Библиографическое описание:

Ефимова А. А., Каменская Е. В., Степанова И. А. Социальная сфера сел Псковской области в рыночных условиях // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 408-412.

В статье предоставлен анализ изменения социальной сферы сел и деревень, качества жизни сельских жителей за 1990–2013 гг. на примере Псковской области.

Ключевые слова: социальная сфера, инфраструктура, образование, культура, заработная плата, экология.

 

Одним из направлений аграрной политики является развитие сельской социальной инфраструктуры. Главная цель инфраструктуры — создание благоприятных условий жизнедеятельности сельского населения.

К социальной инфраструктуре относятся образование, здравоохранение, жилищные условия, культура, спорт, почта и связь, торговля, бытовое и социальное обслуживание, транспорт.

По функциональному назначению объекты инфраструктуры включают комплексы: жилищно-коммунальный, социально-культурный, торгово-бытовой, энергетики и связи, дорожно-транспортный, административный [1].

Оценка уровня развития социальной сферы проводится, как правило, методом сравнения показателей в динамике или со среднерегиональным (среднероссийским) уровнем, или с действующими нормативами, стандартами.

В 90 годы основные социальные объекты были на балансах сельхозпредприятий. В крупнотоварном аграрном секторе с ухудшением финансовых показателей стало невозможным развивать, ремонтировать и содержать имеющийся потенциал социальной инфраструктуры. Свой отпечаток наложили и негативные демографические процессы.

В результате экономических преобразований, начатых в 1992 г., проблемы социальной сферы села были переданы с федерального на местный уровень. Попытка обеспечить социальную защищенность сельского населения с помощью органов местного самоуправления за счет передачи им объектов социальной инфраструктуры оказалась малоэффективной из-за отсутствия финансовых ресурсов, особенно в слаборазвитых депрессивных регионах.

Социокультурным центром, влияющим на уклад сел, их развитие, является сельская школа. Из-за демографических и финансовых проблем повсеместно были закрыты малокомплектные школы. Общее количество сельских школ за 25 лет сократилось почти в три раза (табл.1). Естественно, что сельские жители недовольны проводимой реформой образования. На сбор и транспортировку детей до места обучения и обратно требуется два-три, а то и более часов в сутки. Это дополнительные риски для здоровья и жизни детей. Мало времени остается на домашние задания, что отражается на качестве сельского образования.

Число дошкольных образовательных учреждений также сократилось за анализируемый период в 17 раз. Посещают эти учреждения лишь 27 % детей соответствующего возраста.

Происходит свертывание сети культурно-досугового типа [2–4]. Это привело к тому, что многие сельские населенные пункты не имеют ни стационарных, ни передвижных форм культурного обслуживания. Постоянно на селе снижается количество участков почтовой связи, предприятий розничной торговли и общественного питания. Прекратила свое существование сфера бытового обслуживания.

Таблица 1

Учреждения образования, культуры и связи в сельской местности Псковской области (на конец года)

 

Годы

1990

1995

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Число дошкольных учреждений

673

244

98

64

43

42

43

39

В них детей в процентах от численности детей соответствующего возраста

50,7

27,1

21,3

24,9

28,6

27,6

28,0

26,6

Число общеобразовательных дневных учреждений1)

454

421

358

283

180

169

167

164

В них учащихся2), человек

26536

30876

27039

16932

11177

10602

10257

9927

Число учреждений культурно-досугового типа: всего

811

518

467

425

317

388

361

356

на 10000 человек населения

26

18

17

19

16

19

18

18

Число общедоступных библиотек: всего

502

469

457

438

335

301

303

279

на 10000 человек населения

16

16

17

18

17

15

15

14

Книжный фонд общедоступных библиотек на 10000 человек населения, тыс.экз.

184

171

170

181

165

150

145

132

Число киноустановок

659

251

34

27

-

-

-

-

Число участков почтовой связи

х

1632

1482

1404

1262

1103

1082

1054

1) Включая филиалы.

2) На начало учебного года.

х) данных нет

 

Прямым следствием действия либеральной рыночной экономики стало повсеместное ухудшение социальной сферы на селе. Так, строительство образовательных учреждений, клубов и домов культуры, медицинских учреждений в сельской местности в основном прекратилось с 2000 г. (табл. 2).

Таблица 2

Строительство объектов социально-культурной сферы в сельской местности Псковской области

 

Годы

1990

1995

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Построено в сельской местности: общеобразовательных учреждений, ученических мест

1190

360

328

-

-

-

-

-

дошкольных образовательных учреждений, мест

673

-

-

-

-

-

-

-

учреждений культуры клубного типа, мест

400

-

50

-

-

-

-

-

амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену

90

95

-

-

12

28

-

-

жилых домов — всего, тыс. м2 общей площади

118,1

29,1

21,6

24,8

64,3

52

73,9

79,0

в том числе населением за счет собственных и заемных средств

12,3

17,6

19,0

24,8

33,4

28,1

40,6

56,5

 

После 2008 г. набирает темпы жилищное строительство в сельской местности. В основном это дачные застройки за счет собственных средств граждан.

Опросы специалистов сельских муниципальных образований показали, что значительная часть сельского жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии. Жилье жителей деревень по коммунальным удобствам значительно хуже городского. Сельские дома оборудованы водопроводом на 30 %, центральным отоплением менее чем наполовину, на 27 % — канализацией, на 14 % горячим водоснабжением, на 50 % — газом.

Коммуникации по водообеспечению и водоотведению в сельской местности практически не вводятся. Однако имеются положительные сдвиги в реализации программ по газификации и телефонизации сельского населения (табл. 3), рис. 1.

Таблица 3

Ввод в действие коммуникационной инфраструктуры Псковских деревень

 

Годы

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Ввод в действие в сельской местности: водопроводных сетей, км

34

3,0

-

-

-

-

-

-

2,3

-

-

3,2

канализационных сетей, км

6,9

1,1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

газовых сетей, км

6,2

2,2

-

2,70

-

-

-

26,45

4,5

21,1

18,7

48,3

АТС, тыс. номеров

-

1,5

-

-

-

1,18

0,30

-

-

-

-

31,8

линий электропередач напряжением, км 0,4 кВт

191,9

22,9

0,24

61,65

41,13

19,63

8,90

-

1,3

-

-

-

6–20 кВт

249,8

6,8

6,82

80,60

1,88

13,22

4,05

43,93

1,2

-

-

-

 

Значительное количество отдельных поселений не имеют подъездных дорог с твердым покрытием и не связаны с сетью путей сообщения. Строительство внутрихозяйственных автомобильных дорог на селе почти прекращено.

Рис. 1. Развитие сельской телефонной связи Псковской области

 

Плачевно положение сельского здравоохранения. Ежегодное сокращение фельдшерско-акушерских пунктов оставляет большинство населения деревень без медицинской помощи, поэтому смертность здесь выше в 2,3 раза по сравнению с городским населением.

Неудовлетворительное финансовое состояние большинства сельхозпредприятий привело к самой низкой из всех отраслей экономики заработной плате. Еще А. Смит писал: «Заработная плата, выплачиваемая поденщикам и работникам всякого рода, должна быть такой, чтобы они могли продолжить род поденщиков и работников на том уровне, какой потребуется возрастающим, уменьшающимся или стационарным спросом общества» [5, с.202].

Одним из показателей устойчивости социально-экономического положения населения является уровень безработицы. Число незанятых и зарегистрированных безработных согласно статотчетности в административных районах области постоянно снижается. Однако данные по сельской безработице отсутствуют. Опросы сельских жителей свидетельствуют об обратной тенденции.

Индикатором устойчивого развития территорий является состояние экологии. Если с 1990 г. до 2005 г. наблюдалось улучшение экологических показателей, то после 2005 г. они ухудшились в 14 административных районах по выбросу загрязняющих веществ в воздух от стационарных источников, особенно в Красногородском, Псковском, Печорском, Островском, Великолукском и Невельском районах. По сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы лидируют Островский, Псковский, Порховский, Стругокрасненский, Невельский, Печорский районы. Значительное ухудшение экологии наблюдается там, где функционируют мега-фермы.

Из всего вышесказанного следует, что социальная сфера села находится в критичном состоянии, не отвечает современным запросам сельских жителей. Тенденции, наблюдаемые в социальной сфере Псковских сел, характерны для большинства регионов России. Преломление ситуации вымирания сельских поселений возможно при повышении качества жизни сельских жителей. А это требует изменения механизма формирования муниципальных бюджетов.

 

Литература:

 

1.         Большакова Ю. А. Обеспечение устойчивого развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Диссертация на соискание ученой степени к. э.н. — 2014. — 195 с.

2.         Псковский статистический ежегодник. Статистический сборник в двух томах. /Псковобкомстат.- 2003.-Iт.-186с.

3.         Псковский статистический ежегодник. 2014: Cтат. сб./ П86 Псковстат. — П.- 2014. — 340 с.

4.         Псковская область в цифрах. 2014: Крат.стат.сб. (к 70-летию П86 образования Псковской области)/ Псковстат. — П.- 2014. — 149 с.

5.         Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I-III)- М. Наука,1992. — 572 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle