Принципы организации досуговой деятельности в парковой зоне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 01.04.2015

Статья просмотрена: 2103 раза

Библиографическое описание:

Ялхороев, А. А. Принципы организации досуговой деятельности в парковой зоне / А. А. Ялхороев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 1122-1123. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16835/ (дата обращения: 18.04.2024).

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в настоящее время возрастает популярность отдыха на природе. Это обусловлено тем, что происходит урбанизация общества. При этом, процессы урбанизации, роста городов сопровождаются снижением количества мест отдыха в них.

В связи с этим, организация досуговой деятельности в парковой зоне является выходом из данной проблемной ситуации.

Досуг часто определяется как часть нерабочего времени, остающегося после вычета временных затрат, необходимых человеку на воспроизведение жизненных функций и реализацию физиологических потребностей. Однако следует принимать во внимание, что под досугом можно понимать и саму деятельность людей по реализации свободного времени, в том числе работников культурно-досуговых учреждений и профессиональных аниматоров [1].

Культурно-досуговую деятельность характеризуют две основные особенности:

-        отношение к данной деятельности не только как к профессии, но и как к внутренней потребности;

-        осуществление обмена не продуктами деятельности, а самой деятельностью через общение и развлечения.

Культурно-досуговую деятельность можно рассматривать как целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности и как перцептивно-коммуникативный процесс (восприятие и общение), определяемый ее потребностями и интересами и способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга [1].

Специфической формой культурно-досуговой деятельности является анимация, сущность которой состоит в вовлечении аудитории в активные формы культурного досуга.

С начала XXI в. наблюдается тенденция увеличения объема свободного времени и роста значимости досуга как общественной ценности, так как он обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. Культурно-досуговая деятельность призвана привлекать и приобщать человека к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения [2].

Досуг и культура тесно взаимосвязаны ввиду возможности реализации в досуге культурных и социальных потребностей, которые возникают в определенных социально- культурных условиях. Формы и содержание досуга формируются в рамках культуры конкретного общества, и реализация культуросозидающего потенциала досуга требует профессионального подхода к этой сфере жизнедеятельности. Современное российское общество характеризуется рядом типичных черт, обусловливающих тенденции в сфере досуга, а так-же необходимость изучения теоретических идей и технологий практики досуговой и анимационной деятельности в других странах.

К ним относятся:

-        изменение духовно-мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в российском обществе;

-        изменение экономического статуса социально-культурной деятельности, необходимость реализации потребности в развитии предпринимательства в сфере свободного времени;

-        переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

Социально-культурная деятельность — это процесс, который направлен на формирование условий для как можно более полного самоутверждения, развития и самореализации группы и личности в сфере досуга. При этом решается все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени: с общением, созданием и усвоением культурных ценностей.

Как известно, социально-культурная деятельность обладает своими, только ей присущими чертами. В первую очередь, она производится в досуговое (свободное) время, отличается добровольностью и свободой выбора, инициативностью различных коллективов, активностью индивидуумов.

Социально-культурная деятельность обуславливается региональными, национально-этническими традициями и особенностями. Она отличается многообразием видов, которое основывается на художественных, политических, познавательных, бытовых, профессиональных и других интересах людей разных возрастов.

Реализация осуществляется в неинституциональных и институциональных формах. Социально-культурная деятельность свободна от разного рода производственных, обучающих процессов, мотивации прибылью, бизнесом.

При выборе досугового занятия, связанного с самореализацией, саморазвитием, удовольствием, общением и оздоровлением, а так же с другими занятиями учитываются потребности и интересы человека.

Социально-культурная деятельность характеризуется глубокой индивидуальной направленностью. Это связано с тем, что она несет черты, которые определяются общественно-политической и биологической структурой личности. Следует сказать, что рассматриваемая деятельность может быть как коллективной, так и индивидуальной. Для нее характерна целенаправленность. Цель, поставленная сознательно, приводит процесс в движение.

Так, предварительная продуманность после определения задач, анализа той ситуации, в которой будет происходить действие, выбора средств и методов достижения определяют последовательность деятельности в общественно-культурной сфере. При рассмотрении основных черт данной деятельности особенным образом выделяется развивающий, гуманитарный характер. Это связано с тем, что в своей основе деятельность обладает культурными целями.

Анализ сущности рассматриваемого организационного процесса отражает взаимодействие творческих, репродуктивных, а также смешанных (репродуктивно-творческих) элементов. Формирующая деятельность считается необходимым условием в существовании и развитии человека. Репродуктивность является неизбежной и обязательной во многих формах досуговых занятий, художественной самодеятельности.

Одним из важнейших видов социально-культурной деятельности является досуговая деятельность в парковой зоне. Парковая зона — это определенное пространство в городе/или другом населенном пункте, которому присущи следующие основные черты:

-        наличие деревьев и иных растительных культур

-        обустройство мест отдыха

-        обустройство дорожек

-        наличие водных объектов

При этом, стоит отметить, что парковая зона должна быть в значительной степени освещенной в темное время суток.

Принципы организации досуговой деятельности, на взгляд автора, следующие:

1)      организация мест отдыха;

2)      организация программы отдыха;

3)      контроль за организацией досуговой деятельности.

Таким образом, важнейшим принципом организации досуговой деятельности в парковой зоне является правильная организация мест отдыха. Кроме того, каждый обустроенный парк должен иметь детскую площадку.

Второй аспект — организация программы отдыха. К нему относятся составление различных развлекательных программ, проводимых на свежем воздухе. К примеру, проведение Масленицы, праздника 1 Мая, 9 Мая и т. д. В этом случае организацией досуговых программ занимаются специальная уполномоченная команда.

И, наконец, последним из основных принципов организации досуговой деятельности в парковой зоне, является контроль за ходом выполнения программ. Безусловно, каждая программа должна быть согласована перед тем, как ее проводить. В связи с этим, контролю принадлежат следующие критерии оценки программ:

-        результативность

-        количество посетителей парка, привлеченных к участию (команда организаторов)

-        количество посетителей парка принявших участие в данной мероприятие.

Таким образом, организация досуговой деятельности в парковой зоне должна строится на основании трех обязательных принципов: правильная организация мест отдыха, эффективная программа для досуга гостей парка и контроль за результатами осуществления мероприятий.

 

Литература:

 

1.      Аванесова Г. А. «Культурно — досуговая деятельность: Теория и практика организации». — М.: Аспект Пресс, 2013.- 236с.

2.      Филатов И. «Что такое социально-культурная деятельность?»: http://fb.ru/article/65319/chto-takoe-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost

3.      Культурно-досуговая деятельность. Теоретические аспекты. http://o-dosuge.ru/teoreticheskie-osnovy-industrii-dosuga-za-rubezhom.html

 

Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурная деятельность, парковая зона, деятельность, свободное время, сфера досуга, общение, организация программы отдыха, посетитель парка, правильная организация мест отдыха, принцип организации.


Похожие статьи

Значение парковых зон для жителей городской среды

Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших провинциальных городков. Городские парки — это место, где люди могут проводить свободное время...

Парк развлечений как инновационная форма... | Молодой ученый

На сегодняшний день формат традиционного парка культуры и отдыха во многом устарел и не отвечает потребностям современного посетителя. Исходя из возможностей и особенностей парка, как субъекта социально-культурной сферы...

Роль организации активных досуговых процессов в современной...

Парковые зоны, места отдыха и площади городов становятся всё уютнее и краше.

Принцип смены деятельности является непременным условием отдыха и развлечений.

Поэтому содержание программы для культуры и отдыха сводится к следующему

Особенности организации досуговой деятельности подростков

Принципы организации досуговой деятельности в парковой зоне. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности.

Сфера досуга молодежи в современном мире | Статья в журнале...

Поэтому организация досуговой деятельности молодежи должна быть в определенной форме культурной и это одна из важнейших задач современного общества и

В сфере досуга молодые поколение преимущественно выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Эффективная организация свободного времени человеком...

Изучить организацию деятельности людей в их свободное время в условиях жизни в современном обществе.

2) Выяснить значение правильной организации свободного времени в жизни современного человека.

Организация семейного досуга в молодых семьях.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми...

Цель социально-культурной деятельностиорганизация целесообразного и содержательного досуга пожилых людей, удовлетворение и развитие

Для организации досуга и отдыха пожилых людей необходимо учитывать определенные требования.

Игра как один из методов досуговой деятельности в системе...

Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.

Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей.

В организации совместной досуга для детей и взрослых...

Проектирование парка отдыха со спортивным уклоном

Ранее в организации таких парков лидировал Советский Союз [4]. Еще в XIX в. в первых общественных садах появились площадки для гимнастики, тенниса, крокета, верховой езды [6]. В начале XX в. в крупных парках начали выделять зоны для занятий спортом...

Похожие статьи

Значение парковых зон для жителей городской среды

Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших провинциальных городков. Городские парки — это место, где люди могут проводить свободное время...

Парк развлечений как инновационная форма... | Молодой ученый

На сегодняшний день формат традиционного парка культуры и отдыха во многом устарел и не отвечает потребностям современного посетителя. Исходя из возможностей и особенностей парка, как субъекта социально-культурной сферы...

Роль организации активных досуговых процессов в современной...

Парковые зоны, места отдыха и площади городов становятся всё уютнее и краше.

Принцип смены деятельности является непременным условием отдыха и развлечений.

Поэтому содержание программы для культуры и отдыха сводится к следующему

Особенности организации досуговой деятельности подростков

Принципы организации досуговой деятельности в парковой зоне. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности.

Сфера досуга молодежи в современном мире | Статья в журнале...

Поэтому организация досуговой деятельности молодежи должна быть в определенной форме культурной и это одна из важнейших задач современного общества и

В сфере досуга молодые поколение преимущественно выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Эффективная организация свободного времени человеком...

Изучить организацию деятельности людей в их свободное время в условиях жизни в современном обществе.

2) Выяснить значение правильной организации свободного времени в жизни современного человека.

Организация семейного досуга в молодых семьях.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми...

Цель социально-культурной деятельностиорганизация целесообразного и содержательного досуга пожилых людей, удовлетворение и развитие

Для организации досуга и отдыха пожилых людей необходимо учитывать определенные требования.

Игра как один из методов досуговой деятельности в системе...

Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.

Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей.

В организации совместной досуга для детей и взрослых...

Проектирование парка отдыха со спортивным уклоном

Ранее в организации таких парков лидировал Советский Союз [4]. Еще в XIX в. в первых общественных садах появились площадки для гимнастики, тенниса, крокета, верховой езды [6]. В начале XX в. в крупных парках начали выделять зоны для занятий спортом...

Задать вопрос