Библиографическое описание:

Макарова О. А. Феномен лидерства в коллективе младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 680-683.

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Поэтому сейчас очень актуальной проблемой является феномен лидерства, который на протяжении веков волновал сознание многих ученых на разных этапах развития общества. Обстановка и условия жизни ставят нас в такое положение, где выживает сильнейший. Успеха добьется тот человек, в котором присутствуют черты лидера.

Феномен лидерства — это определенный естественный процесс в группе, строящийся на основе влияния на поведение членов этой группы личного авторитета лидера. Лидер не только указывает путь своим последователям, но имеет желание делать это, а его последователи без принуждения идут за ним также по собственному желанию.

К лидерским следует отнести такие психологические качества как: уверенность в себе, острый ум, умение понять особенности психологии людей, сильную волю, организаторские способности.

Сейчас в наше время проблема лидерства находится в поле зрения различных наук, изучается как зарубежными, так и отечественными социологами, политологами, педагогами, психологам, юристами. В отечественной литературе данной теме посвящены исследования Г. К. Ашина, И. Р. Колтуновой, Л. И. Кравченко, Л. Р. Кричевского, Е. С. Кузьмина, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, Л. И. Уманского и других.

Что же такое лидерство? Лидерство — это определенная способность влияния на окружающих людей, направляющая все их усилия непосредственно для достижения собственных интересов.

На протяжении долгих лет многие исследователи изучали феномен лидерства, разработали целый ряд неопровержимых теорий происхождения данного феномена. Также кроме этого выделяют самые различные стили лидерства.

В ходе изучения феномена лидерства Э. Х. Шейн были выделены основные функции лидерства. Одной из них является интегративная функция, которая заключается в том, что лидерство объединяет определенных людей, имеющих общие цели, общие интересы, похожие хобби в одну организованную группу. Дезинтегративная функция предполагает, что люди, объединенные своими целями в одной группе, становятся единственным в своем роде обособленным коллективом.

Также к функциям лидерства относится и организационная функция — создание одной общей для всех системы управления и таких условий, в которых бы комфортно существовали и общались члены коллектива, планирование всех предполагаемых действий, событий, своевременное распределение обязанностей и ролей между членами коллектива, кроме этого, регулирование существующих отношений между участниками данной группы.

Конструктивная функция выражается в определенной программе, в которой предусмотрены общие интересы членов команды. Эта программа должна подходить для всех участников группы, удовлетворять их интересы, не ущемляя ни в чем других членов группы.

Координационная функция предполагает то, что все решения, принятые в коллективе, были согласованы с общественным мнением, со всеми системами, принятыми в данном обществе. [3, c 102].

Любая определенная социальная группа людей нуждается в лидере, который поставит перед членами группы задачи и найдет способ решить их, обеспечит совместные действия в команде и ее сплоченность, кроме этого удовлетворит ожидания всех членов этой команды. При возникновении каких-либо трудностей или проблем, последователи лидера не должны разочаровываться в нем и поставленных им целях, а продолжать путь к достижению этих целей, сохраняя при этом целостность своей группы.

Лидер — это прежде всего человек в какой либо группе, пользующийся большим, признанным авторитетом, обладающий влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Б. Д. Парыгин приводит следующие характеристики лидера:

1.                  Лидерство возникает стихийно.

2.                  Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения в группы.

3.                  Лидер в основном призван осуществлять регулировку межличностных отношений

4.                  Лидерство можно констатировать в условиях микросреды.

5.                  Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

Сфера деятельности лидера является в основном малая группа, где он является лидером.

Лидер хочет направлять и вести за собой последователей, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. [2, c 128].

Лидерские качества в онтогенезе человека закладываются и развиваются, по мнению, ученых в младшем школьном возрасте.

Особенностями детей младшего школьного возраста является то, что это возраст, соответствующий годам обучения в начальных классах, возраст спокойного и равномерного физического развития, когда происходит повышение работоспособности, основной ведущей деятельностью становится учение.

Обычно уже в шестилетнем возрасте выявляются те дети, которые могут придумать и организовать игры, руководить распределением ролей, подсказывать другим детям действия, нужные в игре. Это и есть лидеры. Они, как правило, выполняют главную роль, хотя и могут уступить другому ребенку ту роль, которую сами хотели взять.

В школьном возрасте качества лидера только развиваются. Лидером в игре может стать ребенок, который пользуется небольшой популярностью, умеет договориться со сверстниками. Лидерство в этом возрасте не гарантирует этой способности в дальнейшей жизни, однако в лидерстве, обнаруженном в шестилетнем ребенке, есть предпосылки к тому, чтобы эта способность развивалась и в средней школе. [1, c 98].

Когда формируется коллектив младших школьников, часто вводится система лидерства, например, лидеры-дежурные или же привносятся лидерское руководство путём назначения лидера.

Обсуждаемым остается вопрос как именно следует применять эту систему? Нужно ли выбирать лидера и как это надо делать? Выбрать путь назначения всех по очереди или же пусть дети сами выбирают лидера? Если вводить очередность, то чаще всего это будут дежурные. Назначение лидера в порядке очередности более демократично, т. к. все дети имеют возможность получить опыт лидерства. В этом случае нужно рассмотреть следующие моменты.

Прежде всего, определить, то что, учитель ожидает от содержания деятельности ребенка, назначенного на роль лидера.

Выдвигая лидера с целью, чтоб он чему-то научил коллектив, необходимо, позаботиться о том, что бы продумать для ребенка, выполняющего в данный момент роль лидера, определенный объем работы по организации деятельности своих товарищей. А для такой деятельности надо дать лидеру соответствующие полномочия для руководства.

Эта работа, как и всякая другая практическая деятельность, должна носить такой характер, чтобы исполнители смогли делать ее попеременно. Если лидером становиться все по очереди, содержание деятельности лидера необходимо ограничивать кругом повседневных практических дел.

Если же требовать от детей исполнения работы, для которой требуется соответствующий пакет полномочий на руководство, появятся такие, кто и без назначения на лидерство будет прекрасно выполнять порученное. С виду принцип очередности выглядит вполне демократичным, обеспечивающим равенство. Но разве на деле опыт практического лидера не заставляет испытать чувство превосходства неравенства.

Размышляя о том, что такое лидер коллектива, нельзя подходить к этому явлению односторонне, уделяя внимание только тем детям, которые могут стать лидерами. Коллектив должен уметь сам выбирать наиболее подходящего для себя лидера, критиковать и переизбирать его, если он не оправдывает надежд групп. Наряду с осознанием возможности для себя стать лидером, возможности влиять на события ребенку важно иметь способности избирать и переизбирать лидера.

В этом плане идеал очередности имеет один недостаток: в ней не предполагается избрание лидера, как наиболее достойного система передачи роли лидера каждому члену коллектива по очереди не дает власть лидера автоматически каждому ребенку, а напротив, становится тормозом в понимании значения лидерства.

Возникают также сомнения относительно того, что, если нет системы в очередности лидерства, в коллективе остаются дети, которых не выбирают лидерами и такой ребенок может никогда не испытать, что такое быть лидером.

Однако лидер имеет основную задачу руководства другими детьми, и чем лучше результат его руководства, тем больше пользы от него руководимым, т. е. чем лучше руководит лидер, тем сильнее и самостоятельнее становится коллектив.

Таким образом, лидерство в детской группе считается очень важной проблемой, так как учителю при организации учебно-воспитательного процесса необходимы дружные взаимоотношения между детьми, и ребенок, который будет посредником между учителями и классом. Именно умение найти в своем классе помощника (лидера), который, смог бы поднять, увлечь за собой ребят, помогает учителю в учебно-воспитательном процессе и в формировании нормальной, здоровой детской группы.

Изучение лидерства в младшем школьном возрасте остается актуальным.

В исследовании феномена лидерства в коллективе младших школьников приняли участие дети 3 «В» класса, обучающиеся в НОШ № 31 г. Чита, в количестве 25 человек.

С помощью метода социометрии в составе класса определялись наиболее и наименее популярные учащиеся — с одной стороны своего рода «вожаки», с другой стороны — дети, которых класс не любит, не принимает, игнорирует.

Были выявлены статусные группы: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «не принятые».

С помощью социометрии мы выявили «звезду класса», то есть ребенка, к которому максимально положительно расположены дети. Диагностировали симпатии учащихся. В 3 «В» классе выделились следующие группы детей:

один человек — «звезда» класса, двенадцать человек — наиболее предпочитаемые и тринадцать человек — менее предпочитаемые.

«Звезда» получила 13 выборов из 25, этот человек является старостой класса и оказывает ценностное влияние на школьный коллектив, обладает такими качествами как доброта, отзывчивость, преданность, оказание помощи. С этим человеком общаются почти все члены класса, то есть в данном коллективе роль лидера принадлежит учащемуся, который выполняет и формальную роль лидера — является старостой класса.

Благополучная ситуация подтверждается и классным руководителем, по его словам климат в классе достаточно благоприятный, все дети играют вместе.

Таким образом, можно сделать вывод, в любой группе есть лидер, который ведет и направляет членов группы. Люди привыкли выбирать лидера или человека, являющегося для всех авторитетом. Лидером в коллективе младших школьников может стать ребенок, который пользуется популярностью среди сверстников, имеющий такие качества как доброта, преданность, отзывчивость, старание оказать помощь.

В группе младших школьников иногда трудно выделить лидера, но можно увидеть учащихся с задатками лидера. Чаще это веселые, умные, инициативные, общительные, самостоятельные дети.

 

Литература:

 

1.      Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2006. 175с.

2.      Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1990. 315с.

3.      Шейн Э. Х. Корпоративная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2008. 280с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle