Детский научно-познавательный журнал как социально значимый государственный проект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 04.04.2015

Статья просмотрена: 1403 раза

Библиографическое описание:

Теплицкая, А. А. Детский научно-познавательный журнал как социально значимый государственный проект / А. А. Теплицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 1007-1010. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16566/ (дата обращения: 24.04.2024).

Детский журнал, являясь социально значимым проектом, должен быть частью государственной программы. В данной статье исследуются проблемы существования и развития некоммерческих детских изданий.

Ключевые слова: детская журналистика, детский журнал, научно-популярный журнал.

Popular science magazine for children is socially important project. In some countries, it becomes a significant part of the state program. The article investigates the problem of the existence and development of non-profit children’s magazines.

Keywords: children’s journalism, children’s magazines, popular-science.

 

Современная фаза развития человеческой цивилизации, определяемая как «постиндустриальное общество», отмечена необходимостью постоянного воспитания молодого поколения. Начальник главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов России МВД РФ Ю. Демидов отметил, что «на учете в органах внутренних дел сейчас стоит 175 тысяч несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений» [1]. Вандализм, воровство, распространение наркотиков, грабеж — по статистике, каждое двадцать третье расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии.

В связи с этими данными появление детей с активным, позитивным, гармоничным, иерархически выстроенным отношением к социальному миру и окружающей среде, со сформированным гражданским самосознанием, любовью к Родине и своему народу, обладающим крепким физическим здоровьем, раскрытой духовной одаренностью и высоким уровнем самосознания, представляется нам решением всех глобальных социальных проблем. Таким образом, среди приоритетных задач, стоящих перед правительством, выделяется воспитание гармонично-развитой личности как необходимого звена для организации современного демократического государства. Научно-популярный детский журнал представляет собой социально значимый проект, который, для получения необходимой поддержки, должен быть частью государственной программы.

В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает достойное место, как и детская журналистика в системе массмедиа, поскольку она обладает относительной автономией. Характеристикой этого могут стать следующие факторы: особые формы взаимодействия детей, уникальный язык, собственные регуляторы поведения и многие другие. Дети представляют собой особую, достаточно большую социальную группу, характеризующуюся собственным групповым сознанием, в то время как детская журналистика является равноправным сегментом журналистики и обладает особыми чертами.

Как взаимодействует институт детской прессы с органами государственного управления? Рассмотрим существующую практику в России, США и Канаде. Характерной особенностью современного периода развития медийного рынка России является диверсификация медийных активов в рамках крупных компаний, преследующая цели постепенного перехода на мультимедийные платформы развития издательского бизнеса. Общая благоприятная экономическая ситуация в стране до середины 2014 года способствовала организации широкой линейки СМИ путем взаимодействия с иностранными стратегическими партнерами, а также использования кредитных ресурсов. Однако несмотря на это, в России детские просветительские издания, даже признанные городской администрацией общественно-значимыми, не получают достаточного количества государственных дотаций. Детский журнал «Сибирячок» выходит при поддержке Иркутской областной организации, журнал «Спасайкин» выпускается благодаря официальной поддержке Национального антитеррористического комитета. Некоторые негосударственные учреждения культуры и детские общественные объединения поддерживают выпуск журналов («Свирелька», «Костер», «Мурзилка», «Клепа»). Кроме того, в 2011 году ассоциация детской и педагогической прессы Санкт-Петербурга объединила некоторые издания: «Костер», «Автобус», «На путях к новой школе», газеты «Пять углов», «Твоя семья» и «Детский сад со всех сторон». Все перечисленные издания получают регулярные, но негарантированные государственные дотации, а гранты выдаются по определенным статьям. По этой причине, средний тираж некоммерческого, качественного детского издания — 15–25 тысяч экземпляров, а штат составляют не более 18–20 сотрудников. Некоммерческие издания распространяются, в основном, по подписке; из-за недостатка финансирования в розницу поступает очень мало журналов.

Интересно, что, несмотря на довольно высокий интерес российского издательского сообщества к новым каналам коммуникации, у многих детских изданий отсутствует электронный аналог, а некоторые из них не представлены в Интернете даже официальным сайтом. Все же, не менее тридцати пяти российских детских изданий разместили свои он-лайн версии в Интернете, в том числе журналы «Мурзилка», «Пин-код», «Юный техник», «Костер», «Клепа» и некоторые другие. Однако оформление и контент данных ресурсов, даже которые были созданы при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, сильно отличается от западных аналогов что тоже можно объяснить недостатком финансирования.

Дефицит дотаций интерпретируется по-разному. Например, депутат Госдумы от Новосибирской области А. Насташевский уверен, «если мы называем себя демократической страной со свободной рыночной экономикой, то детский рынок должен существовать в рамках свободной конкуренции без целенаправленного вмешательства государства, которое, поддерживая одни издания, ставит их в неравные условия с другими» [2]. А Т. Андроменко, главный редактор уважаемого детского журнала «Мурзилка» просто отмечает отсутствие государственной поддержки и утверждает, что современная российская периодика вынуждена жить сама по себе.

К сожалению, проблема упадка качественной российской научно-популярной детской прессы кроется не только в недостатке государственной поддержки. Несмотря на распространенное мнение о малочисленности журналов для детей, рынок федеральной детской периодики состоит из более чем 80 наименований. Однако монопольное положение на российском рынке занимает европейский издательский концерн «Эгмонт» («Egmont International Holding»), которому, по разным оценкам, принадлежит более 72 % от всего объема детской периодики. В связи с этим, достаточно сложно говорить о национальной специфике журнала и полноценном нравственном воспитании.

Недостаточное понимание новых рыночных условий и отсутствие гибкой модели издания для своевременной адаптации на современном медиа рынке приводит к снижению популярности российских некоммерческих детских журналов среди молодежи. В результате, российские издания не имеют возможности конкурировать с западными, что, несомненно, сказывается на духовной культуре современного ребенка.

«Мы издаем не коммерческие издания, а издания воспитывающие, просвещающие» — отмечает И. Э. Воеводский, главный редактор Петербургского детского исторического журнала «Автобус» [3]. Значит ли это, что детский журнал должен выглядеть невзрачным и анахроничным? В чем кроется отсутствие возможности совмещения богатого внутреннего содержания и качественного внешнего оформления? «Журнал Автобус по-своему элитарен. Элитарен, в смысле рассчитан на тех читателей, которые ищут в журнале не развлечения, но пищу для ума». Это утверждение Воеводского противоречит самой сути научной популяризации. Задача продвижения науки представляет собой важнейшую социальную миссию современной журналистики, ведь приоритетными задачи научной популяризации являются: формирование комплексного знания у широкой аудитории, побуждение массовой аудитории к обсуждению событий научного мира, своевременное информирование аудитории о появлении новых продуктов и открытий, повышение культурного уровня населения, а также стимуляция читателя к поиску знаний. Разве не этого хотят добиться редактора научно-популярных детских изданий?

Обратимся к существующей практике выпуска детских научно-популярных журналов в таких странах, как Канада и США. Социально значимые детские журналы, имеющие целью воспитание подрастающего поколения, поддерживаются государственными и благотворительными организациями.

Ярким примером может служить детская версия популярного журнала «National Geographic» — «National Geographic Kids», которая издается с 1975 года Национальным географическим обществом, а тираж издания на 2014 год составляет 1,4 миллиона. Официально заявлено 18 изданий данного журнала в Болгарии, Хорватии, Египте, Греции, Венгрии, Индонезии, Израиле, Латинской Америке, Нидерландах/Бельгии, Румынии, России, Сербии, Словении, Южной Африке (2 издания), Турции и Великобритании. Огромная популярность журнала обуславливается постоянной рекламой на разных медийных платформах географического национального общества: реклама «National Geographic Kids» на сайтах http://www.nationalgeographic.com/ и http://natgeotv.com/ru, а также на ТВ каналах «National Geographic Channel HD», «Nat Geo Music», «Nat Geo Junior», «Nat Geo Wild», «Adventure». Отдельно стоит упомянуть акции, конкурсы и розыгрыши призов, направленные на поддержание экологии планеты и спасение дикой природы. Издательство «National Geographic» также выпускает книги, альманахи, бюллетени и справочную литературы, в том числе и детскую. В качестве примера можно отметить «Puppy Love» («Щенячья любовь»), «How to speak cat» («Как говорить по-кошачьи»), «1,000 facts about the Bible» («1000 фактов о Библии»), «National Geographic Little Kids First Big Book of Bugs» («Первая большая книга про жуков»), «National Geographic Little Kids First Big Book of Who» («Кто есть кто»), «National Geographic Kids Cookbook» («Кулинарная книга») и многие другие. В связи со всем вышеперечисленным, можно обозначить «National Geographic» как гигантский медаихолдинг, обладающий возможностью непрерывной взаиморекламы собственных продуктов на различных площадках, поддерживаемый различными коммерческими и государственными организациями.

В качестве не столь известного примера можно привести ежеквартальный детский исторический журнал «Kayak», выпускаемый Национальным историческим канадским обществом, частично финансируется правительством Канады через департамент по вопросам национального наследия. Признан авторитетной ассоциацией Parents’ Choice («Выбор родителей») одним из лучших исторических детских журналов мира и выпускается тиражом в 95,000 экземпляров. Издание «Kayak» не обладает столь высоким тиражом как «National Geographic Kids», что в том числе объясняется национальным своеобразием журнала, его локальностью, однако пользуется большой популярностью на территории страны и существует не только благодаря средствам подписчиков и рекламным площадкам, но и за счет государственных грантов, премий и постоянной поддержке правительства Канады.

Журнал «WILD», финансирующийся благотворительной некоммерческой организацией — Канадской федерацией охраны дикой природы, которая распространяя знания о воздействии человека на окружающую среду, спонсирует исследования, содействует устойчивому использованию природных ресурсов и призывает жить в гармонии с природой — выпускается тиражом 314,000 копий.

В США одно из старейших детских американских изданий — «Ranger Rick» — издается Национальной Федерацией дикой природы — в 2015 году имеет тираж 525,000 экземпляров. Не раз отмечался престижными премиями такими как «Parent’s Choice» и «Association of Educational Publishers Distinguished Achievement Award» в номинациях «Лучшее детское издание», «Лучшая история», «Лучший фотограф», «Лучший дизайн статьи», «Лучшая журнальная иллюстрация», «Лучшее руководство для учителя», «Лучший образовательный веб-ресурс».

Можно подвести итог, что практика западных стран, таких как США и Канада показывает, что детский научно-популярных журнал, имеющий достаточную государственную поддержку и получающий дополнительное финансирование от частного сектора экономики может стать успешным коммерческим проектом, приносящим практическую пользу населению страны. Никто не станет отрицать, что появление качественного познавательного российского детского журнала, содержавшего материалы, в том числе, о национальном своеобразии и культурном наследии страны, будет активно способствовать повышению нравственного, интеллектуального, духовного и культурного уровня молодого поколения.

Модель детского научно-популярного журнала трансформируется, подчиняясь правилам медиа-рынка — это основной фактор развития конкурентоспособного издания в современных условиях. К удивлению западных руководителей медиа-холдингов, многие редакторы детских изданий в России изначально позиционируют детские издания как социальное предпринимательство, предполагая, что журнал приносит прибыль, но не является источником доходов. Если рассматривать федеральную статистику распределения населения России по возрастным группам на январь 2014 года, то количество детей младше 19 лет включительно составляет 30,340 тысяч человек, людей от 20 лет до 50 лет — 63,706 тысяч человек, от 50 и более — 49,622 тысячи человек. Несмотря на то, что возрастная группа, охватывающее население, проживающее на территории Российской Федерации по достижению 19-летнего возраста, уступает остальным возрастным группам, все же потенциальная аудитория составляет 30,3 % от всеобщего населения страны. В связи с этим детская журналистика открывает дополнительную аудиторию с огромными перспективами для развития сфере медиабизнеса в России.

 

Литература:

 

1.         Информационное агентство «РИА Новости». Режим доступа: http://ria.ru/incidents/20140210/994074948.html (дата обращения: 13.02.2015).

2.         Сергеева В. Детские журналы в ожидании чуда // Честное слово. № 31. Режим доступа: http://www.chslovo.com/articles/6115984/ (дата обращения 14.02.2015).

3.         Воеводский И. Э., Что волнует главного редактора детского журнала // Современная детская пресса: векторы развития. 2005. С.39.

Основные термины (генерируются автоматически): издание, Россия, детская, детская журналистика, детский журнал, журнал, США, дикая природа, Канада, главный редактор.


Ключевые слова

детская журналистика, детский журнал, научно-популярный журнал., научно-популярный журнал

Похожие статьи

Специфика социальных функций детских периодических изданий...

Данных о реальном количестве выходящих в свет детских изданий нет. В последние годы заметно сокращается количество детских газет, часть из них начало выходить в свет как журналы, часть просто прекратили существование.

Современные периодические издания для детей дошкольного...

Помимо неурядиц со спецификой изданий, детские журналы сталкиваются еще с рядом сложных задач. С каждым годом уменьшается количество авторов, желающих работать в данной сфере, сокращаются тиражи изданий для малышей...

Похожие статьи

Специфика социальных функций детских периодических изданий...

Данных о реальном количестве выходящих в свет детских изданий нет. В последние годы заметно сокращается количество детских газет, часть из них начало выходить в свет как журналы, часть просто прекратили существование.

Современные периодические издания для детей дошкольного...

Помимо неурядиц со спецификой изданий, детские журналы сталкиваются еще с рядом сложных задач. С каждым годом уменьшается количество авторов, желающих работать в данной сфере, сокращаются тиражи изданий для малышей...

Задать вопрос