Библиографическое описание:

Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 809-811.

В статье проводится анализ метода смешанного обучения, его преимуществ и недостатков; освещаются проблемы, возникающие при реализации данного метода. На метод смешанного обучения возлагается много надежд, и он призван решить комплекс задач, связанных с качеством подготовки, где на первый план выходят такие компетенции как работа с информацией, нахождение способов ее получения и обработки.

Ключевые слова: смешанное обучение, информационные технологии, взаимодействие, гибкость, современные тенденции, индивидуализация обучения

http://elibrary.ru/pic/1pix.gif

Быстрый прогресс науки и техники вызывает массовые изменения в процессе обучения иностранному языку. Одним из результатов развития науки и техники является Интернет. Интернет позволяет человеку делать множество вещей без ограничения времени и пространства. Люди могут выполнять работу, даже не присутствуя на своем рабочем месте. Интернет также широко применяется в образовательном процессе. Одним из таких применений является смешанное обучение.

Данная статья рассматривает преимущества и недостатки смешанного обучения в преподавании иностранного языка. Обозначенная тема была выбрана потому, что смешанное обучение не является чем-то новым в изучении языка. Тем не менее, применение данного вида обучения может быть трудным для образовательного учреждения не имеющего соответствующей инфраструктуры.

Зарубежные специалисты дают разные определения смешанного обучения:

-        сочетание технологий и традиционного обучения в классе на основе гибкого подхода к обучению, который учитывает преимущества тренировочных и контролирующих заданий в сети, но также использует другие методы, которые могут улучшить результаты студентов и сэкономить затраты на обучение [1];

-        сочетание обучения в ходе личного общения (F2F) и программированного обучения (CAL) в едином образовательном пространстве [2];

-        языковой курс, сочетающий обучение в ходе личного общения с соответствующим использованием технологий [3,4].

Описывая смешанное обучение, Гаррисон и Канука говорят, что смешанное обучение представляет собой значительный отход от любого из подходов. Оно представляет собой фундаментальное переосмысление и реорганизацию динамики преподавания и обучения, начиная с различных контекстуальных потребностей и непредвиденных обстоятельств (например, дисциплины, уровня развития, и ресурсов) [5]. Исходя из этого, не существует двух одинаковых моделей смешанного обучения. Именно это и составляет всю сложность данного подхода.

Смешанное обучение — это метод, который сочетает в себе традиционное обучение лицом к лицу и некоторые элементы дистанционного обучения. Применение смешанного обучения в преподавании языка имеет ряд преимуществ и недостатков.

Смешанное обучение сочетает в себе преимущества как традиционного, так и дистанционного метода обучения. С позиции традиционного метода, смешанное обучение дает преподавателю и студентам много возможностей взаимодействовать во время занятий. Все время преподавателя занято преподаванием, наблюдением, оцениванием и получением обратной связи от студентов. Обучение становится более напряженным и эффективным благодаря плотному взаимодействию преподавателя и студентов. Студентам традиционный метод дает много возможностей учиться, наблюдать, задавать вопросы и получать обратную связь от преподавателя. Это интенсивное взаимодействие создает благоприятную среду для развития.

Традиционное обучение лицом к лицу поощряет взаимодействие не только между преподавателем и студентами, но и между студентами. Студенты имеют возможность обучаться и делиться своими знаниями с другими. Подобный вид совместного обучения увеличивает темпы обучения и развивает не только когнитивные, но и психомоторные и эмоциональные способности.

С позиции дистанционного обучения смешанная модель обеспечивает больше гибкости (свободы) в осуществлении образовательного процесса. Гибкость включает в себя несколько аспектов образовательного процесса.

Во-первых, преподаватель имеет больше свободы презентации учебных материалов. Он уже не обязан выдавать все материалы во время занятий. Преподаватель имеет возможность разделить все материалы, скажем, на две части и одну предоставлять во время аудиторных занятий, а другая может быть получена студентами посредством самостоятельной работы в сети или с другими источниками в Интернет.

Во-вторых, смешанное обучение дает преподавателям больше гибкости и свободы в контроле и оценивании. Преподаватель имеет возможность проводить онлайн тестирования, размещать задания и тесты, и даже итоговый тест в конце семестра. Подобная возможность хороша как для преподавателя, так и для студентов. Преподаватель имеет больше времени для оценки деятельности студентов, а студенты имеют возможность работать над своими заданиями из любого места, не приходя в класс.

Мы склонны быть фанатами смешанного обучения, потому что наблюдаем за учащимися в процессе работы, и контраст между тем, что происходит во многих классах и тем, что позволяет делать смешанное обучение очевиден.

В смешанном обучении, учителя не могут контролировать действия, да они и не должны это делать. Безусловно они не отстраняются, они являются наставниками, руководителями, тренерами, а иногда и инструкторами.

Тем не менее, энтузиазм сдерживается несколькими страхами; можно назвать их «вопросами, требующими разрешения», если хотите. Эти вопросы: модность, корысть, ограниченная концепция и доступность.

Модность: нас беспокоит, что концепция смешанного обучения станет расплывчатой и неопределенной с ростом популярности. Сейчас почти все в области образования размахивают смешанным флагом, говоря: «Мы используем смешанное обучение», даже если они не имеют ни малейшего понятия о том, что это такое. Следует подчеркнуть, что смешанное обучение начинается с и опирается на квалифицированных преподавателей. Так что нужно быть скептиками, когда мы слышим, что педагоги практикуют смешанное обучение.

Корысть: модность является открытым приглашением для торговцев, которые чувствуют, когда педагоги отчаянно пытаются доказать, что они в курсе современных тенденций. Технологии — это большой бизнес, и часто можно слышать людей от маркетинга проталкивающих свою продукцию как «идеальную» для смешанного обучения. Но ничто так не идеально, как продукт созданный для конкретной аудитории и конкретных задач.

Ограниченная концепция: наш самый большой страх в том, что смешанное обучение окажется еще одним крахом и разочарованием. Это произойдет, если его сторонники не будут участвовать в обсуждении целей обучения. Сейчас нам кажется, что смешанное обучение используется, чтобы достичь тех же самых старых целей, только быстрее и более индивидуально. Но эти цели — ограничены и ограничивающие.

Сторонники использования смешанного обучения для достижения поставленных целей, по сути, заявляют: «Сначала, давайте дадим слабоуспевающим детям сдать тесты, а затем дадим им свободу». Но эти цели, если быть честными, имеют сомнительную ценность.

Доступность: кроме этого, смешанное обучение имеет и другой недостаток. Он связан с онлайн-системой, которая имеет решающее значение в смешанном обучении. Подключение к Интернет является непременным условием смешанного обучения. Оно требуется для работы с курсом, как учителю, так и студентам. И если устойчивая Интернет связь отсутствует, то это ставит под сомнение использование модели смешанного обучения в целом и ограничивает желания и возможности участников процесса обучения.

Также существуют и другие недостатки смешанного обучения:

-        неготовность информационно-образовательной среды вузов к поддержке целостного процесса электронного обучения;

-        отсутствие методики преподавания в электронной среде, обязательной системы повышения квалификации в области электронных технологий;

-        недостаточное обеспечение электронного обучения учебно-методическими материалами;

-        неготовность преподавателей к обеспечению электронного обучения;

-        отсутствие осознания его перспективности и необходимости использования;

-        отсутствие достаточного количества высококвалифицированных программистов для решения многофакторных задач информатизации университета [6].

Но несмотря на все недостатки и вопросы, потенциал смешанного обучения огромен, возможно, не ограничен. Почему бы не использовать его, чтобы найти пути к более разнообразному набору навыков, которые включает владение иностранным языком?

Мы считаем, что сторонники смешанного обучения должны показать всем, что оно позволяет следовать новыми путями и достигать новых высот.

Образование должно определить, что действительно имеет значение, и сообщество смешанного обучения должно быть участником этой дискуссии.

Смешанное обучение становится чрезвычайно востребованным. Современные студенты уже настроены на наличие онлайн компонента, сопровождающего основной курс по предмету. Разнообразие ресурсов электронной составляющей смешанного курса открывает новые возможности презентации учебного материала в доступной и интересной форме. Потенциал компьютерных средств для реализации качественного обучения языку, основанного на принципе гибкости и вариативности, позволяет студентам определять индивидуальную траекторию изучение предмета самостоятельно.

Дети сегодня растут в постоянном информационном потоке, и методы обучения должны побуждать их «копать» глубоко, чтобы подготовить их к жизни в мире, который ценит способность формулировать вопросы, а затем находить ответы на эти вопросы. Кто будет нанимать молодых людей, которые не умеют это делать?

И, если смешанное обучение ограничится только воспитанием детей, которые хорошо выполняют стандартные тесты, оно станет в конечном итоге еще одним разочарованием.

Мы должны понимать, что смешанное обучение — не панацея. Это масштабная стратегия, которая помогает разбивать стереотипы, присущие традиционной системе обучения. Оно дает преподавателям возможность достучаться до студентов способами, которые прежде были невозможными. Но чтобы оно работало, руководители учебных заведений не должны начинать со смешанного обучения или технологии, они должны начать с процесса тщательного проектирования, чтобы раскрыть весь потенциал смешанного обучения.

 

Литература:

 

1.                 Banados E. A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL successfully through an online interactive multimedia environment // CALICO Journal. 2006. № 23 (3). P. 533–550.

2.                 Bonk C. J. & Graham C. R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs. — San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2005.

3.                 Dudeney G., Hockly N. How to... Teach English with Technology. — Harlow: Pearson Education Limited, 2007.

4.                 Stracke E. A road to understanding: A qualitative study into why learners drop out of a blended language learning (BLL) environment // ReCALL. 2010. № 19 (1). P. 57–78. 10.

5.                 Garrison, R., & Kanuka, H. (2004). Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education. Internet and Higher Education, 7(2), 95–104.

6.                 Краснова Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. 2014. № 11. с. 10–26.

7.                 Логинова А. В. Преимущества использования системы дистанционного обучения “MOODLE” при обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Вестник науки Сибири. 2011. № 1. с. 358

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle