Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 23.03.2015

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Какичев, В. Д. Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии) / В. Д. Какичев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 769-773. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16520/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учитель-ученик.

Ключевые слова: IT-технологии, проектирование, мониторинг.

 

Сегодня все чаще звучит тема применения новых информационных технологий в школе. Если раньше первые компьютеры и программы к ним имели явное несовершенство, то и рассчитывать на них как на регулярное средство обучения было нельзя. Программные средства не позволяли проявить преимущество над другими традиционными формами и методами обучения. На современном этапе ситуация кардинально изменилась. Компьютер прочно входит в процесс обучения.

Современные информационные технологии, применяемые в образовательном процессе, являют собой новые способы получения знаний, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения современного школьника и направлены на решение главной задачи образовательной политики, отраженной в концепции модернизации российского образования, — достижение нового современного качества школьного образования. IT-технологии позволяют с одной стороны повысить мотивацию детей, с другой стороны уйти от традиционных способов преподавания.

Существует много различных вариантов организации учебных занятий с применением информационных технологий.

Мониторинг и контроль достижений учащихся. Использование различных компьютерных программ позволяет оптимизировать процесс — возможность подобрать индивидуальную сложность заданий, темп работы, возможность альтернативного оценивания, что особенно важно, на мой взгляд, при работе с различными категориями учащихся. Такая работа позволяет сочетать различные формы работы. Вопросы и задания, составленные с учетом индивидуальных потребностей, способствуют активизации мышления, подталкивают к поиску и анализу информации. Хотелось бы отметить еще и тот факт, что при электронном оценивании исчезает субъективизм в оценивании учащихся.

Использование различных программ при проектировании, проведении урока. В качестве примера приведу методическую разработку урока по теме «Движение вод Мирового океана: волны». Ресурс, создан на базе программ: FrontPage, MyTest, с использованием интерактивной карты издательства «Дрофа», программы-тренажера Globe. С методической разработкой занятия и медиа сопровождением можно познакомиться на страницах порталов:

-        «Открытый класс»- http://www.openclass.ru/node/303855

-        «Proshkolu.ru»- http://www.proshkolu.ru/user/kakichev2012/file/2940125/

Занятия такого типа можно проводить в двух вариантах: 1- возможно самостоятельное изучение темы — для работы необходим компьютерный класс, количество компьютеров по количеству учащихся класса. Ученику необходимо открыть папку «движение вод Мирового океана, веб-страницу «Главная». А далее следовать инструкциям на экране, после прохождения каждого из этапов; 2 — использование интерактивной доски — совместная работа учителя и учеников.

Структурные элементы урока

Дидактические задачи

Учитель

Ученик

Показатели результатов

Орг.момент

Подготовка к работе на уроке

Настраивает на работу на уроке

Включение в работу

Готовность к включению в деловой рабочий режим работы

Актуализация знаний

Актуализировать знания, умения, обеспечить мотивацию и восприятие цели урока

Определение уровня подготовки по теме

Устный фронтальный опрос (повторение); электронное индивидуальное тестирование

Готовность к активно-познавательной деятельности

Изучение нового материала

Обеспечение условий успешного усвоения новых знаний и способов действий

Организовывает работу, обеспечивает подачу нового материала

Выполняют задания, инструкции учителя

Выполнение заданий, тренингов

Подведение итогов

Дать оценку и анализ успешности достижения цели

Оценивает работу учащихся

Подводят итоги, делают выводы

Адекватность оценки учителя, ученика

Географический диктант

Изучение, закрепление знаний географической номенклатуры

Организовывает работу, осуществляет помощь контроль

Работают с интерактивной картой, тренажером

(на выбор учащегося)

Выполнение поставленных задач

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения

Подведение итогов

Подведение итогов

Открытость учащихся в оценке своих действий, самоценке

Дом. задание

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения Д. З.

Дает дом. задание, инструкции по подготовке

Записывают дом. задание

Реализация условий для выполнения д. з.

 

На уроках возможно активное использование созданных тренажеров. Например, тренажер по определению крайних точек России — http://www.openclass.ru/node/303856.

 

 

Среди актуальных форм работы хотелось бы обратить внимание на организацию взаимодействия посредством сети Интернет. С одной стороны это постоянно обновляющийся и растущий источник знаний, с другой средство взаимодействия между учителем и учеником. Например, на основе сервисов Google возможна организация взаимодействия не только между учителем и учеником, но и между учителями предметниками в рамках методических объединений муниципалитета, округа и т. д.

Создание интерактивных форм:

 

 

Сбор и обобщение выполненной работы:

Описание: C:\Users\Завуч\Desktop\Рисунок1.png

 

Использование разнообразных IT-технологий позволяет:

-        Сделать учебный процесс значимым для ребенка;

-        Оптимизировать время различных этапов учебного занятия;

-        Выстраивать индивидуальную траекторию обучающихся;

-        Оперативно обмениваться информацией, как с учениками, так и с коллегами

Среди положительных моментов использования IT-технологий можно выделить ощутимый рост уровня проявления интереса к содержанию процесса обучения, возрастание активности в урочной и внеурочной деятельности, формирование и развитие мотивации, рост авторитета учителя — «идет в ногу со временем». Бесспорно, компьютеризация — великое благо в процессе обучения, но не следует забывать и об отрицательных моментах — работа, как правило, лишена эмоциональности, слабое развитие речевой культуры.

Подводя итог, можно отметить, что компьютерное обучение имеет, как достоинства, так и недостатки. Компьютер при всех его достоинствах никогда не сможет заменить работы с живым и эмоциональным учителем. Необходимо адаптировать программы и сам процесс использования технологии с учетом возраста, уровня подготовки и возможностей.

 

Литература:

 

1.         Кучма В. Р.,Степанова М. И., Текшева Л. М. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков/ В. Р. Кучма, М. И. Степанова, Л. М. Текшева; под ред. В. Р. Кучмы. — М.: Просвещение, 2013.

2.         Красильникова, В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В. А. Красильникова //Информатизация и образование. — 2003. — № 4. -С.21–27. ISSN 1561–4492.

3.         Информационные технологии в образовании/ авт.-сост.О. А. Минич: Красико-Принт, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, подведение итогов, движение вод, задание, Мировой океан, организация взаимодействия, процесс обучения, уровень подготовки, ученик.


Похожие статьи

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении

Она рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки и предполагает, что все работают в одном темпе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Содержание обучения; Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса

Оценка результатов и процесса. а) оформление конечных результатов; б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Она находится на 148 уровне небоскреба, на высоте 555 метров.

Таким образом, используя ситуационные задачи, учитель мотивирует ученика на поэтапное

Система заданий: пособие для учителей общеобразовательных организаций; под ред. С. Г. Ковалевой, О. Б. Логиновой.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система

Предметные результаты обучения. Требования к предметным результатам обучения

К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с...

Организация исследовательской деятельности с использованием...

– — изучение трех состояний воды, круговорота воды в природе и т. д. [6].

К примеру, при работе с тренажером ученик может выполнять задания самостоятельно.также можно

– — рациональной организации учебного процесса, а также повышения эффективности урока

Типы уроков географии и особенности их структуры

...изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях

вызвавших у них затруднение; подведение итогов урока: домашнее задание [2].

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

Применение задачного подхода к организации процесса обучения предполагает работу с соответствующей задачей на каждом этапе обучения.

Если ситуация (уровень развития и подготовленности учеников, новизна и сложность задачи) позволяет, он может подвести к...

Реализация ФГОС через организацию... | Молодой ученый

В учебном процессе, выстроенном по-новому, необходимо видеть ученика, как полноценного субъекта деятельности.

В организации этой работы очень помогают тетради юного исследователя на печатной основе, созданные каждым преподавателем в период подготовки...

Персональный сайт учителя как одна из форм применения...

Ученик: осознание учебных задач разного уровня сложности (возможно проблемного характера).

(возможны разные уровни взаимодействия с ПСУ). 7 мин. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Похожие статьи

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении

Она рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки и предполагает, что все работают в одном темпе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Содержание обучения; Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса

Оценка результатов и процесса. а) оформление конечных результатов; б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Она находится на 148 уровне небоскреба, на высоте 555 метров.

Таким образом, используя ситуационные задачи, учитель мотивирует ученика на поэтапное

Система заданий: пособие для учителей общеобразовательных организаций; под ред. С. Г. Ковалевой, О. Б. Логиновой.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система

Предметные результаты обучения. Требования к предметным результатам обучения

К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с...

Организация исследовательской деятельности с использованием...

– — изучение трех состояний воды, круговорота воды в природе и т. д. [6].

К примеру, при работе с тренажером ученик может выполнять задания самостоятельно.также можно

– — рациональной организации учебного процесса, а также повышения эффективности урока

Типы уроков географии и особенности их структуры

...изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях

вызвавших у них затруднение; подведение итогов урока: домашнее задание [2].

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

Применение задачного подхода к организации процесса обучения предполагает работу с соответствующей задачей на каждом этапе обучения.

Если ситуация (уровень развития и подготовленности учеников, новизна и сложность задачи) позволяет, он может подвести к...

Реализация ФГОС через организацию... | Молодой ученый

В учебном процессе, выстроенном по-новому, необходимо видеть ученика, как полноценного субъекта деятельности.

В организации этой работы очень помогают тетради юного исследователя на печатной основе, созданные каждым преподавателем в период подготовки...

Персональный сайт учителя как одна из форм применения...

Ученик: осознание учебных задач разного уровня сложности (возможно проблемного характера).

(возможны разные уровни взаимодействия с ПСУ). 7 мин. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Задать вопрос