Библиографическое описание:

Тальянов А. В. Особенности организации деятельности мировых судей (часть 3) // Молодой ученый. — 2015. — №7.

Исторические причины возрождения в России в конце ХХ в. мировой юстиции были во многом обусловлены в том числе и новыми политическими условиями, а также правовыми реалиями. По свое изначальной правовой сути демократический институт мировой юстиции во многом призван был обеспечить доступность, простоту и быстроту судопроизводства, реализовать те общие тенденции в развитии уголовного судопроизводства, которые обозначились с принятием в 1993 г. Конституции РФ.

Приближение мировой юстиции к местам проживания граждан, обеспечение населения доступной юридической помощью, ускорение судопроизводства путем законодательного закрепления принципа сокращения сроков судебного разбирательства содействует тому, что мировые суды становятся надежным гарантом интересов граждан, общества и государства. У мировых судей появляется реальная возможность обеспечить возможность быстрого и одновременно законного и обоснованного разрешения большинства споров и конфликтов, тем самым эффективная защита конституционных прав человека.

Таким образом, причины возрождения института мировых судей в России носят закономерный, объективный характер и вызваны развитием общих тенденций совершенствования судопроизводства.

В настоящее время необходимо выявить следующие основные тенденции развития российского судопроизводства:

1)        расширение и укрепление демократических принципов, форм, институтов уголовного и гражданского процесса;

2)        дифференциация форм судопроизводства в зависимости от степени общественной опасности преступлений и других факторов;

3)        расширение прав личности в уголовном и гражданском процессе;

4)        усиление процессуальных гарантий, возрастание роли и значения процессуальной формы в рассмотрении дел [4, с. 4].

Таким образом, к объективным причинам возрождения в России института мировых судей следует отнести:

1)        Соответствие статуса мирового судьи тенденциям углубления специализации, профессионализации судей и разделению компетенции между судами различных звеньев;

2)        необходимость освобождения федеральных судей от рассмотрения незначительных дел в связи с увеличением количества обращений в суды;

3)        желательность ликвидации конфликтов путем активного использования примирительных процедур (восстановление правосудия);

4)        приближение правосудия к населению с привнесением элементов контроля населения за судебной системой.

С другой стороны, нельзя обойти стороной и тенденцию, в соответствии с которой воззрения на мирового судью как самостоятельную фигуру, который в ходе принятия решения руководствуется кроме правовых норм нравственными устоями, утратили свое превосходство (как это было в дореволюционной России). Мировой суд стал в своем традиционном воззрении как орган, призванный разрешать споры только на основании закона. Тем самым превалирует другой, более технологический подход, по которому введение института мировых судей прежде всего нацелено на то, чтобы разгрузить районные и городские суды, освободить их от «мелочевки» [5, с.25].

Цели, задачи мировой юстиции и права мировых судей находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости. Осуществление функций возможно лишь через реализацию полномочий мировых судей, в которых они и опосредуются. Такой теоретический подход обосновывает целесообразность дополнения Закона о мировых судьях статьей 1.1 «Основные цели и задачи мировых судей» следующего содержания: «Целью деятельности мирового судьи является обеспечение, охрана и защита прав и интересов личности, юридических лиц, государства, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан; усиление оперативности и оптимизации судопроизводства, направленность производства на примирение сторон, возможность применения альтернативных способов урегулирования конфликтов с учетом местной специфики.

Основной задачей мирового судьи является, воплощая идею судебного федерализма, справедливое осуществление правосудия от имени Российской Федерации при рас-смотрении им единолично по первой инстанции дел в порядке уголовного, гражданского, административного судопроизводства».

Следует также включить должность мирового судьи в перечень государственных должностей Российской Федерации для обеспечения соблюдения конституционных принципов независимости, единства статуса и финансирования судей за счет средств федерального бюджета.

В целях установления общности статуса мировых судей и судей федеральных судов, единства условий осуществления правосудия в Российской Федерации предлагаем отнести к ведению Российской Федерации разработку структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи (помощник судьи, секретарь судебного заседания и специалист судебного участка) как подразделения односоставного мирового суда, которое обеспечивает его работу и принадлежит к судебной власти Российской Федерации, и законодательное определение прав и обязанностей помощника судьи, секретаря судебного заседания и специалиста судебного участка. Целесообразно законодательно закрепить за мировым судьей как руководителем суда полномочия, касающиеся процедуры приема и увольнения, прохождения службы работников аппарата мирового судьи. Субъект Российской Федерации в этом случае должен обладать правом введения дополнительных должностей работников аппарата, финансирование которых должно осуществляться из бюджета субъекта Российской Федерации. Соответственно нужно дополнить Закон о мировых судьях статьей 3.1 «Компетенция мирового судьи в сфере организации судебной деятельности» и изложить ее в следующей редакции: «Мировой судья наряду с осуществлением полномочий судьи мирового суда, установленных для мирового судьи федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1)        организует работу судебного участка;

2)        устанавливает правила внутреннего трудового распорядка на судебном участке и обеспечивает контроль их выполнения;

3)        назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата;

4)        распределяет обязанности между работниками аппарата;

5)        принимает решения по вопросам поощрения работников аппарата или привлечения к дисциплинарной ответственности;

6)        осуществляет иные полномочия по организации судебного участка».

По информации Управления судебного департамента в 2014 году средняя нагрузка на мирового судью в Хабаровском крае составляла 222,4 дела в месяц. При этом нагрузка распределяется неравномерно не только между мировыми судьями, работающими в разных муниципальных районах края, но и между судьями, работающими в пределах одного муниципального района или городского округа. Особенно она высока у судей Солнечного, Амурского и Николаевского муниципальных районов.

В целях решения указанной проблемы в июле 2008 года по инициативе Законодательной Думы края федеральным законом число судебных участков в крае было увеличено с 69 до 75. Председателям районных судов федеральным законом было предоставлено право в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в пределах одного района передавать мотивированным распоряжением часть дел, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района, в случае, если нагрузка первого мирового судьи превышает среднюю нагрузку мировых судей в соответствующем судебном районе.

Судьями и учеными-юристами высказываются, в частности, следующие предложения по оптимизации нагрузки как средство правовой защиты участников судопроизводства:

-          укрупнение районных судов за счет объединения малосоставных районных судов и перераспределение штатной численности судей, введение практики административного судопроизводства, в том числе и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками, что позволит устранить существующую неравномерность распределения нагрузки и сделает правосудие более доступным для граждан;

-          принятие законов, которые меняют распределение дел между мировыми судьями и судьями районного звена. Служебная нагрузка судей районного звена по России в 2013 г. составляла в среднем 36, 8 дел в месяц, а у мировых судей превышала 200 дел. В связи с этим следует упростить порядок судебного разбирательства у мировых судей;

-          на судебных участках густонаселенных, экономически активных территорий необходимо увеличить количество помощников у мировых судей;

-          внедрение примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов урегулирования споров (в мировой практике применение этого способа внесудебного разрешения споров свидетельствует о том, что в 70–80 % случаях конфликты заканчиваются заключением соглашения между сторонами) Правовая база для этого имеется: с 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

-          расширение процессуальных прав помощника судьи и законодательное определение его функции при подготовке дела к рассмотрению (в частности, целесообразно было бы наделить помощника судьи правом по возвращению поступивших исковых заявлений, иных материалов, связанных с принятием и подготовкой дела к рассмотрению или оставлению его без движения, для устранения недостатков в соответствии с требованиями ст. 135 ГПК РФ, ст. 319, части второй ст.363, части третьей ст. 375, части второй ст.404 УПК РФ).

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

-          вывод о необходимости определения в рамках Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» правового положения мирового судьи, поскольку в настоящее время оно носит неопределенно двойственный характер: с одной стороны, мировой судья является судьей общей юрисдикции субъекта РФ, его введение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой — законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации;

-          предложение о дополнении Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» положением, определяющим порядок замещения отсутствующего мирового судьи. При этом возможно несколько вариантов замещения. Например, возложение обязанностей отсутствующего судьи на мирового судью ближайшего судебного участка при условии, если в административно-территориальном образовании имеется несколько судебных участков, либо на мирового судью ближайшего прилегающего административно-территориального образования, если в данном образовании имеется только один судебный участок;

-          предложение о дополнении Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» положением о создании в территориальных управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации специальных отделов (подразделений) для осуществления организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей.

Уменьшение расчетной численности населения для создания судебного участка хотя и не решило проблему в целом, тем не менее способствовало стабилизации работы мировых судей, улучшению качества размещения судебных участков и более широкому до-ступу граждан к правосудию.

Таким образом, законодателям и правоприменителям предстоит реализовать множество мероприятий по всестороннему и полному обеспечению деятельности мировых судей, сохранению за ними высокого социального статуса и построению сильной вертикали судебной власти в масштабах всей страны.

Возрождение мировых судей как самостоятельного социально — правового института в современной России вызвана следующими основными объективными причинами, связанными с процессами реформации и модернизации всех сфер общественной жизни, в том числе в сфере судоустройства и судопроизводства: возросшая роль судов в российском обществе как основного органа обеспечения защиты прав граждан; значительный количественный рост разрешаемых судами дел, вызвавший необходимость наличия отдельных судей (мировых), специализирующихся на единоличном рассмотрении и разрешении несложных дел в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства в условиях максимальной доступности и приближенности к населению.

 

Литература:

 

1.             Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2.             Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 2. — Ст. 223,

3.             Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ/ — 1998/ — N 51/ — Cт. 6270

4.             Дорошков, В. В. Проблемы мировой юстиции и пути их решения на современном этапе реформирования отечественной судебной системы [Текст] /В. В. Дорошков // Мировой судья. — 2013. — N 1. — С. 3 -6

5.             Нестеров, В. М. Организация деятельности мировых судей в Российской Федерации [Текст] / В. М. Нестеров // Мировой судья. — 2010. — N 12. — С. 24–26.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle