Библиографическое описание:

Зайцева Е. А. Сравнительный анализ систем высшего образования в США, Великобритании и Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 416-419.

Как известно, образование — неотъемлемая часть жизни современного общества. Ни одно государство не сможет устоять без прочного фундамента в виде здоровой и образованной нации. Как следствие, каждое государство стремиться создать механизм устойчивого развития системы образования. Однако, органы государственной власти определяют цели модернизации системы образования, исходя из приоритетов граждан и факторов, влияющих на данную отрасль социальной сферы. Одним из факторов является объем бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие образования.

Так, несмотря на снижение количества учебных заведений в Российской Федерации и численности в них обучающихся, финансирование образования не только не сокращается, а даже увеличивается, что должно послужить всестороннему развитию российского государства и увеличению уровня и качества жизни россиян [2, c.275].

В 1999 году 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, целью которой является гармонизация систем образования в Европе. Позже, в 2003 году на Берлинской конференции министров образования европейских стран к Болонскому процессу присоединилась Российская Федерация, обязавшись до 2010 года реализовать основные принципы данного процесса [9].Однако, в России Болонский процесс завершился лишь к 2012 году: была введена двухуровневая система высшего образования в виде бакалавриата и магистратуры, система зачетных единиц и балльно-рейтинговая система. Но, несмотря на попытку приведения образования в Российской Федерации к европейским стандартам, оно существенно отличается от систем образования США и Великобритании.

В частности, различия проявляются в том, что в Европе изначально бакалавриат делится на академический и профессиональный. Академический бакалавриат подразумевает подготовку бакалавров наук и искусств. Студенты, обучающиеся по данным направлениям, имеют широкую специализацию, например такую, как бакалавр экономики или бакалавр юриспруденции, что позволяет выпускникам бакалавриата США, Великобритании и Европы в целом работать в самых разных сферах.

Профессиональный бакалавриат готовит работников сферы бизнеса, также имеющих минимальную специализацию. Кроме того, студент бакалавриата не обязан ее выбирать, он может выбрать себе лишь ведущую дисциплину, или несколько дисциплин, в случае сомнений. Причина заключается в том, что бакалавриат США и Великобритании нацелен не на подготовку студента к конкретной профессиональной деятельности, а на развитие у него широкого кругозора и профессиональной мобильности. В результате, студент бакалавриата начинает изучение профессиональных дисциплин только на третьем курсе. До этого же студентов обучают общим дисциплинам и дисциплинам по выбору. Стоит еще раз отметить, что наличие профессиональных дисциплин никак не углубляет человека в определенную специализацию [10].

В свою очередь, в Российской Федерации программа разделения бакалавриата на академический и профессиональный начала вводиться во многие высшие учебные заведения только в 2014 году. При этом предполагается, что академический бакалавриат будет нацелен на дальнейшую научную деятельность, и поэтому пороги для поступления на этот тип бакалавриата будут введены более высокие. Форма обучения на академическом бакалавриате может быть различной.

Прикладной бакалавриат будет предусматривать больше практических занятий и обучений на рабочих местах, что позволит студентам сразу после окончания высшего учебного заведения приступить к работе без каких-либо дополнительных стажировок. Форма обучения на прикладном бакалавриате предполагается только очная. Директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев пояснил, что работодатели будут заинтересованы именно в выпускниках прикладного бакалавриата [11].

Как можно заметить из собственного опыта, система высшего образования в настоящее время в Российской Федерации не предполагает выбора ведущей дисциплины без узкой специализации и углубленного изучения своей будущей профессии. И даже при наличии общих дисциплин и дисциплин по выбору, обучение в сфере конкретной специальности начинается уже с первого курса бакалавриата. То есть, можно прийти к выводу, что существующий в Российской Федерации бакалавриат представляет собой лишь сжатую до четырех лет форму специалитета, который на сегодняшний день применяется для обучения только определенным профессиям [10].

Кроме того, различия присутствуют также и в методике преподавания в высших учебных заведениях США, Великобритании и России. Так, методика преподавания в США нацелена на самостоятельную работу студента, осуществляющуюся посредством общения с преподавателем через сайт университета, в котором преподаватель еженедельно посылает вопросы и темы дискуссий [5, с. 59].Как можно заметить, в России такой практики не наблюдается, и если в США, таким образом, общение со студентом в большей степени является заочным, то российская система образования нацелена, в основном, на очное обучение, в частности на аудиторное обсуждение вопросов и дискуссий.

Что касается магистратуры, то тут также можно проследить существенные различия. Так, на Западе, в том числе в США и Великобритании, магистратура дает профессиональную специализацию. То есть, именно в магистратуре дается практическое образование в конкретной профессиональной деятельности. В России же специализированное профессиональное образование студент получает уже в бакалавриате. Таким образом, получается, что магистратура теряет свое истинное значение и является всего лишь промежуточным звеном между бакалавриатом и аспирантурой [10].

Данные несоответствия в системах образования дают почву для появления различий в качестве образования. Так, в таблице 1 приведена динамика численности университетов каждой страны в рейтинге лучших университетов мира, составленном британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS), за 2012–2014 гг. Стоит отметить, что данный рейтинг основывается на авторитетности в области научных исследований, соотношения профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутации вуза среди работодателей, индекса цитируемости научных публикаций, доли иностранных студентов и доли иностранных преподавателей [7].

Таблица 1

Численность университетов каждой страны в рейтинге за 2012–2014 гг.

Страна

2012

2013

2014

США

42

42

40

Великобритания

23

24

24

Россия

1

1

1

Источник: составлено автором на основании данных QSTopuniversities [6]

 

Проанализировав таблицу 1, следует отметить, что подавляющее число высших учебных заведений в рейтинге лучших университетов мира находится в США. Однако, в 2014 году их численность сократилась, с 42 до 40, но в целом, четко прослеживается тенденция лидерства этой страны. Университеты Великобритании также существенно не меняют своих позиций. В 2012 году в данном рейтинге заняли позиции 23 британских университета, а в 2013–2014 гг. их численность возросла до 24.

Из 150 исследуемых университетов мира, только один российский университет занимает позицию в данном рейтинге в 2012–2014 гг. Очевидно, что данным высшим учебным заведением является Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Динамику занимаемой им позиции можно проследить в таблице 2, в которой также представлены ведущие университеты США и Великобритании.

Таблица 2

Ведущие университеты мира, позиция в рейтинге

Университет, местоположение

2012

2013

2014

Массачусетский технологический институт, США

1

1

1

Гарвардский университет, США

3

2

4

Кембриджский университет, Великобритания

2

3

2

Имперский колледж Лондона, Великобритания

6

5

2

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия

116

120

114

Источник: составлено автором на основе данных QSTopuniversities [6]

 

Анализ вышеприведенных данных показывает, что ведущий университет России существенно отстает от лучших университетов США и Великобритании. Так, Массачусетский технологический институт на протяжении всего исследуемого периода занимает 1 позицию в данном рейтинге. В свою очередь, Гарвардский университет не имеет четкой тенденции и за 2012–2014 гг. опустился с третьей на четвертую позицию, но в целом его показатели положительны. Кембриджский университет Великобритании в данный период также занимает лидирующие позиции.

В свою очередь, позиции Московского государственного университета им М. В. Ломоносова, являющегося ведущим университетом Российской Федерации, невысоки. При этом, за исследуемый период он поднялся на 2 позиции и в 2014 году занял 114 место. Однако, такое отставание от университетов США и Великобритании показывает, насколько система образования Российской Федерации еще не безупречна, в сравнении с этими странами.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что реализация Болонской системы в Российской Федерации пошла несколько по иному пути, чем в США и Великобритании. В результате этого появились существенные различия, казалось бы, в стандартизированной системе высшего образования. Однако, делать выводы в настоящий момент опрометчиво, так как данный процесс в России еще не завершился. Поэтому окончательные итоги по реализации Болонского процесса можно будет проследить лишь после закрепления данных принципов высшего образования, как во всех высших учебных заведениях Российской Федерации, так и во всех умах граждан нашего государства.

 

Литература:

 

1.         Акопов Г. Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума // Современное образование. 2014. № 3. С. 81–91.

2.         Балынин И. В. Финансовое обеспечение образования в Российской Федерации в 2008–2020 гг. //Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 271–276.

3.         Балынин И. В. Финансовое обеспечение социальной сферы на федеральном и региональном уровнях: планы на 2014–2016 годы // Облік, економіка, менеджмент: наукові нотатки Міжнародний збірник наукових праць. Луцьк, 2014. С. 48–55.

4.         Балынин И. В. Образование как приоритетное направление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации//Человек в ХХI веке Материалы VIII Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. Образовательный консорциум «Среднерусский университет», НОУ ВПО «Среднерусский гуманитарно-технологический институт», ТОО «Компьютерный центр ЛИК» г. Рудный, Республика Казахстан «Рудненский индустриальный институт» Республика Казахстан. 2013. С. 75–76.

5.         Вяльцева М. Особенности подготовки бакалавров в США и России.//Научный аспект. — 2012. № 2. — с. 59–60.

6.         QSTopuniversities. URL: http://www.topuniversities.com.

7.         200 лучших университетов мира в 2013 году.URL: http://ria.ru/sn_edu/20130910/956477049.html.

8.         200 лучших университетов мира в 2014 году // URL: http://ria.ru/abitura/20140916/1023640713.html.

9.         Болонский процесс и Россия//Санкт-Петербургский государственный университет. URL: http://www.bologna.spbu.ru/.

10.     Вахитов Р. Болонский процесс в России.//Отечественные записки. — 2013. № 4 (55). URL: http://www.strana-oz.ru/.

11.     «Программу бакалавриата в российских вузах разделят на прикладную и академическую»//Интерфакс. URL:http://www.interfax.ru/russia/367376.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle