Библиографическое описание:

Искакова М. А. Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 760-762.

Совершенствование образовательного процесса в направлении гуманизации требует творческого подхода к осмыслению понятия преемственности воспитания и путей ее реализации в современных условиях, глубокого анализа исторического педагогического наследия, современной практики воспитания, воспитательных возможностей дошкольного учреждения, школы, семьи; выявления тех позитивных сторон воспитательной работы, которые могут быть перенесены из дошкольного воспитания в школьную жизнь с учетом перспектив дальнейшего целостного, последовательного и преемственного формирования нравственных качеств личности.

Непрерывность формирования нравственных качеств личности может быть обеспечена оптимальной организацией преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой, представляющей собой одну из сторон целостного процесса развития личности ребенка. Вместе с тем, обнаруживается противоречие между развивающим и воспитывающим потенциалом преемственности и недостаточным уровнем его использования, в формировании нравственных качеств у детей дошкольного и школьного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что преемственность в нравственном воспитании необходимо рассматривать как согласованную связь между этапами нравственного воспитания, которая обеспечивает последовательность, поступательность, непрерывность в воспитании нравственных качеств личности, имеющую педагогическую и психологическую основу.

Анализ философско-этической, психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания нравственных качеств личности позволил выделить особенности преемственности этого процесса в дошкольном и общеобразовательном учреждениях. Выявлено, что они обусловлены единством общего и специфического.

К общему можно отнести то, что этот процесс организуется исходя из целей и задач нравственного воспитания.

К специфическому:

1)   дети принадлежат к разным возрастным группам;

2)    по мере взросления содержание, формы и методы обновляются, усложняются, появляются новые средства воспитательной деятельности, присущие новому возрастному этапу;

3)    различны перспективы нравственного воспитания личности;

4)        по мере освоения ребенком нравственных ценностей меняются педагогические пути руководства этим процессом.

Проанализировав современные исследования по проблеме преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, можно прийти к выводу, что все исследования делятся на 3 группы.

Первая группа — исследования, которые посвящены проблемам, преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного образовательного учреждения и школы.

Так, например, Л. М. Зайцева рассматривала преемственность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [1, с. 196].

В своем исследовании она обращает внимание на то, что преемственность есть сложное, целостное образование, закономерное, непрерывное, последовательное, взаимосвязанное чередование ступеней развития ребёнка.

В воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы Л. М. Зайцева рассматривает преемственность как динамичный, непрерывный, целенаправленный, комплексный, системный, перспективный, корректируемый процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребёнка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный к школе период.

Осмысление аксиологических аспектов развития преемственности в воспитании старших дошкольников и первоклассников позволило автору выделить ценностные ориентиры ее осуществления на современном этапе: понимание самоценности детства, необходимости изучения личности ребенка; использование при отборе содержания знаний важнейших закономерностей окружающей среды, доступных наблюдению и познанию детей; реализация воспитательных возможностей различных видов детской деятельности; совершенствование форм и методов воспитания, обеспечивающих поэтапное формирование физических и духовных качеств, удовлетворяющих интересы детей, их стремление к активности, творчеству, самореализации способностей, познанию, социоприродного окружения и взаимодействию с ним; личностно-ориентированный подход и гуманизация воспитания.

Исследователь, основываясь на экспериментальных данных, считает, что общими характеристиками старших дошкольников и первоклассников, являются: активность, стремление к развитию; преобладание когнитивного компонента в отношении к окружающему; стремление выявить существующие в мире связи и зависимости; наглядно-образный характер мышления; преимущество в развитии правого полушария головного мозга; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера, собственных действий; преобладание нравственных мотивов в системе мотивов, личности; интенсивность взаимодействия с природой; эмоциональность; преобладание непосредственно-чувственного восприятия окружающего; становление ребёнка субъектом различных видов; человеческой деятельности, особая значимость игровой деятельности в развитии ребёнка.

По мнению Л. М. Зайцевой преемственность между дошкольным учреждением и школой в экологическом воспитании детей обеспечивается связью, согласованностью и перспективностью задач, содержания, технологий воспитания экологической культуры; экологической компетентностью воспитателей и учителей; единством и последовательностью воспитательных воздействий со стороны педагогов, родителей, социоприродного окружения в целом. Эффективное осуществление преемственности в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников своим результатом имеет определенный уровень экологической воспитанности, критериями которой являются экологическая информированность, отношение к социоприродному окружению, опыт экологически целесообразной деятельности:

Ко второй группе можно отнести исследования по нравственному воспитанию и развитию детей;

О. М. Вотинова в своем исследовании рассматривает вопрос формирования эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье [2, с. 23]. По мнению О. М. Вотиновой в дошкольные годы формируются те качества личности, которые становятся в дальнейшем эмоциональной основой для нравственного воспитания. Она считает, что относительно — устойчивые нравственные качества могут быть сформированы у ребенка к семи годам, прочность, устойчивость нравственных качеств личности зависят от механизма положенного в основу педагогического воздействия, а формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от форм и методов воспитательной работы в семье. При организации опытно-экспериментальной работы реализация процесса формирования у детей эмоционально-нравственного опыта проходила на основе развития познавательного интереса ребенка к русской народной сказке, которая, как считает исследователь своей формой, содержанием и приемами воздействия на детей соответствует условиям и требованиям к ней как к педагогическому материалу. Интересным содержанием, простой, выразительной формой, живым, образным языком она привлекает внимание ребенка, действует на его чувства, способствует нравственному и эмоциональному воспитанию детей.

В результате исследования О. М. Вотиновой были выделены следующие наиболее эффективные формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию эмоционально-нравственного опыта: занятия, включающие в себе рассказывание сказки, беседу по ней; совместная деятельность педагога с детьми — познавательная, художественно-речевая, театрализованная и самостоятельная деятельность детей — игровая, театрализованная, продуктивная и т. д.; экскурсии; а также игры-упражнения для воспитания гуманного отношения к сверстникам, упражнения на выражение дружеских чувств, симпатий, сочувствия к окружающим, специально подготовленные и естественные ситуации-упражнения с нравственным содержанием, с целью обогащения детей нравственными представлениями на основе реализации имеющихся знаний в деятельности через пробуждение сочувствия, сопереживания, стремлении к оказанию помощи, внимания; приобретения детьми опыта эмоционально-нравственного поведения. В процессе работы по формированию у детей эмоционально-нравственного опыта воспитатели и родители отмечали, что дети переносят игровые ситуации, сюжеты сказок, роли в практику взаимодействия с окружающим миром, подражают и воспроизводят поведение окружающих людей.

Третья группа исследований связана с изучением проблемы воспитания и формирования нравственных качеств личности.

Так, С. А. Ефименкова исследует проблему формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников в процессе изучения курса «Основы православной культуры» [3, с. 189]. Автор выделяет такие нравственные качества как милосердие, послушание, трудолюбие. В ходе исследования была сконструирована модель духовно-нравственного воспитания и определены условия оптимального влиянии православной культуры на духовно-нравственное развитие учеников.

Личностно-ориентированный подход к формированию нравственных качеств младших школьников рассматривала Ф. М. Сулейманова [4, с.169]. Исследователем была предложена программа, а также выделены следующие факторы, выступающие движущими силами процесса формирования нравственных качеств личности: социальные факторы, отражающие потребности общества, его развитие; социально-педагогические факторы, связанные с развитием системы образования и ее управлением; педагогические факторы, включающие учебно-воспитательный процесс, взаимодействие учителей и учащихся: психолого-педагогические факторы, связанные с интеллектуальной, эмоционально-волевой и» действенно-практической сферами личности.

Таким образом, проведенный анализ научных работ показывает, что многими авторами исследовались различные аспекты нравственного воспитания (формирование эмоционально-нравственного опыта, духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры, развитие и формирование нравственно-волевых качеств, стимулирование и корректировка нравственного воспитания и т. д.) и преемственности (в экономическом, экологическом воспитании, в развитии художественной культуры, творческой направленности личности и т. д.), но до настоящего времени не проводилось комплексных исследований проблем преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

 

Литература:

 

1.      Зайцева, Л. М. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников [Текст]: дис....канд. пед. наук / Л. М. Зайцева — Смоленск, 2001. — 196 с.

2.      Вотинова, О. М. Формирование эмоционально — нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук / O. M. Вотинова. -М., 2005. -23 с.

3.      Ефименкова, С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры» [Текст]: дис....канд. пед. наук / С. А. Ефименкова, Курск, 2004.- 189 с.

4.      Сулейманова, Ф. М. Педагогические условия личностно-ориентированного подхода к формированию нравственных качеств младшего школьника [Текст]: Дис.... канд. пед. наук / Ф. М. Сулейманова — Москва, 2003.-169 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle