Библиографическое описание:

Зинеева И. Е. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц в России // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 422-424.

Вопросы введения прогрессивного налогообложения, как возможного варианта преодоления социальной дифференциации, уже не первый год стоят перед рассмотрением законодательными органами власти. За время обсуждений, у данной новации появились как противники, так и сторонники. Сторонники плоской шкалы ставки налога в качестве основного аргумента достигнутого эффекта приводят цифры существенного прироста поступлений по данному налогу. Противники утверждают, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Во-первых, об этом свидетельствует общая политическая направленность социально-экономической политики России. Во-вторых, прогрессивное обложение НДФЛ признано эффективным в большинстве экономически развитых стран. В-третьих. Правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения. И если не предпринимать действенных мер, то через некоторое время это приведет к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.

Ключевые слова:налог, налогообложение, доход, налоговая система, необлагаемый налоговый минимум, социальная справедливость, прожиточный минимум, платежеспособность, налоговая нагрузка законопроект, прогрессивная шкала, социальная напряженность.

 

Одними из принципов налогообложения являются принцип справедливости, равенства, экономической обоснованности налогов, необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Но соответствует ли налоговая система России этим принципам [7]?

На протяжении последних лет в России растет разница в доходах у различных социальных групп, но при этом НДФЛ уплачивают и граждане, доход у которых ниже прожиточного минимума. Между тем, отсутствие регулирования существенных различий в уровне доходов социальных групп способствуют углублению дифференциации доходов. В целях рационализации социальной структуры общества и, прежде всего, в смягчении дифференциации уровня доходов между различными социальными группами большую роль нужно уделить налогу на доходы физических лиц. Существенная разница между доходами жителей нашей страны порождает напряжённость, одной из форм проявления которой является желание так называемой «социальной справедливости». В сознании большинства выражением такой справедливости будет являться введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц [5].

Так же, кроме неравномерного распределения налогового бремени, можно рассмотреть и проблему «необлагаемого налогового минимума». Суть этой проблемы состоит в том, что минимальный доход необходимый для здоровья и жизнедеятельности, не должен облагаться налогом. То есть, платежеспособность физического лица определяется доходом, остающимся после удовлетворения первичных потребностей. В настоящее время за рубежом налогами облагается только чистый доход за исключением законодательно разрешенных вычетов и льгот, к которым в том числе и относится «необлагаемый минимум» [4].

Отсутствие понятия «необлагаемый минимум» в Налоговом Кодексе, а так же других недостатков нашей налоговой системы, противоречит ст. 7 Конституции Российской Федерации, а именно провозглашению России как социальное государство [1].

Одними из мер по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц как раз таки и должно стать введение чистого дохода налогоплательщика, который не будет подвержен налогообложению. А так же введение прогрессивной шкалы, которая позволяет изымать «излишние» доходы в оборот, и тогда налоговая система как и в развитых странах будет служить для физических лиц своеобразным регулятором получаемых доходов между богатыми и бедными [6].

В настоящее время одним из самых дискуссионных вопросов является вопрос о введении прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в России, способное снизить уровень неравенства в доходах налогоплательщиков.

В Госдуму уже несколько лет поступают законопроекты о введении прогрессивной ставки НДФЛ. Но эти проекты так и не реализовались, поскольку не имели значительной поддержки. Таким образом, отношение к прогрессивной шкале налогообложения остаётся неоднозначной. При этом существуют противоположные взгляды относительно этого вопроса у различных должностных лиц нашего государства. Так, Президент Российской Федерации В. В. Путин не раз высказывал своё мнение о том, что плоскую шкалу менять не стоит, и причины такой позиции: «жульничество и коррупция, и уходы от уплаты». Далее, введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц может привести к оттоку финансовых средств иностранных граждан. Поскольку на сегодняшний день система налогообложения доходов физических лиц в нашей стране известна как одна из лучших в мире по отношению к налогоплательщикам, множество иностранных граждан переводят в Россию источники своих доходов, получая заработную плату на территории нашей страны, благодаря чему пополняется бюджет Российской Федерации. Поэтому следует установить такое обложение данных доходов, которое бы удовлетворяло и эту категорию налогоплательщиков [9].

В 2015 году депутаты от КПРФ планируют ввести законопроект о прогрессивной шкале ставок налога на доходы физических лиц, согласно этому документу россияне с доходами меньше 20 тысяч рублей в месяц, должны освобождаться от данного налога, граждане с доходами более 400 тысяч рублей, отдавать в бюджет 35 %.

Но стоит ли в 2015 году кардинально менять систему налогообложения физических лиц? В условиях санкционной войны, бюджетная система России перегружена ростом военных и социальных расходов, именно эта перегруженность толкает к повышению налогов, что больше дестимулирует экономику. Налогооблагаемая база сокращается и приводит к сокращению поступлений в бюджет. Уже 2015 году реальная заработная плата расти перестанет, а динамика розницы и услуг фактически обнулится. Но кризисные явления, которые происходят в российском обществе на данном этапе, заставляют задуматься об увеличении поступлений налога на доходы физических лиц за счет за счет введения прогрессивной шкалы в зависимости от размера дохода, что позволит уменьшить налоговое бремя физических лиц с низкими доходами и увеличит ее на обеспеченную часть населения. Переход к прогрессивной шкале НДФЛ целесообразно осуществлять после выхода мировой и российской экономики из финансового кризиса.

Введение прогрессивного налогообложение позволит гармонизировать российский механизм налогообложения с налоговыми системами зарубежных стран, но не решит все социальные проблемы России, но мог бы сократить имущественное неравенство населения. Альтернативой прогрессивного налогообложения может послужить внесенный в Госдуму проект закона, который предполагает повышение с 1 января 2016 года подоходного налога с 13 до 16 %, самый значительный рост будет предусмотрен людям с высокими доходами. В законе предусмотрели освобождение от налогообложения доходов, не превышающих минимального размера оплаты труда за каждый месяц налогового периода. Улучшения налоговой нагрузки по налогу на доходы физических лиц, коснуться порядка 70 % населения Российской Федерации с доходами ниже среднего по стране, увеличение налоговой нагрузки затронет 20 % населения с самыми высокими доходами.

В случае принятия данного закона дифференцированная шкала налога на доходы физических лиц наглядно составит:

Таблица 1

А. Доход (руб.,мес.)

НДФЛ по схеме: (А — МРОТ) х 16 %

В руб.

В % от дохода

5965 и менее

0

0

10000

645,6

~6,5

15000

1445,6

~9,6

20000

2245,6

~11

25000

3045,6

~12

30000

3845,6

~12,8

35000

4645,6

~13,3

40000

5445,6

~13,6

50000

7045,6

~14,1

60000

8645,6

~14,4

100000

15045,6

~15

200000

31045,6

~15,5

1000000

159045,6

~15,9

 

Принятие данного законопроекта на наш взгляд поможет решить многие существующие проблемы: повысить уровень жизни, будет способствовать увеличению доходной части бюджетов и главное устранить накопившуюся за годы социальную напряженность, связанную с существенной разницей в получаемых гражданами доходов [8].

 

Литература:

 

1.         Конституция Российской Федерации

2.         Налоговый кодекс Российской Федерации от 01.01.2014. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/

3.         Гулина М. Н. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Экономическая библиотека — http://economy-lib.com/formirovanie-effektivnogo-mehanizma-nalogooblozheniya-dohodov-fizicheskih lits#1#ixzz3VSvXM07O

4.         Дерина О. В., Морозова Г. В. Налоговая нагрузка: экономическая сущность и роль в регулировании социально-экономической сферы // Вестник Мордовского университета. 2009. № 3. 51–54 с.

5.         Морозова Г. В. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. Саранск, 2009.

6.         Морозова Г. В. Эволюция налогообложения физических лиц в XVIII — первой половине XIX в. // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 6. — 44 с.

7.         Филиппова Н. А. Налогообложение физических лиц: учеб. пособие / Н. А. Филиппова, Г. В. Морозова, Н. Н. Семенова [и др.]; под ред. д-ра экон. наук проф. Н. А. Филипповой. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 200 с.

8.         Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации                   //http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=743569–6&02

9.         Путин против введения прогрессивного налогообложения //http://www.infox.ru/business/finances/2010/06/01/Putin_protiv_vvyedye_print.phtml.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle