Библиографическое описание:

Землякова С. Н. Профессиональный стандарт «бухгалтер»: реалии нового времени // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 419-422.

В статье рассматриваются уровни квалификации бухгалтера и разграниченные в соответствии с ними трудовые функции.

Ключевые слова: профессиональный стандарт «бухгалтер», профстандарт, функции профстандарта, уровень квалификации бухгалтера, трудовые функции.

 

На современном этапе финансово-хозяйственной деятельности организаций назрел вопрос о формировании стандарта, регламентирующего деятельность сегмента бухгалтерского учета и дающего максимально полную характеристику квалификации работника.

Такого рода стандарты без сомнения нужны, особенно малому бизнесу, так как значительную долю представителей данной профессии составляют недостаточно квалифицированные кадры. Многие крупные организации уже достаточно долго реализуют в своей практической деятельности часть требований, прописанных в новом стандарте, отражая их во внутренней нормативной документации.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации», квалификация работника — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, который характеризует насколько сотрудник подготовлен к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности. [1]

Разработка такого стандарта это своего рода инновационный подход, который позволит современным предприятиям формировать кадровую политику и управлять персоналом, разрабатывать должностные инструкции, проводить тарификацию работ, присваивать тарифные разряды работникам и устанавливать системы оплаты труда с учетом особенностей своей экономической деятельности. Также этот стандарт может помочь при организации обучения и аттестации работников, чтобы определить конкретные знания, которые должен будет получить бухгалтер.

Согласно Приказу Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н утверждены уровни квалификации, применяемые в профессиональных стандартах, их девять. Для профстандарта «бухгалтер» присвоены — пятый, шестой и седьмой уровни.

Профессиональный стандарт для бухгалтеров — был утвержден Минтруда- приказ Минтруда России от 22 декабря 2014 г. № 1061н, зарегистрирован Минюстом России 23 января 2015 года № 35697. В стандарте также прописаны трудовые функции, которые исполняют бухгалтеры и главные бухгалтеры.

Теперь рассмотрим более подробно сам документ. Он состоит из двух основных разделов.

В первом разделе стандарта определена цель деятельности в области бухгалтерского учета — это формирование информации об объекте бухучета, с учетом требований законодательства, которая будет раскрывать сведения для принятия экономических решений пользователями этой отчетности о финансовом положении организации, о финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Второй раздел включает функциональную карту, отражающую основные трудовые функции и необходимый уровень квалификации для их осуществления. Выделено шесть комплексных трудовых функций, которые дробятся на однокомпонентные подфункции:

1.      Ведение бухгалтерского учета.

2.      Составление бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта.

3.      Внутренний контроль ведения учета и составления отчетности организации.

4.      Налоговое планирование, учет и составление отчетности экономического субъекта.

5.      Финансовый анализ, бюджетирование и управление финансами организации.

Составление финансовой отчетности группы организаций (консолидированной отчетности).

Рассмотрим ниже согласно стандарту, какая должность им соответствует, какое образование и опыт необходимы, какие умения и знания потребуются, а также какой уровень квалификации присваивается при этом.

Для Пятого уровня квалификации присвоены следующие трудовые функции:

1. Ведение бухгалтерского учета. Чтобы выполнять эти функции наличие высшего образования не обязательно, вполне хватит среднего профессионального или доппрофессионального по спецпрограммам. Бухгалтер должен не только знать нормы российского законодательства по соответствующей тематике (документооборот, налогообложение, хранение регистров бухучета и прочее), внутреннюю нормативную документацию организации.

Опыт работы не менее одного года в должности кассира, табельщика, учетчика или иного технического исполнителя.

Функция дробится на три подфункции:

1)        прием, проверка и регистрация первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни организации, включая контроль за соблюдением графика документооборота;

2)        оценка объектов бухгалтерского учета (по первоначальной, восстановительной, текущей, рыночной, справедливой, остаточной и дисконтированной стоимости);

3)        итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни (сравнение данных аналитического учета с остатками по счетам синтетического учета, подготовка отчетности в налоговые инспекции и внебюджетные фонды).

Шестой уровень квалификации включает следующие функции:

2. Составление бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта. Функция характерна для должности главного бухгалтера. Уровень образования- среднее профессиональное и высшее.

Он должен разбираться в российском законодательстве о бухучете, налогообложении, аудите, официальном статистическом учете, обязательном пенсионном и социальном страховании и обеспечении, архивном деле, гражданском, таможенном, трудовом, финансовом законодательстве, законодательстве о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности. А также главный бухгалтер должен быть знаком с методическими документами в области управления процессом формирования информации в системе бухучета, а также с порядком обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи и иметь необходимые знания в области защиты информации.

Опыт работы — общий стаж не менее семи календарных лет, пять последних из которых сотрудник должен отработать на должности, связанной с ведением бухучета или аудиторской деятельностью. С высшим образованием- в бухгалтерской области достаточно три последних года.

Функция дробится на две подфункции:

1)        управление процессом формирования информации в системе бухучета;

2)        составление бухгалтерской и/или финансовой отчетности.

3. Внутренний контроль ведения учета и составления отчетности организации.

Должность — главный бухгалтер. Требования к образованию и опыту работы аналогичны предыдущей функции.

Для выполнения этой трудовой функции главный бухгалтер должен иметь необходимые знания теоретических основ в области внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, разбираться в российском законодательстве о бухучете, налогообложении и других смежных областях, а также иметь представление об отечественном и международном опыте в сфере организации и проведения внутреннего контроля, ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности.

Для выполнения этой функции, сотрудник должен:

1)        понимать цели и принципы построения системы внутреннего контроля за составлением бухгалтерской и финансовой отчетности организации;

2)        разрабатывать локальные нормативные акты, регламентирующие эту систему;

3)        осуществлять непрерывный мониторинг соответствия системы внутреннего контроля бухгалтерской службы целям деятельности организации, разрабатывать мероприятия по развитию системы;

4)        формировать отчеты о результатах внутреннего контроля, организовывать их хранение.

4. Налоговое планирование, учет и составление отчетности экономического субъекта. Формальные параметры у этой функции такие же как и у предыдущих двух: должность — главный бухгалтер, образование — среднее профессиональное.

Сотрудник должен иметь знания российского законодательства в релевантных областях, главный бухгалтер должен разбираться в порядке проведения мероприятий налогового контроля, оформлении их результатов, процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, а также порядке проведения досудебного урегулирования налоговых споров и процедуре обжалования решений налоговой инспекции.

Опыт работы — пять последних лет в сфере бухучета.

Функция дробится на три подфункции:

1)        консультирование по применению налогового законодательства и урегулированию налоговых споров;

2)        экспертиза налоговых решений организации;

3)        оценка рисков.

5. Финансовый анализ, бюджетирование и управление финансами организации. Требования к образованию и опыту работы аналогичны вышеуказанным требованиям.

Помимо знаний в области российского законодательства, сотрудник еще должен быть знаком с правилами защиты информации и методическими материалами в области финансового анализа, планирования и управления.

Функция подразумевает следующие обязанности:

1)        организация работ по анализу финансового положения организации, их планирование, координация и контроль выполненных работ;

2)        организация финансового планирования в организации, представление для утверждения перспективных и текущих финансовых планов руководителю;

3)        текущее управление денежными средствами и источниками финансирования деятельности фирмы, организация оперативного контроля выполнения планов (бюджетов, смет, инвестиционных проектов и прочее) в части финансовых показателей, организация управления финансами в изменяющихся условиях деятельности экономического субъекта. [2]

Седьмой уровень квалификации, считается самым сложным и включает следующую функцию:

6. Составление финансовой отчетности группы организаций (консолидированной отчетности). Требования к образованию — только высшее (программы магистратуры и специалитета).

Сотрудник должен владеть знаниями законодательной базы РФ, знаниями МСФО, уметь составлять организационно-распорядительные документы, основы учета и организации производства группы организаций для которых составляется консолидированная отчетность, а также владеть методикой трансформации финансовой отчетности составленной по российским стандартам учета в отчетность по международно-признанным стандартам.

Опыт работы — общий стаж не менее пяти лет, причем последние три сотрудник должен отработать на работе, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.

Эта функция подразумевает следующие трудовые обязанности:

-           проверка качества информации, представленной материнской компании по совместной деятельности, зависимыми и дочерними организациями для составления консолидированной финансовой отчетности;

-           выполнение процедур консолидации, предусмотренных международными стандартами финансовой отчетности;

-           счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей в отчетах, входящих в комплект консолидированной финансовой отчетности;

-           контроль соблюдения порядка проведения внешнего аудита консолидированной финансовой отчетности, достоверности и обоснованности информации, представляемой руководству материнской компании, подготовка пояснений. [2]

Итак, Пятый уровень квалификации общедоступен и для этого сотрудник должен уметь применять технологические или методологические знания, а также самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации. Высшего образования не требуется, достаточно получить среднее профессиональное.

Для присвоения шестого уровня квалификации сотрудник должен уметь использовать не только технологические или методологические знания, как для пятого уровня, но и инновационные, а самостоятельно полученную профессиональную информацию надо еще уметь оценивать и анализировать. Для этого уровня нужно закончить программу бакалавриата.

Седьмой уровень квалификации самый сложный и от сотрудника требуется не только понимать методологические основы профессиональной деятельности, но и создавать новые знания прикладного характера, а также определять источники для поиска информации, необходимой для развития организации. Образование высшее- магистратура или специалитет.

На данный момент в Госдуме находится законопроект о введении ст. 195.2 Трудового кодекса. Согласно поправкам, с 2016 года при трудоустройстве в муниципальные и государственные учреждения, кандидат должен будет соответствовать профессиональному стандарту. А с 2020 года применять стандарты, утвержденные Минтрудом, должны будут и коммерческие организации. [3]

Применение профстандарта сможет помочь руководителям организаций при составлении вакансий и проведении собеседований с претендентами, при разработке должностных инструкций, при разработке программ для повышения сотрудников по карьерной лестнице, при разработке штатного расписания, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении размера оклада.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.         Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2015 N 35697)

3.         Сайт «Главбух» // URL http://www.glavbukh.ru/news/19122-mintrud-utverdil-profstandart-buhgalter

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle