Библиографическое описание:

Батаев А. В. Прогноз дефицита пенсионного фонда России на основе актуарного моделирования // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 349-355.

Анализ развития пенсионных систем основывается на актуарных расчетах. Актуарное оценивание предполагает анализ способности пенсионной системы выполнить принятые на себя финансовые обязательства по выплате пенсий в долгосрочной перспективе при различных сценариях демографического и социально-экономического развития страны.

Под актуарным моделированием в пенсионном страховании понимаются расчеты, отражающие в виде математических зависимостей механизм формирования и расходования накопленного страхового фонда в долгосрочных страховых операциях, связанных с продолжительностью жизни населения. [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

На сегодняшний день существуют различные виды актуарных моделей, за рубежом чаще используются универсальные (модель PROST Всемирного банка и модель Международной Организации Труда), позволяющие проводить анализ пенсионных систем, основанных на распределительных, накопительных и смешанных принципах. Главным преимуществом этих моделей является возможность не рассматривать специфику пенсионного законодательства конкретного государства. [1], [8], [9], [10], [11], [12]

Для прогноза российской пенсионной системы была спроектирована модель актуарных расчетов, которая отличается большой долей детализации к специфике российского пенсионного законодательства, на основе методики профессора А. К. Соловьева.

Для оценки финансового состояния пенсионной системы выберем в качестве основы данную модель. Для проведения актуарного моделирования воспользуемся данными департамента экономической и социальной политики ООН (прогноз численности населения России), данными федеральной службы государственной статистики, а также информацией министерства экономического развития РФ (прогноз социально-экономического развития России на период 2013–2015 годов, сценарные условия долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года).

Пенсионная система России за последние несколько лет неоднократно претерпевала существенные изменения. До 2002 года в России существовала распределительная система пенсионных накоплений. Модель носила социально-уравнительный характер. Пенсионные средства не участвовали в рыночном инвестиционном процессе. [13], [14], [15], [16]

С 1 января 2002 года в России начала функционировать современная распределительно-накопительная пенсионная система. С этого момента вступила в действие новая система обязательного пенсионного страхования. После проведенных преобразований трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. В ходе развития пенсионной реформы с 2005 года пенсия стала состоять из двух частей: страховой и накопительной.

Введение новой системы должно было увеличить пенсионные отчисления и уменьшить дефицит пенсионного фонда, но этого не произошло. На конец, 2013 года дефицит пенсионного фонда Российской Федерации составил около 2,3 трлн. долларов, что составило 3,8 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) (таблица 1). [14], [17], [18], [19]

Таблица 1

Дефицит пенсионного фонда России

Года

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Взносы на пенсионное обеспеченье, млрд. рублей

477

624

788

1011

1246

1300

1900

2 815

3 026

3 459

Взносы на страховую часть пенсии, млрд. рублей

406

552

694

881

994

1 017

1 539

2 397

2 550

2 944

Взносы на накопительную часть пенсии, млрд. рублей

71

72

94

131

251

282

361

418

476

515

Средства на выплату пенсий, млрд. рублей

926

1121

1288

1501

2023

2555

3700

4 081

4 524

5 250

Дефицит пенсионного фонда, млрд. рублей

520

569

594

620

1 029

1 538

2 161

1 684

1 975

2 306

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальнейшей рост дефицита пенсионной системы становился непосильным бременем для бюджета России, из которого осуществляется его погашение. В связи с этим были предприняты шаги по снижению диспропорции между выплатой пенсий и собираемыми налогами. С 1 января 2015 года в действие вступило новое пенсионное законодательство, главная задача которого снизить дефицит пенсионного фонда РФ. Оценить масштаб изменений позволит созданная актуарная модель.

Построение актуарной модели начнем с оценки доходной части пенсионной системы РФ. Сначала оценим основные финансовые показатели системы обязательного пенсионного страхования, характеризующие развитие пенсионной системы страны.

Для этого проведем ретроспективный анализ данных за 2004–2013 годы и оценим уровень собираемости налогов в пенсионный фонд России на страховую часть пенсии по следующей формуле: [1], [2], [8], [16]

                                                                                                                          (1)

где

Ks — коэффициент собираемости налогов на страховую часть пенсии,

Is — доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии,

Isr — возможные доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии.

Величину Isrрассчитаем по следующей формуле:

                                                                                               (2)

где

W — фонд оплаты труда,

N1 — численность работников 1966 года и старше,

N2 — численность работников 1967 года и младше,

N — общая численность работников, занятых в экономике,

Ts1 — тариф на страховые взносы работников 1966 года и старше,

Ts2 — тариф на страховые взносы работников 1967 года и младше,

Фонд оплаты труда определяется по формуле:

                                                                                                               (3)

где

Wсрм — среднемесячная заработная плата в России.

Уровень собираемости налогов в пенсионный фонд России на накопительную часть пенсии рассчитаем по следующей формуле: [1], [2], [8], [9], [10], [12]

                                                                                                                         (4)

где

Kn — коэффициент собираемости налогов на накопительную часть пенсии,

In — доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии,

Inr — возможные доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии.

Величина Inrрассчитывается по следующей формуле:

                                                                                                               (5)

где

Tn — тариф на накопительные взносы работников 1967 года и младше.

Полученные результаты анализа приведены в таблице 2.

Таблица 2

Коэффициенты собираемости налогов в пенсионный фонд РФ

Года

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Is, млрд. рублей

406

552

694

881

994

1 017

1 539

2 397

2 550

2 944

In, млрд. рублей

71

72

94

131

251

282

361

418

476

515

Isr, млрд. рублей

666

788

979

1262

1586

1653

2899

4440

4128

4574

Inr, млрд. рублей

95

193

256

470

476

521

617

726

903

1048

Ks, проценты

60,87

70,02

70,87

69,73

62,68

61,51

53,08

53,99

61,76

64,36

Kn, проценты

75,29

37,55

36,79

27,86

52,9

54,27

58,5

57,58

52,76

49,14

 

Величина среднего значения коэффициента собираемости страховых взносов Ks составила 62,89 %, а коэффициента собираемости взносов на накопительную составляющую пенсионной системы Kn — 50,26 %.

Построение доходной части актуарной модели по собираемым взносам проводилось по следующей формуле:

+                                                                                                                        (6)

Величина доходов на страховую часть пенсии Is может быть рассчитана по следующей формуле:

                                                                                     (7)

Величина Inрассчитывалась по следующей формуле:

                                                                                                           (8)

Используя ретроспективный анализ по численности занятых в экономике, распределению работников старше 1966 года и лиц 1967 года и младше, а также динамике средней ежемесячной заработной платы в России, в совокупности с прогнозом развития РФ до 2030 года [20], [21] были получены следующие результаты (таблица 3). При моделировании были взяты следующие показатели страховых взносов Ts1=22 %, Ts2=16 % и Tn=6 %. Тарифы собираемости пенсионных взносов учитывались по максимальному значению, так как влияние регрессивной шкалы было учтено при расчетах коэффициентов собираемости взносов в пенсионный фонд, также в этих коэффициентах учитывались льготные категории застрахованных лиц.

Таблица 3

Доходы по страховым взносам пенсионного фонда России до 2030 года

Года

2014

2016

2018

2020

2022

2024

2026

2028

2030

Wсрм, рублей

33069

39649

45819

50996

55158

59659

64527

69792

754879

N,

млн. чел.

71,08

70,25

69,41

68,58

67,74

66,90

66,07

65,23

64,40

W,

млрд. рублей

28207

33423

38164

41965

44836

47896

51157

54632

58332

N1,

млн. чел.

21,11

18,05

15,06

12,13

9,28

6,48

3,76

3,17

2,58

N2,

млн. чел.

49,98

52,20

54,35

56,44

58,46

60,42

62,31

62,06

61,82

Is,

млрд. рублей

3146

3659

4100

4423

4633

4851

5147

5497

5869

In,

млрд. рублей

604

770

942

1105

1254

1418

1542

1647

1759

I,

млрд. рублей

3750

4430

5043

5528

5888

6270

6690

7144

7628

 

Моделирование расходов пенсионного фонда России на выплаты пенсий будем рассчитывать по следующей формуле:

                                                                                                             (9)

где

E — общие выплаты пенсионного фонда РФ на пенсии,

Es — выплаты трудовых пенсий,

Eгособ — выплаты пенсий по государственному обеспеченью.

Величину выплат по трудовым пенсиям рассчитаем по следующей формуле:

                                                                                                        (10)

где

Eс — выплаты пенсий по старости,

Eи — выплаты пенсий по инвалидности,

Eк — выплаты пенсий по потери кормильца.

Величины пенсий по каждой категории могут быть вычислены исходя из значений среднемесячных пенсий и количества пенсионеров по каждой категории, тогда общие расходы будут рассчитываться по следующей формуле:

+                                                                         (11)

где

Pс — среднемесячный размер пенсии по старости,

Pи — среднемесячный размер пенсии по инвалидности,

Pк — среднемесячный размер пенсии по потери кормильца,

Pгособ — среднемесячный размер пенсии по государственному обеспеченью,

Nс — число пенсионеров по старости,

Nи — число пенсионеров по инвалидности,

Nк — число пенсионеров по потери кормильца,

Nгособ — число пенсионеров по государственному обеспеченью.

На основе ретроспективных данных за 2002–2013 год была спрогнозирована численность российских пенсионеров до 2030 года, которая подтверждается прогнозом по численности пенсионеров по данным департамента экономической и социальной политики ООН (рис.1). [22]

На основе данных государственной статистики был проведен анализ по распределению пенсионеров по видам пенсионного обеспеченья за 2002–2013 год (таблица 4). [17], [21]

Рис. 1 Прогноз численности российских пенсионеров до 2030 года

 

Таблица 4

Распределение пенсионеров по видам пенсий

Года

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Средняя величина

По старости

0,75

0,75

0,76

0,76

0,76

0,78

0,78

0,79

0,82

0,82

0,82

0,83

0,79

По инвалидности

0,12

0,12

0,11

0,11

0,11

0,11

0,10

0,10

0,07

0,06

0,06

0,06

0,09

По потере кормильца

0,09

0,08

0,08

0,07

0,06

0,05

0,04

0,04

0,04

0,03

0,03

0,03

0,05

По государственному обеспечению

0,04

0,04

0,05

0,05

0,06

0,07

0,07

0,08

0,08

0,08

0,08

0,08

0,07

 

Величина пенсий по старости прогнозировалась в привязке к среднемесячной зарплате по России, которая на сегодняшний день составляет около 37 % и в прогнозе должна быть не ниже сегодняшнего уровня, а в перспективе достичь величины в 40 % от зарплаты. [21], [23]

Параметры остальных видов пенсий рассматривались во взаимосвязи с трудовой пенсией и на перспективу их величина должна составлять не ниже 70 % от трудовой пенсии. [21], [23]

На основе проведенного моделирования были получены следующие значения для расходной части пенсионного фонда России, связанные с выплатами пенсий (таблица 5).

Таблица 5

Расходы по пенсионному обеспеченью пенсионного фонда России

Года

2014

2016

2018

2020

2022

2024

2026

2028

2030

Nс, миллионов человек

34,52

35,68

36,87

38,11

39,37

40,68

42,03

43,41

44,84

Nи, миллионов человек

2,35

2,41

2,47

2,54

2,60

2,66

2,73

2,80

2,87

Nк, миллионов человек

1,32

1,29

1,26

1,23

1,19

1,15

1,11

1,06

1,01

Nгособ,

миллионов человек

3,35

3,21

3,06

2,90

2,73

2,56

2,38

2,18

1,98

Pc, рублей

11034

13644

16246

18614

20710

22711

24565

26569

28737

Pи, рублей

7539

9495

11510

13424

15197

16809

18181

19664

21269

Pк, рублей

7502

9449

11456

13361

15127

16732

18098

19574

21172

Pгособ, рублей

7786

9743

11738

13606

15312

16888

18266

19756

21369

E, млрд. рублей

5215

6637

8134

9590

10977

12374

13746

15269

16962

 

C 2015 года в пенсионное законодательство России вносятся изменения, направленные на перераспределение системы пенсионных накоплений, суть которых перевести накопительную часть пенсий в страховую. Для этого будущим пенсионерам до 2015 года предлагается либо перевести свои накопительные части пенсии в страховую систему, либо оставить свои накопления в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), при этом тем кто переведет свои накопления в страховую систему гарантируется большое начисление баллов при формировании будущей пенсии. [17]

Проанализируем три варианта возможных событий. Первый вариант, когда с 2015 года все россияне заберут свои накопления и перейдут в страховую систему, тем самым ликвидировав накопительную часть пенсий, с точки зрения государства на сегодняшний момент это самый лучший вариант. Второй вариант, когда все будущие пенсионеры оставят накопительную часть пенсий в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, с позиции государства это самый худший вариант, потому что в этом случае вся накопительная часть пенсии будет накапливаться для будущего пенсионера и потратить ее на выплату текущих пенсий будет нельзя, следовательно, необходимо изыскивать другие источники для выплаты пенсий. Эти два варианта определяют границы диапазона, в котором будет варьироваться дефицит пенсионного фонда РФ. Третий вариант, является более реалистичным и определяет сложившееся положение в пенсионной системе на сегодняшний день. На конец, 2013 года накопительные вложения в негосударственных пенсионных фондах хранили 22,3 миллиона россиян с общей суммой вложений около 1,1 триллионов рублей, в управляющих компаниях 0,5 миллиона человек с общей суммой 35,09 миллиарда рублей. В системе государственного обслуживания накопительных вложений было 56 миллионов человек с общей суммой накоплений около 1,8 триллионов рублей. [17] Соотношение между россиянами, хранящих накопления в НПФ и в системе государственного обслуживания составляло 29 %. За 2013 год в систему НПФ было подано 18,1 миллиона заявлений о переводе накоплений из системы государственного обслуживания в негосударственный сектор, 9,9 миллионов заявлений было удовлетворено, остальные были отклонены из-за технических ошибок. [17] Вследствие этого, можно предположить, что как минимум 8,2 миллиона человек перейдут в НПФ в 2014 году. Таким образом, общее количество в негосударственном пенсионном секторе составит около 44 % от общего числа будущих пенсионеров на 2015 год. В дальнейшем изменение этой величины может быть связано, с выбором накопительной или страховой системы для лиц достигших 18 лет, у которых впервые наступили страховые отношения. Можно предположить, что достигнутая величина будет достаточно постоянной на ближайшие годы.

На основе проведенного исследования, с учетом того, что накопительные средства всех будущих пенсионеров будут переведены в страховую часть пенсии в 2014 и 2015 году, а также с учетом того, что при переходе в страховую систему все собранные средства накопительной части пенсии, также будут переведены в страховую систему и будут направлены на выплату текущих пенсий равномерно в ближайшие пять лет, были получены следующие результаты (таблица 6).

Таблица 6

Дефицит пенсионного фонда России до 2030 года.

Года

2014

2016

2018

2020

2022

2024

2026

2028

2030

Первый вариант,

млрд. рублей

1 464

1620

2503

4061

5089

6103

7055

8125

9333

Второй вариант,

млрд. рублей

2 069

2 978

4 033

5 167

6 344

7 522

8 599

9 773

11 093

Третий вариант,

млрд. рублей

1 464

2 187

3 122

4 394

5 466

6 529

7 519

8 619

9 861

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

-        в результате корректировки пенсионного законодательства на 2014 и 2015 год дефицит пенсионного фонда удастся снизить на 36,5 % и 22,5 % по отношению к 2013 году соответственно;

-        начиная с 2016 года по 2020 год дефицит пенсионного фонда, будет снижаться за счет собранных средств за предыдущие годы накопительной части пенсии будущих пенсионеров, а также ежегодного увеличения страховых взносов, перераспределенных из накопительной части в страховую, в среднем снижение составит около 18 % в год;

-        с 2021 года по 2030 год эффект от собранных средств за предыдущие годы накопительной системы исчезнет и снижение будет достигаться только за счет перераспределения средств из накопительной системы в страховую, в среднем он составит 9,7 %;

-        в результате проведенных корректировок пенсионного законодательства будет получен краткосрочный эффект, который даст положительный результат на ближайшие 5–7 лет, в дальнейшем дефицит пенсионного фонда будет только увеличиваться, что будет требовать новых изменений;

-        направление снижения дефицита пенсионного фонда может быть направлено в первую очередь на повышение собираемости страховых взносов, которые находятся на достаточно низком уровне 62,89 % для страховой системы и 50,26 % для накопительной, что обусловлено выплатами зарплат не официально, а через систему серых выплат работнику без отчисления за него взносов на социальное страхование, увеличения фонда оплаты труда, путем развития новых высокоэффективных конкурентных производств и модернизации существующих предприятий, что позволит обеспечить динамичное развитие пенсионной системы России.

 

Литература:

 

1.      А. К. Соловьев. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. Издательство: Финансы и статистика, 2006 г.

2.      Д. Ю. Федотов Актуарное моделирование развития пенсионной системы России, Известия Иркутской государственной экономической академии, № 6, 2012 г.

3.      Stochastic Actuarial Models in Pension Fund Management. Chapman & Hall. 2014; 320.

4.      Booth P., Chadburn R., Haberman S., James D., Khorasanee Z., Plumb R. H. and Rickayzen B. Modern Actuarial Theory and Practice, Second Edition. Chapman and Hall/CRC. 2004; 840.

5.      Pension Fund Risk Management: Financial and Actuarial Modeling. Chapman & Hall/CRC Finance Series. 2010; 764.

6.      Wai-Sum Chan, Yiu-Kuen Tse. Financial Mathematics for Actuaries: Updated Edition. McGraw-Hill Education (Asia). 2013;348.

7.      Promislow S. D. Fundamentals of Actuarial Mathematics. Wiley.2010;476.

8.      Bowers N. L., Gerber H. U., Hickman J. C., Jones D. A. and Nesbitt C. J. Actuarial Mathematics. Society of Actuaries. 1997;753.

9.      Rotar V. I. Actuarial Models: The Mathematics of Insurance. Chapman and hall/CRC. 2006; 656.

10.  Waring M. B. Pension Finance: Putting the Risks and Costs of Defined Benefit Plans Back Under Your Control. Research foundation of CFA Institute. 2011; 298.

11.  Dickson D. Actuarial Mathematics for Life Contingent Risks (International Series on Actuarial Science). Cambridge University Press. 2013; 616.

12.  Dickson D., Hardy M. R., Waters H. R. Solutions Manual for Actuarial Mathematics for Life Contingent Risks (International Series on Actuarial Science). Cambridge University Press. 2013; 227.

13.  В. Роик. Пенсионная система России: вызовы XXI века и пути модернизации, СПб, Издательство: Питер, 2012, с. 336

14.  А. В. Батаев Оценка актуарных расчетов развития пенсионной системы, Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 6 (209), 2014, с. 186–191

15.  А. К. Соловьев. Пенсионная реформа как фактор долгосрочного экономического роста, Государственное управление. Электронный вестник, выпуск № 29. Декабрь 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/42391 (Дата просмотра 22.11.2014)

16.  А. К. Соловьев Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов, Экономический портал, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1506-razvitie-pensionnoj-sistemy.html (Дата просмотра 22.11.2014)

17.  Официальный сайт пенсионного фонда Российской Федерации www.pfrf.ru (Дата просмотра 22.11.2014)

18.  Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ — http://www.cisstat.com/; Содружество Независимых Государств в 2011 году. / Статистический ежегодник. М., 2012. с. 132.

19.  А. В. Батаев Анализ актуарной модели пенсионной системы России, Сборник научных трудов 15-й Международной научно-практической конференции «Финансы проблемы и пути их решения: теория и практика», СПб, Издательство: СПбГПУ, 2014, с. 31–37

20.  Официальный сайт «Федеральной службы государственной статистики» www.gks.ru (Дата просмотра 22.11.2014)

21.  Официальный сайт «Министерства экономического развития Российской федерации» www.economy.gov.ru/minec/main (Дата просмотра 22.11.2014)

22.  Официальный сайт «United Nations, Department of Economic and Social Affairs» esa.un.org/unpd/wpp/ (Дата просмотра 22.11.2014)

23.  Д. Г. Родионов, В. А. Дегтерева, И. В. Баранова Преодоление бедности как основное условие повышения уровня жизни населения региона. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2008. № 3. С. 132–137.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle