Библиографическое описание:

Яковлева М. П. Периодические обряды, посвященные духам-божествам в сказаниях эвенков рода Бута // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 1022-1027.

Род Бута является одним из древних родов эвенков, расселен по большой территории Амурской области, юга Якутии, севера Хабаровского края и о. Сахалин. Впервые данный род упоминается в письменных источниках XVII в. на средней части реки Алдана. В середине XIX в. среди удских эвенков, по рекам Бурее и Селемдже, на Сахалине и около Аяна, а в 50-е гг. XX в. — по притокам Алдана (Учур, Алгома), по Алдану ниже Учура, на р. Уде и в районе Аяна [4, с. 80]. Компактность проживания указанного рода позволяла им чаще поддерживать родственные отношения, тем самым сохраняя функции эвенкийского фольклора в своей среде. По традиции эвенков, при встречах даже двух-трех семей обязательно исполнялись песни, хороводы и героические нимнгаканы.

От представителей рода Бута записаны произведения различных фольклорных жанров — мифы, сказки, песни, образцы запретов — одё, различных благопожеланий — алга, также записано немалое количество героических сказаний эвенков. По устным сведениям многих эвенков, в роду Бута была сильна традиция исполнения героических сказаний, имелись известные сказители и певцы.

В текстах сказаний рода Бута обнаруживаются традиции и разнообразные черты обрядовой культуры эвенков, где они следуют эвенкийским традициям и обычаям. Особенно хорошо отражены взаимоотношения героев с духами-божествами природы.

Мировоззренческие представления эвенков о божествах, духах природы формировались, развивались и модифицировались на протяжении многих веков. В системе традиционных верований главное место занимают духи разных стихий и явлений природы, которые помогают эвенкам в жизни. Существуют разные категории пантеона духов — божества земли и неба, духи-хозяева природы, духи стихий, планет и созвездий.

Взаимоотношения человека-эвенка с различными духами-хозяевами природы регулировались через обряды «дарения — улганни», «кормления огня — имты» и различных просьб, обращений — алга, хира.

Обряд дарения — улганни проводят в местах, где живут духи-хозяева природы: перевалы, хребты, трудные места пути, берег реки. В этих местах привязывают на деревья ленточки из ткани, подшейные волосы оленей или кладут в подарок различные мелкие предметы.

Обряд кормления огня — имты. Эвенки всегда кормят огонь, каждый охотник, рыболов и большинство мужчин и женщин в наиболее важные моменты жизни совершают угощение огня. Огонь кормят по всевозможным случаям и почти ежедневно, т. к. вся жизнь эвенка зависит от огня. В эвенкийском мировоззрении считается, что посредством огня человек может обратиться к различным духам и божествам. Огонь угощают с просьбой дать удачи в промысле, по поводу семейных праздников, испрашивая благополучия для семьи, рода.

Обряды улганни и имты в героических сказаниях рода Бута показаны по традициям эвенков. Герои эпоса в трудных обстоятельствах обращаются за помощью к различным духам-хозяевам природы. По сюжету в сказании «Дулин Буга Торгандунин», сын богатыря Торгандуна Ивулчэн берет в жены девушку из верхнего мира Гелтынгачан-красавицу. Богатырь Ивулчен и девушка Гелтынгачан с приданым (стадом оленей, лошадей и коров) должны спуститься с верхнего мира в средний мир на родину Ивулчэна. Преодолеть границы верхнего и среднего миров очень трудно, т. к. в представлении эвенков горные хребты и неприступные скалы разделяют два мира. Гелтынгачан-красавица просит помощи у духа-хозяина гор и обращается к стоящей перед ними неприступной скале. Для того чтобы дух горы помог им, Гелтынгачан вначале совершает обряд улганни. Вынимает из кармана красный шелковый платок, половину платка вешает на растущую березу, другой половиной трижды взмахивает в сторону восхода солнца.

В этом же сказании «Дулин Буга Торгандунин» героиня Гахантыма девица при отъезде со своей родины на родину мужа совершает обряды имты и улганни. Она обращается к духам-хозяевам родной земли, которая представлена супружеской парой Эгдэр и Энгир энир. Героиня украшает растущую лиственницу, елочку и березу разноцветной подшейной шерстью оленей, волосами гривы лошадей, обрезками красного сукна, синего шелка, белого батиста, т. е. совершает обряд улганни. Затем она кормит огонь-дедушку праздничным угощением, совершает обряд имты.

Обряды улганни и имты сопровождаются обязательно просьбами — алга, хира. В обыденной жизни тексты этих просьб-обращений (алга, хира) по-своему содержанию лаконичны, в сказаниях же обращения-просьбы по форме объемны, т. к. они отражают поэтику эвенкийского эпоса.

Структура алга, хира в героических сказаниях рода Бута выглядит следующим образом:

1)      запевные слова;

2)      обращение к духу;

3)      представление себя духу (устная визитка);

4)      пояснение причины обращения за помощью;

5)      просьба к духу;

6)      благодарность и прославление духа;

7)      заканчивается запевными словами.

Таблица 1

Обращение-алга Гелтынгачан красавицы к духу горы:

Запевные слова Гелтынгачан:

Геро-геро героканин!

Геро-геро героканин!

Обращение к духу горы:

1.                  Эр-кэ, эр-кэ ичэкэл,

2.                  Дюр дёhун буга дёгдюрин

3.                  Дюгдюр амин бугав, би иччилэкмэ турэнмэв иргэлэви

ивкэл,

4.                  Долави долдыкал,

5.                  Сендуви силдыкал!

6.                  Де эр би дялалкан мэнми дяларбудям,

7.                  Токсокилкан мэнми тоӊкойдём,

8.                  Гэлэри бого гэлнэрэн,

9.                  Алтатты бого аӊнаран,

1.                  Вот, вот, смотри,

2.                  Преграда двух миров хребет-батюшка,

3.                  Мои проникновенные слова пойми разумом,

4.                  Прочувствуй нутром,

5.                  Выслушай ушами!

6.                  Вот я, имеющая суставы,

7.                  Явилась перед тобой, низко кланяюсь,

8.                  У меня большая просьба,

9.                  Мольба к тебе.

Представление себя этому духу (устная визитка).

1.                  Ӊи эма киливли оданды гунэкис,

2.                  Геван hунадин Гелтыӊачан гунмури

1.                  Если спросишь, кто я, что за девушка,

2.                  То я дочь Гевана Гелтынгачан-красавица

Пояснение причины обращения за помощью:

1.                  Дулин буга Торгандунин эhэв,

2.                  Угу буга Гаhантыма аhаканин эвэв

3.                  Дяпкун hунат оhилкан,

4.                  Йэгин унар саӊнян омолгилкан,

5.                  Кыре нюриктэлкэн, бурдян гургу того эhэкэвэтын

6.                  Омактат илари

7.                  Тыйис сэксэдук ийакилкан,

8.                  Алаhандя дюватын дюпты танды,

9.                  Одун сэксэдук оӊорулкан

10.              Угу айи hунадин эмэм.

11.              Дулин бугав бэгин иччидун

12.              Дулин буга Ивулчэндун

13.              Катун аhи ори ийакилкан одам.

14.              Дулин бугаду котун иччи окса,

15.              Һутэвэ балдывукса,

16.              Бэйэ тэкэнин омдак, тэриндем,

17.              Орон соhувэ самӊимдак,

18.              Мурин соhувэ куремдэк,

19.              Инак соhувэ иргимдэк, дюр эвэнкивэ иргимдэк,

20.              Илан эвэнкивэ иливумдак мэнми туспа, буга

21.              Котун иччин омдак эмэм.

22.              Де тара су бэгин иччивэр дулин буга Ивулчэнин

23.              Илан дэткэн дэлэмичэвэн ийактак,

24.              Аналлак иргиври энин бугалавар

25.              Исты ийакилкаhал биhиктын

26.              Сандал самӊинин,

27.              Саргы богон эӊэт самина биhикин,

 

1.                  От суровой крови мне было предсказано

2.                  По-новому разжечь с седыми волосами,

3.                  С бурой бородой огонь-дедушку,

4.                  Имеющего восемь искр-девушек,

5.                  Девять стелящихся дымов-сыновей,

6.                  Огонь дедушки Торгандуна средней земли

7.                  И бабушки Гахантыма девушки верхней земли,

8.                  Пришла я, дочь верхних аи,

 

9.                  И мне всевышним властителем рока

10.              Предсказано поддерживать домашний очаг их.

11.              Мне суждено стать госпожой женой

12.              Главного хозяина средней земли

13.              Ивулчэна средней земли.

14.              На средней земле, став госпожой хозяйкой,

15.              Должна родить детей,

16.              Чтобы продолжить человеческий род,

17.              Развести дымокур для оленей,

18.              Держать в изгороди лошадей,

19.              Развести крупный рогатый скот,

20.              Вскормить двух эвенков,

21.              Поставить на ноги трех эвенков [поставить на ноги поколения трех эвенков].

22.              И если суждено всем стадам

23.              Хозяина вашего Ивулчэна средней земли

24.              Благополучно добраться

25.              До своей матушки-земли,

26.              Если не суждено потухнуть его дымокурам

27.              И не суждено развеяться его счастью,

Просьба к духу:

1.                  Би иччилэкмэ турэнмэв иргэлэви ивуксэ,

2.                  Долави долдыкса,

3.                  Эр бу илан дэткэн дэлэмичэвун

4.                  Элэкинди батна эври артыкйа

5.                  Укурат ова биракан окса,

6.                  Артыкки ныксэ, букэл.

1.                  То проникновенные мои слова пойми разумом,

2.                  Прочувствуй нутром

3.                  И открой широкую дорогу,

4.                  Подобную струящейся речке,

5.                  Чтобы по ней смогли спуститься

6.                  Все наши стада

Благодарность и прославление духа:

Уруй-айкал огин!

Слава тебе, слава!

Заканчивается запевными словами:

Геро-геро героканин! [2, с. 292]

Геро-геро героканин! [2, с. 293].

 

Обрядность, связанная с представлениями о духах-хозяевах природы, была обусловлена моральными традициями иты, запретами — одё. Именно традициииты и запреты одё регулировали этические и социальные нормы жизни эвенков.

У эвенков существовал и существует устный свод узаконенных правил, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения. Он касался и отношений человека с окружающим миром. Это обозначалось словом иты (итин), имеющим значения «режим, закон, устав», а также обычай, традиция, порядок. По фольклорной версии мифов творения, иты оставил эвенкам творец Сэвэки, сотворивший среднюю землю и все прочее на земле. Как пишет знаток эвенкийского фольклора Г. И. Варламова, «Иты — это заповеди общечеловеческого содержания, по которым следует жить эвенку. Иты составляют общий свод положений и подобны библейским типа: не убий, люби ближнего своего» [1, с. 57]. Традиций иты придерживаются эвенки и в настоящей жизни. Например, соблюдают обычай нимат: «Буга бунэвэн бэеду эври мулан, борилдыври, нимадыври. Аӊадяканма карай-чадук мун-да эчэ абулла. Буга буми будиӊэн; — Делись безвозмездно, соблюдая обычай нимат. Еще ни один человек не умер от того, что накормил сироту, поэтому небо-родитель Буга, благословляя, даст пищу и тебе» [1, с. 57.]

Другое положение иты касается бережного отношения к природе: «Бутуннувэ дуннэ иргивки, бэе нян дуннэ токтан; — Всех и все земля растит, человек тоже ее соринка» [1, с. 57].

Одё — это свод конкретных правил, запретов-табу для повседневной жизни человека. Они являлись правилами для мужчин в охоте, для женщин и детей в быту. К примеру, мужчины не должны разбрасывать кости зверя, а сложить их на специально построенный лабаз (если зверь схоронен по всем традициям, то его душа вновь возродится и зверь не исчезнет в тайге). Многие одё относимые к женщинам оберегают рожениц: нельзя ходить в гости, поднимать тяжелые вещи, есть несвежую еду. Многие конкретные одё являются наставлениями для родителей — детей нельзя ругать, нужно спокойно объяснять последствия их поступков, маленьким детям нельзя позволять играть в шумные игры (если ребенок постоянно играет в шумные игры, впоследствии не будет уметь сосредотачиваться умственно) и т. д.

Эвенки и в настоящей жизни соблюдают указанные традиции — иты, одё, также совершают периодические обряды улганни и имты. Духи-хозяева местностей на хорошее отношение к ним человека всегда отвечают добром. Когда эвенки преодолевали реки, горы и другие трудные места благополучно, считали, что им помогли в этом духи-божества. Также поступают и персонажи в героических сказаниях рода Бута.

 

Литература:

 

1.         Варламова Г. И. 2004 Варламова Г. И. Мировоззрение эвенков. Отражение в фольклоре — Новосибирск: «Наука», 2004.

2.         Дулин буга Торгандунин — Торгандун среднего мира / Сост. А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 2013. — 856с. — (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.31).

3.         Типы героических сказаний эвенков / сост. Г. И. Варламова, А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 2008. — 228с. — (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 20).

4.         Эвенкийские героические сказания / Сост. А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 392с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle