Численные исследования работы ростверков под колонну при многорядном расположении свай | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 28.03.2015

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Кочеткова, М. В. Численные исследования работы ростверков под колонну при многорядном расположении свай / М. В. Кочеткова, Е. С. Алёнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16778/ (дата обращения: 20.04.2024).

Представлены результаты расчётов ростверков под колонны при многорядном расположении свай, опирающихся на скальный грунт, по программе «Лира», основанной на методе конечных элементов.

Ключевые слова:напряжённо-деформированное состояние, ростверки под колонны, моделирование.

 

Существующие методы расчёта ростверков под колонны не учитывают их сложную работу, являются приближёнными и несовершенными. Для совершенствования методов расчёта необходима информация о напряжённо-деформированном состоянии ростверков, которую можно получить в результате численного или физического экспериментов [1].

Рассмотрим результаты численных экспериментов двенадцати свайных ростверков под колонны по программе «Лира». Расчётные схемы ростверков определялись путём представления объёма ростверка в виде конечных элементов размером 100×200 мм и 150×200 мм.

На рис. 1 показан характер распределения напряжений sу по оси, проходящей через центр ростверка в продольном направлении (ось «А»), построены линии нулевых и максимальных напряжений sу.

Распределение напряжений sу показывает места расположения нагруженных, слабонагруженных и ненагруженных зон. При этом в наиболее нагруженных зонах напряжения sy дважды или трижды меняют знак. Наиболее нагруженными зонами являются: участок под колонной, то есть непосредственно под нагрузкой, и участки над сваями-опорами, которые расположены по осям 2 и 3 и находятся вблизи действия нагрузки. Эпюры напряжений sх также имеют несколько нулевых линий в пределах одного вертикального сечения в наиболее нагруженных зонах.

На рис. 2 показаны эпюры распределения нормальных напряжений sz по оси «А» в продольном направлении. Наибольшие сжимающие напряжения sz наблюдаются в верхнем слое, непосредственно под нагрузкой, и в нижнем слое над опорными площадками (сваями).

Рис.1. Распределение нормальных напряжений sу.

 

Рис. 2. Распределение нормальных напряжений sz.

 

По характеру распределения нормальных напряжений sz можно судить о размерах рабочей зоны сваи — опоры. С удалением свай от нагрузки уменьшается их рабочая площадь.

На рис. 3 показано, как меняются напряжения szнад опорными площадками.

Получены также данные о распределении касательных напряжений tху, tуz, tzх. Эпюры касательных напряжений меняют знак по высоте сечения и периодически изменяют характер распределения.

Таким образом, напряжённое состояние ростверков в значительной степени отличается от изгибаемых элементов.

а)

б)

Свая № 3

Свая № 1

Свая № 4

Свая № 2

Рис. 3. Линии равных напряжений σz в двенадцатисвайном ростверке: а — план ростверка; б — напряжения по поперечному сечению свай.

 

По результатам расчёта построены траектории главных напряжений (рис.4). Главные сжимающие напряжения концентрируются в пределах условных наклонных полос бетона, расположенных между колонной и сваями. Главные растягивающие напряжения концентрируются в горизонтальной плоскости между сваями-опорами вблизи нижней грани ростверка. Характерно, что наибольшая концентрация главных сжимающих напряжений наблюдается между колонной и центральными сваями.

В целом, картина напряжённо-деформированного состояния ростверков представляет собой условную каркасную структуру, элементы которой ориентированы в пространстве (рис.4).

Полученные результаты позволяют разработать методы расчёта и конструирования ростверков с помощью пространственных каркасно-стержневых моделей, которые учитывают волнообразное распределение усилий: от максимальных значений у центральных свай до небольших усилий у крайних свай (рис.5).

Рис. 4. Траектории главных напряжений s1 и s2.

Рис.5. Схема образования пространственных каркасно-стержневых моделей, линии равных напряжений

 

Литература:

 

1.                  Кочеткова М. В. Методика экспериментальных исследований многорядных свайных ростверков под колонны [Текст] / М. В. Кочеткова, Н. И. Гусев, К. С. Паршина // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 305–308.

2.                  Кочеткова, М. В. Экспериментальная оценка работы ростверков [Текст] / М. В. Кочеткова, Н. И. Гусев, О. В. Снежкина, К. С. Паршина — Пенза: ПГУАС, Региональная архитектура и строительство, № 1 (18), 2014.

3.                  Кочеткова, М. В. Совершенствование методов расчёта многорядных свайных ростверков под колонны [Текст] / М. В. Кочеткова, О. В. Снежкина, А. В. Корнюхин. — Пенза: ПГУАС, 2011. — 139 с.

Основные термины (генерируются автоматически): напряжение, свая, колонна, напряженно-деформированное состояние ростверков, продольное направление, траектория главных напряжений, характер распределения.


Похожие статьи

Методика экспериментальных исследований многорядных...

Особенностями напряжённо-деформированного состояния ростверков под колонну при многорядном расположении свай являются уменьшение значений напряжений над...

Развитие трещин в бетоне ростверков под колонны при...

Выявлена закономерность характера образования и развития трещин в ростверках под колонны путём физических экспериментов. Ключевые слова: ростверки под колонну при многорядном расположении свай, напряжённо-деформированное состояние...

Расчет напряженно-деформированного состояния...

Расчет напряженно-деформированного состояния цилиндрической оболочки по заданным перемещениям.

Основные термины (генерируются автоматически): цилиндрическая оболочка, допустимое напряжение, нагрузка, напряжение, случай нагружения, перемещение...

Расчет напряженно-деформированного состояния рамы...

В статье рассматривается напряженно-деформированное состояние рамы навесного плуга, полученное в программном комплексе ANSYS.

Главный брус рамы, на котором закреплены корпуса, скручивается, причем деформации увеличиваются в направлении от первой к пятой...

Натурное определение действующих напряжений в стальных...

напряжения, напряженно-деформированное состояние, конструкция, образец, тензометрический датчик, разгрузка

Модифицированный динамический инженерный метод расчета главных напряжений в дискретных материалах дорожных конструкций.

Обработка результатов экспериментальных исследований влияния...

Главной проблемой современного строительства является надежное прогнозирование напряженно-деформированного состояния, поэтому необходимо учитывать реальные

Методика экспериментальных исследований многорядных свайных ростверков под колонны.

Особенности напряженно-деформированного состояния...

- особенностью напряженно-деформированного состояния коротких балок с a/h0 от 1 до 1,5 является снижение угла наклона траекторий главных сжимающих напряжений...

Напряженно-деформированное состояние пологих...

Напряженно-деформированное состояние пологих и подъемистых конических оболочек с учетом влияния краевого эффекта.

где и — осевая и цилиндрическая жесткость стенки оболочки , . (16). Максимальные напряжения и деформации возникают у опорного кольца...

К оценке напряженно-деформированного состояния конических...

Для оценки напряженно-деформированного состояния конических оболочек считается целесообразным применение

, .(12). Рис 1. Эпюры деформаций и напряжений в поперечном сечении железобетонной оболочки с одиночной (а) и двойной (б) арматурой.

Похожие статьи

Методика экспериментальных исследований многорядных...

Особенностями напряжённо-деформированного состояния ростверков под колонну при многорядном расположении свай являются уменьшение значений напряжений над...

Развитие трещин в бетоне ростверков под колонны при...

Выявлена закономерность характера образования и развития трещин в ростверках под колонны путём физических экспериментов. Ключевые слова: ростверки под колонну при многорядном расположении свай, напряжённо-деформированное состояние...

Расчет напряженно-деформированного состояния...

Расчет напряженно-деформированного состояния цилиндрической оболочки по заданным перемещениям.

Основные термины (генерируются автоматически): цилиндрическая оболочка, допустимое напряжение, нагрузка, напряжение, случай нагружения, перемещение...

Расчет напряженно-деформированного состояния рамы...

В статье рассматривается напряженно-деформированное состояние рамы навесного плуга, полученное в программном комплексе ANSYS.

Главный брус рамы, на котором закреплены корпуса, скручивается, причем деформации увеличиваются в направлении от первой к пятой...

Натурное определение действующих напряжений в стальных...

напряжения, напряженно-деформированное состояние, конструкция, образец, тензометрический датчик, разгрузка

Модифицированный динамический инженерный метод расчета главных напряжений в дискретных материалах дорожных конструкций.

Обработка результатов экспериментальных исследований влияния...

Главной проблемой современного строительства является надежное прогнозирование напряженно-деформированного состояния, поэтому необходимо учитывать реальные

Методика экспериментальных исследований многорядных свайных ростверков под колонны.

Особенности напряженно-деформированного состояния...

- особенностью напряженно-деформированного состояния коротких балок с a/h0 от 1 до 1,5 является снижение угла наклона траекторий главных сжимающих напряжений...

Напряженно-деформированное состояние пологих...

Напряженно-деформированное состояние пологих и подъемистых конических оболочек с учетом влияния краевого эффекта.

где и — осевая и цилиндрическая жесткость стенки оболочки , . (16). Максимальные напряжения и деформации возникают у опорного кольца...

К оценке напряженно-деформированного состояния конических...

Для оценки напряженно-деформированного состояния конических оболочек считается целесообразным применение

, .(12). Рис 1. Эпюры деформаций и напряжений в поперечном сечении железобетонной оболочки с одиночной (а) и двойной (б) арматурой.

Задать вопрос