Библиографическое описание:

Сорокина И. Р., Забавнова М. В. Особенности готовности к школьному обучению детей из семей с алкогольной зависимостью // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 864-868.

Статья посвящена рассмотрению особенностей готовности к школьному обучению детей из семей с алкогольной зависимостью. Изучена специфика готовности детей к школьному обучению из данной категории семей. Рассмотрены сложности подготовки детей к школьному обучению при алкогольной ситуации в семье. На основе проведенного исследования выявлены специфические особенности детей из семей с алкогольной зависимостью при поступлении в школу.

Ключевые слова:семья с алкогольной зависимостью, готовность ребенка к школе, дети из семей с алкогольной зависимостью.

 

Алкоголизм — это заболевание, характеризующееся пагубным пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него.

Как правило, в семье, где родители или хотя бы один из родителей страдают алкогольной зависимостью, ребенок с самого начала пребывает в неблагоприятной обстановке. Такие родители не в силах обеспечить нормальное воспитание ребенка, оказать ему помощь в освоении социокультурных норм, обеспечить адекватные условия для развития.

Дети из семей с алкогольной зависимостью, как правило, не умеют взаимодействовать с другими, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, их отношения нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Огромное влияние на развитие детей из семей с алкогольной зависимостью оказывает эмоциональная окраска поведения.

Роль родителей в создании условий и стимулировании развития определенных навыков, помогающих детям преуспеть в учении, чрезвычайно важна. У детей из семей с алкогольной зависимостью наиболее велика вероятность низкой успеваемости в школе. Это обусловлено бесконтрольностью, равнодушием родителей к детям и друг к другу. В таких семьях, как правило, достаточно низкая педагогическая культура. Такие родители не оказывают помощь в умственном развитии ребенка, не принимают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка, игнорируют их, ребенок не видит смысла и стремления к положительным действиям, которые могли бы способствовать более благоприятной психологической готовности к школьному обучению.

На современном этапе, по России статистика семей с алкогольной зависимостью крайне неутешительная. Так в 5,7 % семей алкоголь употребляют оба родителя; 58 %, где алкоголизмом страдает один из родителей, чаще всего — отец. Более 53 % семей с алкогольной зависимостью характеризуются тем, что, дети, лишены надлежащей заботы и контроля со стороны родителей. В 54 % семей с алкогольной зависимостью родители имеют среднее или неполное среднее образование.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется достаточной сформированностью интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. В семье с алкогольной зависимостью родители не уделяют достаточного внимания ребенку, что отрицательно сказывается на формировании каждой из вышеперечисленных сфер и готовности к школьному обучению в целом.

Алкоголизм делает несчастными целые семьи, ломает судьбы ни в чем неповинных людей, особенно страдают дети. Несомненно, данная тема является актуальной на протяжении длительного времени. Необходимо найти пути решения данной проблемы. Очень важно организовать социальную работу с такими детьми, посредством социальной реабилитации, реализации их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества.

Семья является одним из наиболее важных элементов микросреды, в которой формируется личность человека. Семья — это сложная система, элементами которой являются взаимоотношения ее членов, выполнение ими определенных функций, взаимопомощь и взаимопонимание. Эта система является динамической и находится в постоянном развитии. Однако это развитие может подвергаться значительному риску, виной этому выступает такой фактор как алкоголизм. Алкогольная зависимость родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка.

Неблагоприятная обстановка в семье а также влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушениями взаимоотношений между ними. Члены семьи, живущие рядом с больным алкоголизмом, находятся в постоянном состоянии психического стресса.

Такие исследователи как Т. М. Мишина, О. Е. Смирнова, О. С. Сермягина, В. Д. Москаленко, Л. Кутлэнд, М. Битти, занимающиеся проблематикой семей с алкогольной зависимостью, выявили пять основных особенностей, характеризующих «алкогольные семьи»:

1.         Размытость, нечеткость границ своего ''я''. В таких семьях дети часто не понимают, какие их чувства нормальны, а какие — ненормальны. Члены такой семьи часто психически неустойчивы. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи.

2.         Отрицание. Множество событий, происходящих в жизни семьи с алкогольной зависимостью, построены на лжи. Ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье.

3.         Непостоянство. В семьях с алкогольной зависимостью потребности ребенка отходят на второй план. Ребенок испытывает дефицит внимания, со стороны взрослых. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание любыми доступными способами, чаще всего посредством девиантного поведения.

4.         Недостаточность информации о том, как функционируют здоровые семьи. В здоровых семьях, как правило, создаются подходящие условия для духовного роста, что позволяет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. В семье с алкогольной зависимостью атмосфера, как правило, нестабильная, психологический климат в таких семьях неблагоприятен, не созданы основные условия среды, направленные на самореализацию и самосовершенствование личности.

Алкогольная ситуация препятствует созданию нормальной атмосферы в семье и становится детерминантой отклонений в развитии ребёнка. [2;51]

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает переход на новую ступень в отношении с обществом. Возникновение новой социальной ситуации.

Готовность ребенка к школе — это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. [5]

В семьях с алкогольной зависимостью уровень подготовки ребенка к школьному обучению, как правило, крайне низкий. У таких детей слабо развиты речь и умственные способности, ребенок не умеет анализировать, сравнивать, выделять главное. Характерной особенностью также является низкий уровень самоконтроля.

Анализ результатов исследования подтвердил наличие сложностей в подготовке к школьному обучению детей из семей с алкогольной зависимостью.

Исследование проводилось на базе «Владимирского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».

Экспериментальную группу составили 12 человек, 7 мальчиков и 5 девочек в возрасте от 5 до 7 лет.

Исследование, проведенное на основе методики Л.А Венгера по выявлению мотивационной готовности к школьному обучению, показало, что 9 детей из 12 обладают низким уровнем мотивации, что составляет 75 % от общего числа. Внутренняя позиция сформирована лишь у 3 детей, что составляет 25 % от общего числа.

Рис.1 Результаты исследования на основе теста Л.А Венгера «Мотивационная готовность к школьному обучению»

 

Результаты, полученные в ходе проведения теста на выявление уровня тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) показывают, что высоким уровнем тревожности обладают 7 детей из 12, что составляет 58 % от общего числа испытуемых. Средний уровень был выявлен у 5детей, что составляет 42 %.

Рис. 2. Результаты исследования на основе теста на выявление уровня тревожности

 

Результаты, полученные в ходе проведения теста Керна-Йирасека по выявлению уровня готовности к обучению в школе, также показали, что низкий уровень готовности к школьному обучению характерен для 5 детей из 12, что составляет 41 % от общего числа. Средний уровень готовности к школьному обучению у 3 детей из 12, что составляет 25 % от общего числа.

Нижняя граница среднего уровня готовности к школьному обучению у 2 детей из 12, что составляет 17 % от общего числа. И, наконец, нормальный уровень готовности к школьному обучению характерен всего для 2 детей из 12, что составляет 17 % от общего числа.

Рис. 3. Результаты исследования на основе теста Керна-Йирасека «Готовность к обучению в школе».

 

Из проведенных исследований видно, что для детей из семей с алкогольной зависимостью характерен высокий уровень тревожности и как следствие низкая самооценка. Также была выявлена преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению, которая приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя. Исследования также показали отсутствие мотивационной готовности у большинства испытуемых. Все это говорит о низком уровне готовности к школьному обучению.

Таким образом, можно говорить о наличии сложностей в подготовке к школьному обучению детей из семей с алкогольной зависимостью. Это обусловлено тем, что из-за отсутствия должного внимания со стороны родителей у этих детей плохо развиты мыслительные процессы, распределение и переключение внимания, тонкая моторика, повышен уровень тревожности. Поэтому так важно найти действенные пути решения проблемы готовности к школе детей из алкогольной семьи.

 

Литература:

 

1.                          Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А Венгер, — М.: 2002. — 189 с. ISBN 5–07–002701–8

2.                          Висневская, Л. Я., Данилова, Е. А. Пьют родители — страдают дети/ Л.Я Висневская, Е.А Данилова, — М.: 2005- 176 с. (Серия «Медицина»)

3.                          Дубровина, И.В., Губарева, Т.Г Фадеева, З. Г. Стили родительского поведения /И.В Дубровина, Т.Г Губарева, З.Г Фадеева // Завуч — № 2–1998.-М., С. 14–16

4.                          Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А Куликова, — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 С. ISBN: 5–7695–0700–4

5.                          http://biofile.ru/psy/11456.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle