Преподавание английского языка в непрофильных вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пулатов, А. С. Преподавание английского языка в непрофильных вузах / А. С. Пулатов, Р. И. Эгамбердиев, И. А. Лаптев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 847-849. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16506/ (дата обращения: 20.04.2024).

Во исполнение постановления президента республики Узбекистан И. А. Каримова от 10 декабря 2013 г. за № 1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», в системе министерств Высшего и средне-специального образования республики, особое внимание уделяется выполнению широкой программы внедрения новейших инновационных методов преподавания иностранных языков, особенно английского языка, на более интенсивной основе. Выполняемое в настоящее время взаимовыгодное многостороннее сотрудничество и обмен научно-педагогическим потенциалом между различными институтами, организациями иностранных государств, порождает огромный спрос на изучение языков, как в специализированных, также и в отдельных технологических вузах Узбекистана. В связи с этим, перед нашими преподавателями специализированных кафедр стоит важная задача-дальнейшего совершенствования методов обучения технико-технологических дисциплин, разработки новейших учебных пособий на английском, немецком и других языках, отвечающим современным требованиям и потребностям оптимизированных методов преподавания.

Английский язык, как дисциплина в технических вузах, проходит обычно в рамках дополнительного образования. И сегодня существует огромное количество различных курсов, предлагающих разные уровни изучения иностранных языков от начального до продвинутого в различные сроки их усвоения. Однако, на таких курсах изучают общий английский или General English, построенный на усвоении общей, разговорной тематики. Широкий обмен научно-техническими идеями порождает спрос также и на специализированный английский, построенный по тематики технических дисциплин. Современный студент, сегодня, в бурном потоке информации нуждается в знаниях по избранной им дисциплине. Сюда можно отнести также и изучение статей из англоязычных источников для написания научных работ и продолжения образования. Будущему специалисту потребуется участие в симпозиумах и научно-техническом обмене с иностранными коллегами. Что же должны изучать студенты технических вузов по конкретной специальности в рамках дополнительного образования? Считаем, что это специализированный английский язык, построенный по тематике тех или иных отдельно взятых технических дисциплин. Здесь можно выделить три основных составляющих данного процесса: 1.Изучение технической терминологии и ее значений. 2. Изучение способов перевода научно-технической документации с того или иного переводимого языка. 3.Отработка разговорных навыков и умений аргументировать свои высказывания, презентовать свои идеи на английском языке, умение правильно сформулировать проблему и предложить способы ее решения. Целью и задачей изучения специализированного языка является научить будущего специалиста ориентироваться в информационном потоке, уметь выбрать нужную ему информацию и использовать разговорные навыки для обеспечение коммуникации на языке оригинала, одним словом научить будущего специалиста использовать иностранный язык для создания информационного обмена. Знание иностранного языка позволяет специалисту быть в курсе последних технических новшеств, принимать участие в разработке технических идей и проектов со своими коллегами из зарубежных стран иметь ясное представление о состоянии интересующей отрасли на данный момент. Одним словом иметь информационное преимущество. Но, все это возможно при наличии курса, отвечающего целям и потребностям обучения предмета на иностранном языке.

Преподавателями вузов Узбекистана уже выполняется определенная научно-исследовательская работа по разработке курсов и программ для преподавания английского языка по различным технологическим направлениям на базе технических вузов. При личном содействии руководства республики — вузы, профессиональные учебные заведения оснащаются новейшими техническими средствами обучения, увеличивается часовая нагрузка по дисциплине «иностранный язык», организуются стажировки преподавателей иностранных языков в зарубежные вузы для общения и обмена опытом по новейшим методам преподавания иностранного языка. Для оперативного решения поставленных задач при нашем вузе организованы специальные курсы обучения иностранных языков для преподавателей специализированных кафедр, с целью подготовки их к преподаванию технических дисциплин на английском языке. В этих целях лингофонные кабинеты и учебные аудитории иностранных языков оснащаются новейшими оборудованиями и дидактическими учебными материалами. В соответствии новейших учебных программ на 2015–2018 годы запранированы поездки преподавателей кафедр на стажировки в зарубежные вузы. В настоящее время ведется разработка и выпуск учебных пособий по специализированному иностранному языку, которые уже находят свое эффективное применение в учебном процессе. Ниже представлены разработанные и представленные к печати учебные пособия для высших и среднеспециальных заведений:

Рис. 1. Пулатов А. С., Лаптев И. А.

 

Описание: http://image.food-stock-images.com/rz_480x480/1/13f/Vector-Illustration-Of-Vegan-Or-Vegetable-Lunch-Items-For-The-New-My-Plate-Replacing-Food-Pyramid-113f6c0.jpg

Рис. 2. Pulatov A.S., Laptev I.A., Egamberdiev  R.I. Textbook for catering and cooking schools

 

Наманган-2015 Toshkent — 2015

В создании указанных учебных пособий по специализированному иностранному языку активное участие принимает кафедра «Пищевая технология» при Наманганском инженерно-педагогическом институте. При совместном участии доцента кафедры «Пищевая технология» Пулатова А. С. и преподавателя кафедры иностранных языков Лаптева И. А. Уже готовится к выпуску учебное пособие «Современная пищевая технология» для студентов высших учебных заведений и пособие «Travelling around food» для студентов колледжей специальностей пищевого направления. В издании «Современная пищевая технология» изложены основные направления пищевой технологии на основе статей на английском языке, описание технологических процессов, используются различные виды упражнений для отработки проблемных и коммуникативных задач. Думаем, что используемые в учебном процессе данные пособия, иллюстрированные дидактическими материаломи и снабженные англо-русским словарем основных терминов и опорных слов по пищевой технологии, в определенной мере будут способствовать развитию логического мышления и более полного усвоения изучаемого учебного материала у студентов, как в вузах также и в профессиональных коллежах. Работа по составлению учебных пособий и по другим техническим направлениям в нашем институте продолжается.

 

Литература:

 

1.                  Юнусов И. И.,Артиков А. А.,Исматуллаев П. Р. Кимё ва озиқ-овқат технологиясида ЭХМ қўллаш фанидан ўқув қўлланма. — Тошкент: ТошКТИ, 2000. -145 б.

2.                  «Ўзбекистон иқтисодиёти» ахборот ва таҳлилий шарҳ 2005 йил. Т, Ўзбекистон, 2006.

3.                  Нормахматов Р., Отамурадов К. О., Ахмеджанова Ф. А., Махсудов Т. М. Товаровединие. Тошкент, Мехнат, 2004 й.

4.                  Теплов В. И., Паносенко В. А. Товароведение и экспертиза животноводческого сырья. Издательство «Дашков и К», 2006

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, будущий специалист, вуз, язык, дисциплина, дополнительное образование, пищевая технология, специализированный иностранный язык, учебный процесс.


Похожие статьи

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение чтению, методика и современные технологии преподавания иностранных языков, коммуникативная компетенция.

Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых...

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

Профессионально-ориентированное обучение английскому...

Как правильно подчеркивает Н. Ю. Гутарева [2], английский язык, как иностранный, изучается на неязыковых специальностях в качестве общеобразовательной дисциплины во многих учебных заведениях...

Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции...

иностранный язык, междисциплинарная интеграция, учебный предмет, коммуникативная компетентность, школа, дисциплина, знание, язык, междисциплинарный подход, естественнонаучный цикл.

Обучение профессионально ориентированному языку...

Сегодня иностранный язык из специальности все больше превращается в язык для специальности. Таким образом, в условиях, когда, с одной стороны, знания только иностранного языка стали недостаточными для широкого круга специалистов...

Профессионально-ориентированный уровень обучения...

Обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста является владение иностранным языком. Поэтому обучение иностранному языку в неязыковом вузе носит профессионально-направленный и коммуникативно-ориентированный...

Изучение иностранных языков в неязыковом вузе

иностранный язык, язык, неязыковый вуз, специальная литература, центр внимания, устная речь, студент, специальность, общий характер, иностранный текст.

Модель обучения иностранному языку для специальных целей...

Условно дисциплину «Профессиональный иностранный язык» можно разделить на две составляющие это: английский для профессиональных целей, английский для академических целей, но независимо от этого...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Изучение языка специальности требует усвоения большого количества терминов и специальных понятий, необходимых будущему специалисту. Но за время, отведенное на изучение иностранного языка в вузе, невозможно овладеть всей терминологией...

Похожие статьи

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение чтению, методика и современные технологии преподавания иностранных языков, коммуникативная компетенция.

Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых...

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

Профессионально-ориентированное обучение английскому...

Как правильно подчеркивает Н. Ю. Гутарева [2], английский язык, как иностранный, изучается на неязыковых специальностях в качестве общеобразовательной дисциплины во многих учебных заведениях...

Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции...

иностранный язык, междисциплинарная интеграция, учебный предмет, коммуникативная компетентность, школа, дисциплина, знание, язык, междисциплинарный подход, естественнонаучный цикл.

Обучение профессионально ориентированному языку...

Сегодня иностранный язык из специальности все больше превращается в язык для специальности. Таким образом, в условиях, когда, с одной стороны, знания только иностранного языка стали недостаточными для широкого круга специалистов...

Профессионально-ориентированный уровень обучения...

Обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста является владение иностранным языком. Поэтому обучение иностранному языку в неязыковом вузе носит профессионально-направленный и коммуникативно-ориентированный...

Изучение иностранных языков в неязыковом вузе

иностранный язык, язык, неязыковый вуз, специальная литература, центр внимания, устная речь, студент, специальность, общий характер, иностранный текст.

Модель обучения иностранному языку для специальных целей...

Условно дисциплину «Профессиональный иностранный язык» можно разделить на две составляющие это: английский для профессиональных целей, английский для академических целей, но независимо от этого...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Изучение языка специальности требует усвоения большого количества терминов и специальных понятий, необходимых будущему специалисту. Но за время, отведенное на изучение иностранного языка в вузе, невозможно овладеть всей терминологией...

Задать вопрос