Библиографическое описание:

Кузнецова Н. П. Обзор научных исследований проблемы чтения в современной методической науке // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 665-668.

Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает…

Э. Лабуле

 

Наш век — век технологий. Сохранение навыка чтения у школьников становится особенно актуальным в условиях массового распространения интернета, который с одной стороны должен способствовать сохранению этого навыка, а с другой стороны серьезно его деформирует. Приоритеты поменялись. Молодое поколение уже не интересует чтение, но в большей степени интересуют технологии. Школьники не понимают художественную литературу и стараются все больше уделять свое внимание техническому прогрессу.

Все больше исследователей обращают свое внимание на вопросы, связанные с чтением. Статья посвящена анализу работ в исследованиях методик с 60-х годов по наше время.

В 70-е — 90-е годы количество работ, связанных с проблемой чтения очень мало. Многие исследователи уделяют внимание внеклассному чтению. Это понятие было предложено В. П. Шереметевским еще в 1886 году. В своей статье «В защиту живого слова…» ученый ввел термин «внеклассное чтение». Этот термин он связывал с чтением в классе и с семейным чтением. Ученый подводит знак равенства между семейным и самостоятельным чтением.

В работе Акбашевой А. С. «Уроки внеклассного чтения как средство педагогического взаимодействия на самостоятельное чтение школьника-подростка» (1975) автор пришел к выводам, что «усиление внимания к самостоятельному чтению ребенка связано в определенном смысле и с закономерной ограниченностью программы по литературе». Автор подводит нас к выводам, что внеклассное чтение способствует широким возможностям для реализации творчества каждого школьника.

В работе Рахманалиева Рустанали «Культура чтения как книговедческая проблема» (1986) автор приходит к выводам, что определять базовое понятие «культура чтения» надо с позиции книговедения. То есть автор предлагает разработать и обосновать книговедческую модель читательской деятельности.

В работе Николаевой Е. Л. «Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания школьников» (1999) автор рассматривает внеклассное чтение как один из факторов системы нравственного воспитания учащихся начальных классов современной школы.

В 90-е годы внеклассное чтение расценивают как инструмент к подходу о нравственном воспитании младших школьников.

В начале XXI века многие исследователи стали обращаться к проблематике вопроса, увеличивается количество работ, связанных с проблемой чтения. Термин «внеклассное чтение» заменяет термин «читательская самостоятельность» или «самостоятельное чтение». Причиной этого может служить увеличение книжной продукции разного уровня качества. Учитель больше не в состоянии руководить внеклассным чтением школьников, так как не может быть в курсе всех новинок детской школьной литературы. Учащиеся читают книги, которые рекомендует им друзья, книжные магазины, Интернет. Школа перестала влиять на внеклассное чтение и таким образом его контролировать. Такое чтение школьников и повлекло за тем, что понятие «внеклассное чтение» сменилось на понятие «самостоятельное чтение».

В работе Иншаковой О. А. «Развитие читательской самостоятельности учащихся в процессе изучения русской литературы в 5–9 классах средней школы»(2001) автор приходит к выводам, что «формирование и развитие читательской самостоятельности учащихся осуществляется на основе личностного отношения к изучаемым произведениям и происходит в аспекте их самоуглубления, обогащения мироощущения и миропонимания посредством установки на сотворчество с писателем, диалог с ним на основе «вчитывания», «вчувствования» в тексты и перечитывания их. Модель развития читательской самостоятельности базируется на стимулах читательской деятельности школьников в свете самопознания и ценностного самоопределения читательской личности».

В 2000-е годы исследователей интересует молодежь, ведь она представляет собой специфическую часть аудитории СМИ. Ее характеристики и черты обусловлены психологическими закономерностями и социальным положением развития данной группы, которая требует определенного подхода к себе. Исследователей интересует чтение в условиях развития, как привлечь молодежь к чтению. Что надо делать, чтобы сохранить аудиторию?

В работе Аникиной М. Е. «Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития» (2006) автор приходит к выводам, что «Резервы сохранения аудитории сегодня видятся в умении печатных изданий отвечать запросам читателей и оставаться интересными для них, в использовании редакциями новых технологических возможностей для модернизации собственной деятельности, а также в усовершенствовании системы распространения молодежной прессы с тем, чтобы сделать ее более доступной молодым людям».

В 2008 году Галактионова Т. Г. в своем исследовании «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования» предлагает ввести новые понятия, такие как «обучению чтению», «воспитание читателя», «формирование читательской культуры». Выделяет модели приобщения школьников к чтению в истории отечественной культуры. Модель «Послушничество», ориентированная на воспитание богопослушного человека, сохранение и развитие религиозной духовной традиции. Модель «Наставничество», направленная на общественно полезное воспитание, на образовательное чтение для общественной пользы. Модель «Развлечение», связанная с реализацией гедонистической функции чтения и предполагающая лояльное отношение к легкому, развлекательному чтению. Модель «Просвещение», ориентированная на воспитание образованного, нравственного человека путем овладения содержанием культурно и социально значимых текстов. Модель «Агитация», связанная с воспитанием оппозиционно настроенных членов общества, развитием революционных идей. Модель «Пропаганда», ориентированная на сохранение стабильности существующего строя путем овладения содержанием идеологически «грамотных» произведений. Модель «Руководство» — традиционно ориентированная на передачу опыта от старших к младшим с помощью содержания социально одобряемой литературы. Модель «Анархия» — отрицающая системное педагогическое влияние, ориентирующая на свободу выбора, регулируемую читательской модой, рекламой и ограниченную возможностями книжного рынка.

В 2011 году Колосова Е. А. в своей работе «Детское чтение в современной России» приходит к выводам, что «несмотря на изобилие в книжных магазинах дорогой и модной литературы, родители не перестали доверять книгам, на которых сами выросли, и продолжают воспитывать детей на основе этих книг, закладывая традиционные нормы и ценности. Чтение книг в детской среде остается более женским занятием, так же, как и во взрослом обществе. Выявлено три группы факторов, способствующих поддержке и развитию детского чтения в современной России. К макрофакторам отнесены устойчивое книгоиздание; сеть публичных детских библиотек; доступный рынок книготорговли; поддержка школ с литературным уклоном, стимулирующие условия формирования человека читающего. Мезофакторами следует считать процессы глобализации и информатизации в современном российском обществе. Микрофакторы — традиции чтения в семье, читающее окружение (сверстники), направленные действия воспитателей и учителей по приобщению подрастающего поколения к чтению».

В «Национальной программе поддержки и развития чтения» авторы ставят перед собой следующие задачи:

-          Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения — библиотек, образовательных и культурно — просветительских учреждений, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т. п.), системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно — методического изучения проблем чтения;

-          Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, а также между институтами и системой управления, обеспечивающего упорядочение соответствующего социокультурного пространства;

-          Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т. е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику в области чтения.

Вывод по статье:

На основе этого анализа, можно сделать вывод, что проблема кризиса чтения активизировалась примерно десять лет назад. Как мы видим, в последние годы обращения исследователей к данной проблематике стали более частотны. В 70-е — 90-е годы авторы уделяли внимание термину «внеклассное чтение». В 70-е годы они рассматривали применение внеклассного чтения, как способа, дающего широкие возможности для реализации творческого потенциала каждого школьника. В 90-е годы авторы приходят к выводу, что внеклассное чтение — это инструмент к реализации эффективного нравственного воспитания младших школьников. Таким образом, мы видим, что термин «внеклассное чтение» в разные годы трактовали по-разному, в зависимости от потребности актуализации того или иного направления воспитания учащихся.

В начале XXI века многие исследователи стали обращаться к проблематике вопроса, увеличивается количество работ, связанных с проблемой чтения. Термин «внеклассное чтение» заменяет термин «читательская самостоятельность» или «самостоятельное чтение». Причиной этого может служить увеличение книжной продукции разного уровня качества. Учитель больше не в состоянии руководить внеклассным чтением школьников, так как не может быть в курсе всех новинок детской школьной литературы. Существенно снизилась культура чтения, интересы учеников, а также претерпели изменения факторы, влияющие на сознание детей. Учащиеся читают книги, которые рекомендует им друзья, книжные магазины, Интернет. Школа перестала влиять на внеклассное чтение и таким образом его контролировать. Такое чтение школьников и повлекло за тем, что понятие «внеклассное чтение» сменилось на понятие «самостоятельное чтение».

В 2000-е годы исследователей интересует молодежь, ведь она представляет собой специфическую часть аудитории СМИ. Ее характеристики и черты обусловлены психологическими закономерностями и социальным положением развития данной группы, которая требует определенного подхода к себе. Исследователей интересует чтение в условиях развития, как привлечь молодежь к чтению. Что надо делать, чтобы сохранить аудиторию? Происходит пересмотр прежних методов, активно развивается поиск новых способов мотивации к чтению.

В 2008 году Галактионова Т. Г. в работе «Чтение школьников как социально — педагогический феномен открытого образования» предлагает ввести новые понятия, такие как «обучение чтению», «воспитание читателя», «формирование читательской культуры». Появление новой терминологии подводит нас к тому, что в современном мире кризис чтения более очевиден.

 

Литература:

 

1.         Рыбакова Л. Н. Подростковое пьянство: восприятие проблемы в России и Германии// Педагогика. — 2012. — № 5.

2.         Акбашева А. С. Уроки внеклассного чтения как средство педагогического воздействия на самостоятельное чтение школьника-подростка Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1975. 19 с.

3.         Рахманалиев Р. Культура чтения как книговедческая проблема Текст.: автореф. дис. канд.филол. наук. М., 1986.

4.         Николаева Е. Л. Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания младших школьников: дис. канд. пед. наук. М., 1999.

5.         Иншакова О. А. Развитие читательской самостоятельности учащихся в процессе изучения русской литературы в 5–9 классах средней школы: дис. канд. пед. наук. М.,2001.

6.         Аникина М. Е. Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета: дис. канд. филол. наук. М., 2006.

7.         Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: диссертация доктора педагогических наук. СПб, 2008.

8.         Колосова Е. А. Детское чтение в современной России: диссертация доктора социологических наук. М., 2011.

9.         Национальная программа поддержки и развития чтения <http://chtenie-21.ru/national> (дата обращения 25.04.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle