономики республики.

Закон о создании МИП при вузах был принят 2 августа 2009 г. Госдумой РФ и вступил в силу 15 августа 2009 года. Построение эффективного взаимодействия с вузами должно стать необходимым условием.

Чеченский Государственный Университет в 2012 году получил грант общей суммой 247 миллионов рублей. Вуз стал победителем конкурса поддержки программ стратегического развития государственных вузов, который был объявлен Министерством науки и образования России. Руководством университета было запланировано создание научно-исследовательского института математической физики, технопарка и научно-исследовательской лаборатории, которая будет оснащена современным оборудованием.

В 2013 году состоялось открытие научно-производственного предприятия ООО «Энергия Плюс» при ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова, которое специализируется на разработке и выпуске высокотехнологичной продукции, в частности, цифровых счетчиков для нужд Межрегиональной Распределительной Сетевой Компании (МРСК) Северного Кавказа.

Неотъемлемую роль в регулировании инновационной деятельности играет государство. В Чеченской Республике происходит постоянное государственное регулирование инновационной деятельности — перспективных научных исследований ученых и инновационных проектов. Целью Соглашения о сотрудничестве между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической области и Правительством Чеченской Республики, которое было подписано недавно в российской столице, является поддержка технологических разработок ученых и перспективных научных исследований Чечни, а также инновационных предприятий, которые внедряют в производство свои опытно-конструкторские и научно-исследовательские разработки.

В инновационной сфере малые предприятия имеют огромное значение. Именно развитие МИП способствует ускорению научно- технического прогресса (НТП), что в свою очередь является основным фактором качественного подъема экономики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что поддержкa МИП являeтся приoритeтом гoсyдарствeнной политики. Этa политикa нoсит cтрaтегичeский хaрaктeр и нaпрaвленa нa oсуществлeниe тeхнoлогичecкого прoрывa по пeрспeктивным нaпрaвлениям нayчно-тeхничeской деятeльности.

Стратегической целью развития инновационной деятельности в республике является переход экономики на путь, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство. Такая цель предполагает технологическое обновление производства, повышение конкурентоспособности товаров, производимых на территории Чеченской Республики, а также превращение интеллектуальных ресурсов Чеченской Республики в реальный экономический фактор. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.    увеличение численности инновационных организаций Чеченской Республики;

2.    увеличение объема инновационной продукции, производимой организациями Чеченской Республики, конкурентоспособной на российском и мировом рынках;

3.    интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Чеченской Республики;

4.    развитие инновационной инфраструктуры Чеченской Республики.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что развитие МИП в нашем регионе находится лишь в начальной стадии и имеет значительную перспективу роста.

 

Литература:

 

1.      chechenstat.gks.ru Федеральная служба государственной статистики

2.      http://www.parlamentchr.ru/legislation/2007/305–7-rz-ot-06–03–07-goda-ob-innovatsionnoj-deyatelnosti-v-chechenskoj-respublike %20/

3.      http://newsland.com/news/detail/id/1145798/

4.      http://innovation.gov.ru

5.      http://www.innoros.ru

6.      Инновации (учебное пособие) А. В. Барышева, К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов, Н. А. Кочкин

7.      Управление инновациями в организациях (учебное пособие) А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович

8.      Инновационная деятельность в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы О. С. Петров, Д. П. Малышев

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle