Библиографическое описание:

Тальянов А. В. Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2) // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 610-613.

В Российской Федерации с 2000 г. работают мировые судьи. Несмотря на незначительный период их деятельности, можно уже говорить о том, что мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, «мировая юстиция») заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития.

Сравнивая правовое положение мировых судей как звена судебной системы с правовым положением других звеньев судебной системы, следует сказать, что мировые судьи как звено судебной системы имеют целый ряд особенностей, несвойственных остальным звеньям судебной системы. Правильная организация работы ведет к высокому качеству осуществления правосудия и, следовательно, выполнению задачи по защите прав и свобод граждан.

Для обеспечения действительно самостоятельной судебной власти и в ее составе независимости мирового судьи необходимо обеспечить соответствующий статус аппарата мирового судьи.

Вопрос статуса и организации деятельности работников аппарата мирового судьи не менее важный для нормальной организации судебной власти.

Эти идеи были облачены в конкретные правовые нормы Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [2].

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее — суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

При этом в Законе сделана оговорка, что под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Требует урегулирования вопрос об организационном обеспечении деятельности мировых судей, где под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. В соответствии с федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» организационное обеспечение федеральных судов и органов судейского сообщества возлагается на Судебный департамент. В отношении же мировых судей Судебный департамент осуществляет лишь финансирование, в то время как материально-техническое их обеспечение возложено на органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации [7, с. 26].

На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 188-ФЗ обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации. Федеральный бюджет через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляет финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами.

В соответствии со ст. 9 ФЗ о мировых судьях работу мирового судьи обеспечивает его аппарат. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10 этого же Закона устанавливает, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Вместе с тем возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Возложение финансирования мировых судей и их расходов на заработную плату и материально-технического обеспечения на органы, относящиеся к различным ветвям государственной власти, порождает неопределенность и неоднозначность в создании условий для обеспечения правосудия, приводит к отсутствию единого подхода в осуществлении организационного обеспечения деятельности мировых судей в различных субъектах Российской Федерации. В этой связи следует поставить вопрос о создании в Управлениях судебного департамента при Верховном суде РФ специальных отделов (подразделений) для осуществления организационного обеспечения деятельности мировых судей. В случае если такое решение будет принято, то в федеральный закон «О Судебном департаменте Российской Федерации» потребуется внести соответствующие изменения и дополнения.

Весь аппарат мирового судьи входит в структуру государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, материально-техническое обеспечение мирового судьи осуществляет исполнительная власть субъекта Российской Федерации.

При этом система служебных отношений между мировым судьей с его неопределенным положением в системе государственной службы Российской Федерации и должностными лицами в его аппарате нормативно не установлены. Каждый субъект Российской Федерации строит систему гражданской службы в аппаратах мировых судей по своему разумению.

Ряд правоведов весьма справедливо выделяют следующие особенности организации деятельности мировых судей, которые отличают ее от организации деятельности других звеньев судебной системы.

1.      Осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков.

2.      Неурегулированность федеральным законодательством полномочий мировых судей как должностных лиц.

3.      Необходимость замещения мирового судьи в случае его отсутствия.

В соответствии с нормами ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, следовательно, по своей структуре мировые судьи сходны с ранее существовавшими односоставными районными судами, в которых один штатный судья выполнял в то же время обязанности председателя суда.

Так как Законом о мировых судьях установлены только процессуальные полномочия мировых судей, то остальные полномочия мировых судей в части организации их работы регулируются законами субъектов РФ и значительно отличаются как между собой, так и от полномочий председателей судов.

Так, например, согласно ст. 11 Закона Воронежской области от 13 декабря 2000 г. «О мировых судьях Воронежской области» мировой судья: председательствует в судебных заседаниях; организует работу аппарата мирового судьи и обслуживающего персонала; ведет личный прием, рассматривает предложения, заявления и жалобы; руководит ведением судебной статистики; осуществляет иные функции согласно действующему законодательству. В Законе Хабаровского края от 27.05.2009 № 244 «О мировых судьях в Хабаровском крае» организационные полномочия мировых судей вообще не указаны.

Таким образом, неурегулированность данного вопроса федеральным законодательством создают предпосылки для распределения обязанностей между работниками аппарата ненадлежащим образом, повышение квалификации аппарата мировым судьей проводится беспланово, от случая к случаю. Между тем, ненадлежащее оформление протокола судебного заседания в обязательном порядке влечет отмену решения, даже в том случае, если оно обоснованное и законное. Ошибка в делопроизводстве также может повлечь для сторон неблагоприятные последствия [6, с. 5].

Тем самым, в целях обеспечения прав граждан на справедливую судебную защиту представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» статьей с указанием должностных обязанностей мирового судьи.

Средний уровень нагрузки у мировых судей составляет 30 дел в неделю. При этом половина судей рассматривает меньше 23 дел и материалов в неделю. Наиболее распространенная ситуация, при которой судья рассматривает от 10 до 20 дел в неделю (25,9 %). При 8 часовом рабочем дне это составляет 48 минут на одно дело. Исследования о нагрузке судей и сотрудников аппарата судов проведенные 15 лет назад (в 1996 году) Минтрудом России и рекомендованные в качестве предельной нагрузки для судей и секретарей указывают иные нормативы [4]. В этих нормативах указаны временные затраты на каждую категорию дел, но в среднем на рассмотрение районным судьей одного уголовного дела с одним обвиняемым (при наличии двух и более обвиняемых идут поправочные коэффициенты в сторону увеличения) отводится 14 часов, а для рассмотрения одного гражданского дела — 7 часов 40 минут.

Соответственно, если даже не учитывать временные затраты на подготовку к заседанию и внепроцессуальную работу, получается, что при восьмичасовом рабочем дне в неделю возможно рассмотреть только 2,8 уголовных дел или 5 гражданских дел.

Таким образом, нагрузка мировых судей зависит от места расположения судебного участка, социально-психологического состояния населения, его восприятия понятия «судебная защита», от места расположения крупных предприятий, и других факторов, а не только от количества населения проживающих в границах судебного участка [9, с. 2].

Исходя из изложенного, критерием создания судебных участков на региональном уровне должно быть не только количество человек, проживающих на территории судебного участка, но и нагрузка на мировых судей по рассмотрению дел.

В связи с этим высказываются предложения ввести дополнительные критерии помимо критерия численности. При этом в городах определяющим должно быть количество уголовных преступлений и гражданская конфликтность, а в сельской местности — территориальная удаленность населенных пунктов.

Позитивным было бы создание в административно-территориальных единицах входящим в судебный район минимальное количество судебных участков мировых судей не менее двух. Тогда можно решить многие проблемы организационного и процессуального характера, в частности, замещения мировых судей во время их временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) либо при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи. В этом случае исполнение его обязанностей будет возлагаться на мирового судью другого судебного участка, но того же населенного пункта.

 

Литература:

 

1.         Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2.         Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 2. — Ст. 223,

3.         Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ/ — 1998/ — N 51/ — Cт. 6270

4.         Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов» [Текст] // Постановление Минтруда РФ, Минюста РФ от 27.06.1996 N 41б/06–74–125

5.         Анохина, В. Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей [Текст] / В. Ю. Анохина // Российская юстиция. — 2009. — № 11. — С. 40–48.

6.         Гарифуллина, А. Р. Некоторые аспекты организационного обеспечения деятельности мировых судей [Текст] / А. Р. Гарифуллина // Российский судья. — 2012. — № 6. — С. 5–10.

7.         Даниелян Д. Р. Об основных направлениях развития судебной системы [Текст] / Д. Н. Даниелян // Мировой судья. — 2013. — N 6. — С. 26–28.

8.         Дорошков В. В. Мировой cудья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности [Текст] / В. В. Дорошков. — М.: НОРМА, 2010. — 320 с.

9.         Дорошков В. В. Проблемы мировой юстиции и пути их решения на современном этапе реформирования отечественной судебной системы [Текст] / В. В. Дорошков // Мировой судья. — 2013. — N 1. — С. 2–5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle