Вопросы духовности и просвещения в философской мысли средневековой Центральной Азии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 05.03.2015

Статья просмотрена: 6391 раз

Библиографическое описание:

Байэшанов, А. М. Вопросы духовности и просвещения в философской мысли средневековой Центральной Азии / А. М. Байэшанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 707-709. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16434/ (дата обращения: 25.04.2024).

Центральная Азия издревле является одним из очагов науки, культуры, духовности и просвещения, взрастившим тысячи всемирно прославленных великих деятелей. Наши великие предки непосредственно участвовали в создании общечеловеческой цивилизации, внесли огромный вклад в развитие духовности и просветительства региона. Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения.

В настоящее время в Узбекистане уделяется большое внимание изучению наследия великих просветителей и ученых прошлого, ибо, как подчеркивал И. А. Каримов, «Бесценное наследие ученых прошлого сформировало духовное сознание и образ жизни ряда поколений и до сих пор оказывает влияние на его развитие» [1].

С легкой руки Адама Меца период IX-XV веков в истории Ближнего и Среднего Востока называют Мусульманским Ренессансом или Возрождением. Для этого периода характерен расцвет духовности и просветительства. В эту эпоху на Востоке жили и творили ученые-энциклопедисты, поэты и государственные деятели. Развитие светских наук повлияло на переводческую деятельность. Этот процесс особенно ускорился в годы правления Мамуна (813–833 гг.), когда в столице Арабского халифата городе Багдаде был учрежден «Дом мудрости» (Байтул-Хикма), своеобразная средневековая Академия наук. Были переведы произведения по греческой философии и медицине, индийскому счету, алхимии и астрономии. Такие центральноазиатские ученые как аль Хорезми, аль Фараби, аль Фергани, Ибн Сина, Бируни и другие внесли большой вклад в развитие многих наук. Философские взгляды представителей эпохи Возрождения на Востоке отличаются верой в безграничные возможности человека, его волю и ум.

Восточный Ренессанс имеет свои особенности: 1) развитие культуры, светскихз наук и исламского богословия; 2) опора на достижения гроеческой, римской, персидской, индийской и других культур; 3) развитие астрономии, математики, минералогии, географии, химии и других естественных наук; 4) приоритет рационализма и логики в методологии; 5) пропаганда дружбы между людьми и высокой нравственности; 6) развитие философской науки; 7) развитие литературы, поэзии, риторики; 8) энциклопедический характер знаний.

В этот период Центральная Азия, Иран, Ирак и Сирия превратились в очаги науки и культуры. В Хорезме, Бухаре, Герате были образованы крупные научные центры. Слава Хорезми, Фараби, Ибн Сины, Фергани, Бируни, Бухари, Термизи и других ученых и богословов Центральной Азии простерлась далеко за пределы региона.

Ахмед аль Фергани и Мухаммад Муса аль Хорезми являются родоначальниками развития естественнонаучной мысли в Центральной Азии. Аль Фергани является автором ряда научных работ по астрономии. Его книга «Основы астрономии» в XII веке была переведена на латинский язык и служила пособием по астрономии в Европе в течение многих веков. В Европе он был знаменит под именем аль Фраганус.

Мухаммад Муса аль Хорезми известен многими работами по астрономии, геодезии, географии, геометрии. Он знал арабский, индийский, латинский, греческий, персидский языки. Его знаменитое произведение «Китаб аль жабр ва ал мукобала» положило начало алгебре. Кроме того, широко известны его произведения по астрономии, тригонометрии, музыке, истории. Название алгебры произошло от названия его произведения «ал-жабр», а слово «алгоритм» от его имени «Аль Хорезми» (по латыни Алгоритмус).

Развитие восточной философской, социально-нравственной мысли сложно представить без Абу Насра аль Фараби. Великий ученый был известен под именами «Аристотель Востока», «Второй учитель» (Первым учителем считали Аристотеля). Фараби — ученый-энциклопедист. Им написано 160 произведений, которые можно разделить на две группы: 1) произведения, посвященные переводу, обзору, пропаганде и изучению научного наследия древнегреческих ученых — Аристотеля, Платона, Евклида, Галена и других; 2) произведения по естественным, социально-философским наукам. По мнению Фараби достижение победы человеком и обществом, воцарение доброты, достижение нравственного и умственного совершенства находятся в руках самого человека. Он делит города на образованные и невежественные. В образованных городах на первом месте должны стоять наука, философия, нравственность, просвещение. Только тогда общество достигнет совершенства. Градоначальник такого города должен любить знания, правду, ненавидеть обман и обманщиков, любить справедливость и бороться за нее. Достичь человеку совершенства мешают лень, безделье, плохие привычки, несознательность, невежественность. Фараби считает высшей целью жизни достижение счастья, а счастья можно достичь изучением мира, усвоением наук и профессий.

Великий хорезмский ученый-энциклопедист Абу Рейхан Бируни также занимает достойное место в истории, естествознании, географии, философии и других науках. Им написано более 150 произведений, самые известные из которых «Памятники минувших поколений», «Индия», «Минералогия» и другие. Хотя Бируни не написал отдельного произведения по философии, но многие его произведения проникнуты философскими мыслями. Бируни ценит дружбу между народами, научное сотрудничество. По его мнению, в мире существуют различные состояния: похвальное — хорошее и очерняющее — плохое. Основу похвального состояния составляют опрятность и чистота (душой и телом).

Бируни большое внимание придавал распространению знаний и был покровителем наук. Он боролся за мир, спокойствие и дружбу между народами.

Широко известный на Востоке и в Европе ученый-энциклопедист Абу Али Ибн Сина (Авиценна) оставил после себя воистину драгоценное наследие. Им написано более 450 произведений, самое главное из которых — «Канон врачебной науки», являющееся в течение многих веков основным пособием по медицине. Ибн Сина также написал произведения по математике, физике, астрономии, химии, биологии, психологии, фармакологии, филологии, философии. Среди дошедших до нашего времени произведений «Китоб аш Шифо», «Китоб ул инсоф», «Донишнома», «Лисонут тайр», «Соломон и Ибсол» и другие. В своих философских произведениях он призывает бороться против беззакония и произвола правителей, за справедливость. По его мнению, хорошее — в мудрости, а мудрость достигается через знание. Знание и просвещение — неразделимые стороны человеческой жизни. В произведении «Соломон и Ибсол» Ибн Сина воспевает честность, преданность, чистую любовь, победу воли над коварством. Человек — самое великое существо среди всех существ в мире, пишет он.

Еще один просветитель, внесший вклад в развитие духовности и просвещения эпохи мусульманского Ренессанса, видный поэт XI века Юсуф Хос Хожиб. Он известен единственным произведением «Кутадгу билиг» («Знание, ведущее к счастью»). Это произведение написано в 1069 году. Герои поэмы — правитель Кунтугди — символ справедливости, визирь Ойтулди — символ счастья, сын визиря Огдулмиш — символ ума. Юсуф Хос Хожиб выдвигает идею, что человек только в обществе, в общении с другими людьми, в полезном труде достигнет совершенства. Человек, не приносящий пользы другим людям, — мертвый. Трудящиеся — земледельцы, скотоводы, ремесленники — играют решающую роль в обществе. Поэтому правитель должен быть справедливым, не творить беззакония и произвола. По его мнению, только человечность останется в мире навечно, поэтому человек, желающий, чтобы его имя вспоминали хорошо,должен делать только хорошее. «Хорошая нравственность — основа всего хорошего», пишет он.

Юсуф Хос Хожиб считает науку и просвещение — силой, ведущий общество к прогрессу и расцвету. Он пишет, что человек — как темный дом, а знание — это факел, освещающий этот темный дом. Поэт призивыает людей сначала подумать, а потом говорить. «Будь внимателен к своим словам, чтоб не упала твоя голова, будь осторожен со своим языком, чтоб не сломались твои зубы. Содержательная речь — признак мудрости, бессмысленная речь — признак болтливости. Поэтому человек должен больше слушать, меньше говорить», — советует он.

Он придавал большое значение тому, чтобы внешний вид человека соответствовал его внутреннему духовному облику, и считал, что обманщики, лицемеры наносят вред обществу и от них следует держаться подальше. Таким образом, ученый XI века Юсуф Хос Хожиб в своем произведении «Кутадгу билиг» выдвинул идеи просвещения и высокой нравственности.

Другой просветитель Ахмад Югнаки в своих произведениях затронул вопросы нравственного воспитания. В поэме «Хибатул-хакойик» он рассуждает о бренности и непостоянстве мира: мир как караван-сарай, в котором караван останавливается на очень краткое время. Поэтому в этом мире бесполезно стремиться к наслаждениям и спокойствию, не следует испытывать муки и страдания из-за них, потому что богатство, которое ты видишь сегодня, завтра может исчезнуть, вещи, которые ты считаешь своими, завтра достанутся другим. Поэтому нужно жить только для того, чтобы сеять семена доброты, писал Югнаки. Он считал знающих и просвещенных людей достигшим совршенства и подчеркивал, что только знающий человек может достичь совершенства: «Ученый человек — драгоценный динар. Неуч и невежда — дешевые и фальшивые деньги». По мнению Югнаки, только став ученым, человек может подняться до степени величия и оставит после себя хорошее имя. Знание для человека — это неиссякаемое достояние. Также Югнаки пишет, что основная вещь в нравственнотсти и воспитанности — язык. Язык является причиной счастья и несчастья. Он советует людям искать себе друзей среди хороших людей. Только делая хорошие дела, можно достичь хороших результатов, так как «посадив колючку, нельзя получить урожай винограда».

Таким образом, в течение IX-XII веков в Центральной Азии были развиты наука, просвещение и духовность. Духовно-просветительские взгляды ученых того времени являются неразделимой частью богатого духовного наследия,отражающего проблему воспитания всесторонне развитого человека.

 

Литература:

 

1.         Karimov I. A. O‘zbekistonning o‘z istiqlol va taraqqiyot yo‘li.- T.:О‘zbekiston, 1992.

2.         O‘zbekistonda ijtimoiy-falsafiy fikrlar tarixidan. — T.: О‘zbekiston, 1995.

3.         Jumaboyev Y. О‘zbekistonda falsafa va axloqiy fikrlar taraqqiyoti tarixidan. — T.: О‘qituvchi, 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): Восток, Центральная Азия, наука, произведение, Европа, IX-XII, IX-XV, высокая нравственность, мусульманский Ренессанс, темный дом.


Похожие статьи

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной...

В Центральной Азии первый период возрождения приходится на IX-XII века.

Особенно высокая оценка дана учёными разных стран эпохам Возрождения IX-XII и XIV-XV веков.

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Мец А. Мусульманский Ренессанс.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное наследие, Центральная Азия.

Исторические корни духовности узбекского народа

Вырабатывалось мусульманское правосознание, нравственность, философия.

В эту эпоху, называемую периодом центрально-азиатского ренессанса, в Центральной Азии духовная составляющая развития общества находилась на большой высоте.

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии. Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

&nsp Какие главные и необходимые уроки нравственности мы внесли из прожитого и сделанного на

В произведении «Узбекистан на пороге XXI века» И. А. Каримов подчеркнул, что

В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе...

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Тема Востока, Ислама и его ценностей постепенно входила в творчество русских писателей.

Он впервые увидел здания в три этажа — «и полата стоит над полаты, высоко в три статьи».

Именно с XV111 века и начинается широкое внедрение мусульманских мотивов в русскую...

Социально-педагогические основы привития...

Если расцвет науки и культуры Центральной Азии в IX-XII веках определяет эпоху раннего Возрождения в истории городов Центральной Азии, то в конце XIV - XV веках культурный подъем произошел на основе формирования и развития независимого государства...

Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, произведение, посвященная теория музыки

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление новой экономики в Центральной Азии.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии.

Художественное творчество средневековой Средней Азии

XI — начало XIII века — время полного расцвета градостроительства и архитектуры феодального Востока вообще и Средней Азии в особенности.

Булатов М. С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-X.V вв. — М.: Наука, 1978.

Похожие статьи

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной...

В Центральной Азии первый период возрождения приходится на IX-XII века.

Особенно высокая оценка дана учёными разных стран эпохам Возрождения IX-XII и XIV-XV веков.

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Мец А. Мусульманский Ренессанс.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное наследие, Центральная Азия.

Исторические корни духовности узбекского народа

Вырабатывалось мусульманское правосознание, нравственность, философия.

В эту эпоху, называемую периодом центрально-азиатского ренессанса, в Центральной Азии духовная составляющая развития общества находилась на большой высоте.

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии. Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

&nsp Какие главные и необходимые уроки нравственности мы внесли из прожитого и сделанного на

В произведении «Узбекистан на пороге XXI века» И. А. Каримов подчеркнул, что

В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе...

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Тема Востока, Ислама и его ценностей постепенно входила в творчество русских писателей.

Он впервые увидел здания в три этажа — «и полата стоит над полаты, высоко в три статьи».

Именно с XV111 века и начинается широкое внедрение мусульманских мотивов в русскую...

Социально-педагогические основы привития...

Если расцвет науки и культуры Центральной Азии в IX-XII веках определяет эпоху раннего Возрождения в истории городов Центральной Азии, то в конце XIV - XV веках культурный подъем произошел на основе формирования и развития независимого государства...

Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, произведение, посвященная теория музыки

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление новой экономики в Центральной Азии.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии.

Художественное творчество средневековой Средней Азии

XI — начало XIII века — время полного расцвета градостроительства и архитектуры феодального Востока вообще и Средней Азии в особенности.

Булатов М. С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-X.V вв. — М.: Наука, 1978.

Задать вопрос