Объемно-планировочная эволюция многофункциональных торговых комплексов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 30.03.2015

Статья просмотрена: 3025 раз

Библиографическое описание:

Девликамова, А. С. Объемно-планировочная эволюция многофункциональных торговых комплексов / А. С. Девликамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 1104-1109. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16814/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматривается эволюция планировочных решений многофункциональных торговых комплексов и их первых прототипов: агоры, римские базилики, ярмарки, торговые дома, пассажи, универмаги, торговые центры. Выявляются и обобщаются их характерные признаки и достоинства: эффективное использование городского пространства, объединение разнообразных функций на одной территории, предпосылки к созданию индивидуальных планировочных решений.

Ключевые слова: торговый комплекс, центр, многофункциональный.

 

В настоящее время строительство многофункциональных зданий приобрело наибольшую значимость для полноценного развития городской среды коммерчески ориентированного общества в крупнейших и крупных городах России. Малодоходные специализированные объекты в современном городе во многих случаях исчерпали свои возможности. Многофункциональные торговые комплексы (МФК) XXI представляют сложные пространственные структуры, основанные на социально-культурных, развлекательных и коммерчески ориентированных пространствах, требующие современной профессиональной оценки. Формирование МФК нового поколения повлекло распространение неоднозначных подходов в их характеристиках, обусловленных заинтересованностью в этих объектах широкого круга специалистов. Это продиктовало необходимость комплексного анализа МФК, неотъемлемой частью которого является историческое обоснование становления и развития их типов [1].

Исторический обзор позволил представить МФК нового поколения не как однажды возникший «продукт» на рынке недвижимости, а как результат хронологического наращивания функционально-конструктивных, объемно-планировочных типологических вариаций на следующих этапах истории:

1.                  Древний мир: прототипы МФК — агора ((рис. 1),Древняя Греция (Приена)); крытый рынок, базилика (Древний Рим) [2];

2.                  Средневековье — Ренессанс: прототипы МФК — рынок (ярмарка); жилой дом; мосты (рис. 2);

Рис. 1. Приена — план центральной части города. Агора в Приене (план)

 

Рис. 2. Мост Риальто (Венеция), торговый комплекс, арх. Антонио де Понте

 

3.                  Конец XVIII — начало XX века: МФК — торговые дома (рис.3); некоторые примеры пассажей, многоярусных универмагов;

Рис. 3 Торговый дом «Елисеевский магазин», Петербург, арх. Г. В. Барановский, 1903 г

 

4. Середина XX века: МФК — здания торговых центров, общественных центров (рис.4).

Рис. 4. Торговый центр Саусдэйл в Миннеаполисе, арх. В.Грюен, 1956 г.

 

Объединяющим началом формирования и развития МФК на разных этапах стало появление сопутствующих торговле общественных функций, как, например, деловых, общественного питания, культурных, развлекательных. Сфера торговых услуг обладала силой притяжения для иных форм городской жизни, отчасти из-за наличия мощного коммуникативного потенциала. Для того чтобы представить целостную картину эволюции функциональных изменений в МФК обратимся к таблице 1.

Хронологический ряд открывают прототипы МФК древнего мира, нашедшие воплощение в качестве открытых пространств. Многофункциональность формировалась разнородной общественной деятельностью при торговле, однако, в целом не требуя ряда специализированных помещений для своего выражения. Функциональное наполнение открытого пространства данного периода носило скорее случайный характер.

На следующем этапе (средневековье, (таблица 1)) следует схематизация МФК — открытой территории (площади), оформленной зданиями соответствующего функционального назначения (ратуша, храм, жилой дом). Многофункциональный торговый комплекс данного периода — это группа зданий и сооружений, образующих городскую площадь. Стоит также отметить появление МФК в качестве обитаемых мостов, образованных вследствие тесноты средневековых городов, ограниченных крепостными стенами.

Таблица 1

Эволюция функциональных изменений в многофункциональных торговых комплексах

Наименование этапа

Схемы функциональных изменений

Древний мир, Средневековье

К-ц 18 — нач.20 вв.

Середина 20 в

 

На данном этапе формировался важный элемент торговой площади и улицы — многофункциональная ячейка средневекового городского комплекса — жилой дом. Характер «частного многофункционального» торгового пространства жилого дома складывался за счет объединения:

1)                 жилья — верхние этажи дома; устройство летних домиков во дворе, бельведера для отдыха владельца и его семьи;

2)                 торговли — использование цокольного этажа, пристроя к жилому дому, первого этажа под размещение магазинов и связанных с ними деловых помещений, складов;

3)                 ремесла — использование цокольного и первого этажа здания; на задворках земельного участка горожанина размещались производственные постройки.

Жилой дом с торговлей и производством — это пример крытой структуры, занимаемой несколько этажей, где впервые использована возможность освоения подземного пространства в частности под складские помещения, что позволило определить этап начала формирования вертикального зонирования многоуровневых построек.

На следующей ступени развития МФК по таблице 1 (конец XVIII — начало XX века) продолжен процесс трансформации и насыщения функциями жилого дома (торговый, доходный дом).

В частности в России к началу XIX века рост торгово-промышленной активности, численности населения способствовал: привлечению торговой, деловой активности в центр крупных городов (Москва, Петербург); нарастающей плотности застройки; роста стоимости земли. На планировочной основе жилых особняков и за счет строительства экономичных и удобных двойных корпусов зданий со значительным увеличением этажности появились предпосылки к формированию МФК в качестве самодостаточного общественного здания. Структура МФК теперь целенаправленно предполагала возможность реализации различных потребностей, с целью привлечения возможно большего количества потребителей (например, многофункциональный торговый дом братьев Елисеевых — «Елисеевский магазин» в Петербурге, 1903 г., арх. Г. В. Барановский, (рис.3)) [3,4].

Выделим функциональные составляющие МФК, сформированного на основе торгового дома, описываемого периода:

1)      торговля (магазины, пассажи),

2)      жилье (гостиницы, квартиры, сдаваемые в аренду),

3)      деловая функция (банки, отделения и филиалы банков, конторы),

4)      культурные, зрелищные функции (театры, кинопавильоны),

5)      общественное питание (рестораны).

Конструктивно-планировочно многофункциональность формировалась за счет:

1)        застройки внутреннего двора бывших особняков, что расширяло площадь здания и давало возможность устройства, например, театральной сцены;

2)        надстройки в два и более этажей, для организации гостиничных комнат;

3)        объединение этажей здания за счет сноса перекрытий;

4)        полное переоборудование жилых корпусов для устройства магазинов или зрительных залов (театр имени М. Н. Ермоловой в Москве (ул. Горького, 5) 1897 г.);

5)        объединение ранее самостоятельных жилых построек в цельные торговые помещения.

Логическим продолжением интеграции общественных функций в крытое пространство стала необходимость в непосредственном совершенствовании зданий, предназначенных для торговли, нацеленных на массовый характер пребывания потребителя. Поэтому на следующей ступени (с середины XIX в) развития типов МФК можно обозначить некоторые примеры пассажей и многоярусных универмагов.

Органичное включение пассажа в плотную исторически сложившуюся среду города, предопределило не только его важную пространственно-коммуникативную роль. Пассаж становился многофункциональной структурой в результате:

1)                 создания в первом уровне транзитно-пешеходных связей с городскими улицами;

2)                 перепланировок внутреннего пространства для полноценного размещения театральных залов и зрелищных функций, что придавало пассажу характер центра искусств. Появилась возможность совместного использования этих зон для чтения лекций из-за наличия помещения с местами для зрителя и сцены для выступлений;

3)      сохранения торговли как функции массового привлечения потребителя;

4)                 функционального использования помещений пассажа под конторы и складские зоны.

О многофункциональном характере пассажа свидетельствовали примеры, в структуру которых, наряду с торговой функцией, интегрировались культурно-просветительские, зрелищные, жилые зоны (здание Петербургского Пассажа 1846–1848 гг, арх. Р. А. Желязевич, в 1899–1900 году перестроено инж. С. С. Козловым).

В конце XIX — начале XX веков помимо пассажа получил развитие многоярусный универмаг, который стал новым типом торговых зданий, воплощающий достижения в конструктивном и объемно — планировочном смысле. Отличительными прогрессивными чертами МФК данного типа было: использование каркасной системы; организация больших по площадям свободных пространств; создание комфортной атмосферы для потребителя внутри магазина; организация благоприятных условий работы для персонала (например, ясли для детей и медицинское обслуживание). Многоярусный универмаг обладал рядом объемно-планировочных новшеств: просторные торговые залы и рестораны большой вместимости; открытые парадные лестницы; большие поверхности остекления и витрины; организация атриумного пространства, инженерно-технических коммуникаций (универмаги в Париже: «Бон Марше» владельца Аристида Боусико (Aristide Boucicaut); в России — универмаг Гвардейского экономического общества, 1908–1910 гг., арх. Э. Ф. Виррих и др.).

Итак, появление новых форм торговли и способов организации внутренних пространств способствовали становлению новых характеристик типа МФК за счет:

1)      свободных торговых залов с организацией атриума;

2)      каркасной конструктивной системы;

3)      роскошного оформления интерьеров торговых пространств;

4)      целенаправленного формирования активного покупательского спроса.

Эволюция функциональных изменений МФК до середины XX века подводит к утверждению типа здания торгового центра (таблица 1). Развитие торговых центров было отражением процессов изменения социально — экономической, градостроительной, транспортной организации городской системы. Торговый центр Американским Институтом градостроительства был определен как «группа коммерческих предприятий, спроектированных, построенных, эксплуатируемых и управляемых как единое целое». Было отмечено, что содержание и организация объекта определяют разницу между магазином и торговым центром, который был призван объединить различные частные предприятия и общественные пространства разного функционального назначения в единый комплекс и тем самым предоставить благоприятную возможность на основе торгового центра впоследствии развить современный многофункциональный объект [5].

На структуру торговых центров оказала влияние территория их размещения по отношению к городу (торговые центры региональные, общегородские, в плотной городской среде). В целом, обобщая новации функционального наполнения, в торговых центрах можно выделить: 1) торговую функцию (универмаги, гипермаркеты, супермаркеты), 2) административную, 3) деловую (офисы, банки), 4) развлекательную (кинозалы), 5) культурные (театры, выставки), 6) спортивные (бассейны, стадионы), 7) общественное питание (рестораны, кафе). Новации в конструктивном отношении определили возможность использования транспорта в структуре здания (стоянки, гаражи, сквозные проезды), а также дальнейшее развитие инженерно-технических коммуникаций (лифты, эскалаторы, подъемники, дебаркадеры). Важным свойством торговых центров стала возможность не только роста в высоту (о чем свидетельствовало включение офисных башен, отелей), но и активное освоение подземного пространства (торговые галереи, подземные гаражи, станции метро, склады). В качестве примеров многофункциональных торговых центров середины XX века можно назвать: торговый центр Норсленд, 1954 г., Саусдэйл 1956 г., арх. В.Груэн США; торговый центр г.Камбернолд, 1962 г. и др. [6].

Становление торгового центра определило ряд преимуществ перед другими типами торговых зданий: объемно-планировочная гибкость структуры; возможность функциональных вариаций; формирование единого цельного пространства для реализации посетителем различных потребностей — все это стало неотъемлемой частью для развития МФК нового поколения (конец XX — начало XXI вв).

Подводя итог, стоит отметить некоторые особенности рассмотренных исторических типов МФК, которые в процессе современной интерпретации были восприняты комплексами нового поколения:

1)        эффективное использование земельных участков за счет роста в высоту и освоения подземного пространства;

2)        расширение спектра сопутствующих функций при торговле в соответствии с растущими социальными потребностями и новейшими достижениями в науке и технике;

3)        вариации в использовании композиционных схем планировочных решений: многоярусных, атриумных пространств, галерей и коридоров, зальной схемы планировки;

4)        формирование индивидуальных архитектурно — художественных композиций.

 

Литература:

 

1.         Вилкова А. С. Объемно-планировочная организация объектов досуга в структуре торговых комплексов: диссертация…к.арх.:05.23.21/ННГАСУ. Пенза, 2013

2.         Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т.2, 4, 5 /ред. В. Ф. Маркузона. — М.: Стройиздат, 1973 г. — 712 с.

3.         Анисимов А. В., Вилкова А. С. Исторические корни многофункциональных торговых комплексов с досуговыми функциями// Градостроительство № 2 — М., 2011 — с.39–44

4.         Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века.Т 2. Общественные здания. — СПб: Строитель, 1902 г.

5.         Федосеева И. Р. Торговые центры. — М.: Стройиздат, 1988. — 192 с

6.         Coleman P. Shopping Environments: Evolution, Planning and Design. — Architectural Press, 2006–464 p.

Основные термины (генерируются автоматически): торговый центр, жилой дом, древний мир, общественное питание, Петербург, центр, многоярусный универмаг, подземное пространство, торговая функция, торговый комплекс.


Ключевые слова

центр, торговый комплекс, многофункциональный., многофункциональный

Похожие статьи

Функции и особенности системы общественного питания

Ф. Котлер рассматривал в качестве центра модели не сам продукт, а ту пользу, которую получит клиент после приобретения этого продукта.

В современном мире функции общественного питания не ограничиваются только созданием условий для питания и отдыха, а...

Тенденции развития рынка общественного питания

Говоря о новых форматах предприятий общественного питания, необходимо сначала дать определение термину «формат заведения».

Коворкинг-центры или коворкинг-кафе основаны на предположении, что организовать рабочее пространство для многих специалистов...

Тенденции развития рынка общественного питания в России

Сектор общественного питания удовлетворяет очень сложный комплекс потребностей — от простого утоления чувства голода

Кофейни активно открываются в новых торговых центрах, но находятся не на одной линии с многочисленными фаст-фудами, а несколько в стороне.

Анализ проектирования семейного культурно-досугового центра...

Рис. 1. Проект Культурного центра Eemhuis. Другим примером может служить проект «Витра Хаус» (рис. 2), представляющий собой общественное здание, сочетающей функции офиса, выставочного пространства, объектов торговли.

Содержание экономической категории «сбытовая деятельность...»

Организация сбыта продукции как инструмент гармонизации производственной и торговой стратегии предприятия.

Санкт-Петербург: Изд-во — ПетС — Петерб. ун-та, 2013.

М.: Центр, Технологическая школа бизнеса, 1994.- 200 с. Новиков О. А., Семененко А. И...

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

многоструктурные креативные городские пространства, такие как лофты, зоны коворкинга и арт-территории, арт-кварталы, дизайнерские ритейл-стрит, центры современного искусства.

Дизайнерские ритейл-стрит — Street retail ― разновидность торговой недвижимости...

Торгово-развлекательные центры Архангельска

Если же торговые центры планируют строить в исторически сложившейся части города, требуется большое умение спроектировать здание так, чтобы оно вписывалось в концепцию этой зоны. Так, например, Центральный универмаг и Троицкий пассаж...

Современные проблемы многофункционального жилого комплекса

Несколько лет назад наиболее распространенными зданиями были двунаправленные комплексы, т. е. нежилые объекты, которые могут выполнять одну или две функции (торгово-офисные центры, торгово-развлекательные комплексы)...

Устойчивое городское планирование и моделирование устойчивых...

Количество объектов розничной торговли и общественного питания — 228.

В центре МО Северный расположены жилые дома, школы, детские сады, учреждения здравоохранения, небольшие ТЦ и магазины шаговой доступности.

Похожие статьи

Функции и особенности системы общественного питания

Ф. Котлер рассматривал в качестве центра модели не сам продукт, а ту пользу, которую получит клиент после приобретения этого продукта.

В современном мире функции общественного питания не ограничиваются только созданием условий для питания и отдыха, а...

Тенденции развития рынка общественного питания

Говоря о новых форматах предприятий общественного питания, необходимо сначала дать определение термину «формат заведения».

Коворкинг-центры или коворкинг-кафе основаны на предположении, что организовать рабочее пространство для многих специалистов...

Тенденции развития рынка общественного питания в России

Сектор общественного питания удовлетворяет очень сложный комплекс потребностей — от простого утоления чувства голода

Кофейни активно открываются в новых торговых центрах, но находятся не на одной линии с многочисленными фаст-фудами, а несколько в стороне.

Анализ проектирования семейного культурно-досугового центра...

Рис. 1. Проект Культурного центра Eemhuis. Другим примером может служить проект «Витра Хаус» (рис. 2), представляющий собой общественное здание, сочетающей функции офиса, выставочного пространства, объектов торговли.

Содержание экономической категории «сбытовая деятельность...»

Организация сбыта продукции как инструмент гармонизации производственной и торговой стратегии предприятия.

Санкт-Петербург: Изд-во — ПетС — Петерб. ун-та, 2013.

М.: Центр, Технологическая школа бизнеса, 1994.- 200 с. Новиков О. А., Семененко А. И...

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

многоструктурные креативные городские пространства, такие как лофты, зоны коворкинга и арт-территории, арт-кварталы, дизайнерские ритейл-стрит, центры современного искусства.

Дизайнерские ритейл-стрит — Street retail ― разновидность торговой недвижимости...

Торгово-развлекательные центры Архангельска

Если же торговые центры планируют строить в исторически сложившейся части города, требуется большое умение спроектировать здание так, чтобы оно вписывалось в концепцию этой зоны. Так, например, Центральный универмаг и Троицкий пассаж...

Современные проблемы многофункционального жилого комплекса

Несколько лет назад наиболее распространенными зданиями были двунаправленные комплексы, т. е. нежилые объекты, которые могут выполнять одну или две функции (торгово-офисные центры, торгово-развлекательные комплексы)...

Устойчивое городское планирование и моделирование устойчивых...

Количество объектов розничной торговли и общественного питания — 228.

В центре МО Северный расположены жилые дома, школы, детские сады, учреждения здравоохранения, небольшие ТЦ и магазины шаговой доступности.

Задать вопрос