Библиографическое описание:

Магомадов Н. С. Средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 567-569.

За последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, а также положение дел в области борьбы с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции. С самого начала социально-экономических преобразований в России провозглашалась борьба с коррупцией как в целом в системе государственной власти, так и в отдельных ее звеньях.

Создание дееспособного и эффективного аппарата исполнительной власти является одной из ключевых задач, стоящих перед Президентом и Правительством Российской Федерации. Явления, связанные с коррупцией в системе государственной службы, выявлялись и выявляются практически в любом государстве, однако это не означает, что коррупция везде и всегда одинакова. Причины ее возникновения и распространения в системах государственной службы различных государств весьма разнообразны, а поэтому и попытки выработать универсальные административно-правовые средства по предупреждению и пресечению коррупции представляются малореальными.

Проблема реформирования неэффективного и отчасти коррумпированного аппарата исполнительной власти остро вставала перед целым рядом зарубежных государств, в связи с чем там уже накоплен достаточный позитивный опыт структурных преобразований аппарата управления и совершенствования системы государственной службы. [1,с.2]

Использование зарубежного опыта в целях предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы России обусловлено, на наш взгляд, еще и тем, что основные законы функционирования чиновничьего аппарата универсальны и, как показывает практика, во многом не зависят от национальной специфики. В связи с чем необходимые условия для формирования честного, компетентного и дисциплинированного аппарата государственного управления в любом обществе включают следующие элементы: соблюдение принципа отбора и продвижения кадров на основе объективной оценки их профессиональной пригодности; стабильность правовых норм, регламентирующих отношения, связанные с продвижением государственного служащего по службе, его материальным и моральным вознаграждением по результатам выполнения служебных обязанностей (эти элементы прохождения государственной службы позволяют служащим планировать карьеру, активно заниматься повышением своей квалификации, а также созданием позитивного имиджа как для себя лично, так и для государственной службы в целом); обеспечение государственным служащим оплаты труда и набора социальных льгот, в достаточной мере стимулирующих добросовестный труд и гарантирующих высокую престижность социального положения после отставки; систему государственного контроля за действиями государственных служащих, способную предупреждать и пресекать возможные нарушения и должностные злоупотребления с их стороны. [2, с.33]

В нашей стране карьера государственного служащего зачастую лишена четких ориентиров. Система классных чинов должна быть понятна и соответствовать определенной должности. Также необходимо, чтобы соблюдался комплекс социальных гарантий, соответствующих каждому классному чину, а денежное содержание, соответствующее каждому классному чину, выплачивалось независимо от занимаемой должности. Отсутствие вышеперечисленных предпосылок, как показывает отечественный опыт, а также практика государственного управления в зарубежных государствах неминуемо ведет к постепенному разрушению и деградации государственного аппарата.

В настоящее время, к сожалению, необходимо констатировать, что в России вышеперечисленные условия, необходимые для эффективного функционирования государственной службы, а также предупреждения и пресечения коррупции в ее системе, практически отсутствуют, а в тех сферах, где все же имеются, применяются крайне неэффективно.

Реализация данных нормативных правовых актов — дело ближайшей перспективы, поэтому будет вполне уместным обратиться к зарубежному опыту.

Как уже указывалось, одним из эффективных правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы является институт аттестации. Это обусловлено тем, что определение качеств, которыми обладает «государственный» человек, во все времена оставалось непременным атрибутом технологии власти и управления. [2, с.44] Имеющаяся нормативная правовая база по вопросу проведения аттестации государственных служащих, а также сложившаяся практика ее осуществления не в полной мере отвечают современным требованиям. Так, в нормативных правовых актах недостаточно точно определены цели аттестации как комплексного процесса мотивации персонала организации, не всегда учитываются изменения в действующем законодательстве о государственной службе, практически не используются возможности независимых экспертов при проведении аттестации государственного служащего. [4, с.28]

Помимо этого, проблемы, связанные с аттестацией государственных служащих, необходимо рассматривать без отрыва от политики отбора персонала на государственные должности. Как показывают многочисленные выборы, избранный руководитель чаще всего ведет за собой во власть людей, не подготовленных для государственной службы. Они остаются специалистами различных областей управления. В зарубежных государствах особое внимание уделяется формированию высшего слоя государственных служащих. В США, Великобритании, Франции, Германии и некоторых других странах этот слой формируется в основном не за счет «естественного» отбора из всей массы чиновников, а путем целенаправленного выращивания молодых кадров, специально предназначенных для вхождения в элиту [5, с.131]. Путь наверх начинается со сложных экзаменов, к которым допускаются лица определенного возраста (как правило, до 30 лет), имеющие высшее образование. Основную массу отобранных таким образом кандидатов традиционно составляют выпускники нескольких ведущих учебных заведений страны. [6, с.48]

Подготовка высококвалифицированных кадров для государственной службы в странах Запада имеет вековые традиции. Так, еще Наполеон призывал открыть государственную службу для самых одаренных людей. Именно в период его правления сформировались прочные традиции французской бюрократии.

Система отбора и подготовки государственных служащих в зарубежных государствах (США, Великобритания, Франция, Германия), их высокий социальный статус, защищенность от политического произвола, та важная роль, которую они играют в деле регулирования социально-экономических процессов, происходящих в обществе, способствуют формированию в этом слое элитарной морали. Ее составной частью является своеобразное чувство избранности и ответственности за состояние общества, культ управленческого профессионализма, прагматизма и трудолюбия. Слой чиновников в вышеперечисленных государствах относительно свободен от коррупции и партийных распрей и служит стабилизатором системы государственного управления в периоды политических неурядиц.

Одним из основных принципов государственной службы в странах Запада является принцип материального стимулирования государственных служащих. Обращаясь к российской действительности, приходится констатировать, что государство несправедливо и пренебрежительно относится к абсолютному большинству своих чиновников. Государственные служащие зачастую чувствуют себя политически и социально незащищенными. Между тем за эффективно работающий государственный аппарат обществу необходимо платить достаточно высокую цену. [7, с.30]

Необходим целый комплекс правовых и организационных мероприятий в этой сфере. Крайне важно настойчиво и целенаправленно формировать эффективную государственную систему социального обеспечения государственных служащих. Данная система могла бы включать в себя следующие гарантии: невысокую вероятность увольнения с государственной службы в связи со сменой политического руководства, достойную пенсию, продолжительный отпуск и иные социальные льготы, нередко отсутствующие в негосударственных организациях. Серьезным дополнительным стимулом может служить в некоторых случаях возможность получения после выхода в отставку высокооплачиваемой работы в коммерческих организациях.

В отечественном законодательстве о государственной службе было бы вполне оправданным предусмотреть определенную возможность для незначительной, менее оплачиваемой категории государственных служащих совмещения в той или иной форме основной работы с участием в некоторых коммерческих организациях, не имеющих прямого или косвенного отношения к их служебной деятельности. Для большинства государственных служащих запрет на такое участие должен быть сохранен. Несомненно, круг должностей, входящих в ту или иную группу, нуждается в детальной проработке и требует специального исследования.

 

Литература:

 

1.         Щукин A. B. Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации — задача общая //Право в Вооруженных Силах. 2013. № 4. — С. 2–4.

2.         Шнитенков A. B. Обычный подарок для служащего: проблемные вопросы законодательной регламентации //Юрист. 2013. № 9. — С. 33–36.

3.         Шабалин В. А. Политика и преступность //Государство и право. 2012. № 4.- С. 44–48.

4.         Цирин A. M. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти //Журнал российского права. 2012. № 3. — С. 28–33.

5.         Лобанов В. В. Служба высших руководителей в США //Государство и право. — 2010. № 6. — С. 131–135.

6.         Шишкарев С. Н. О содержании и дефинициях коррупционных правонарушений //Закон и право. 2013. № 4. — С. 10–14.

7.         Кузьминов Я. И. Механизмы коррупции и их особенное проявление в государственном аппарате. — М.: Материалы научно-практической конференции института МВФ РФ, 2012. — С. 30–35.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle