Библиографическое описание:

Маслов-Лисичкин А. О. Истоки и становление каскадерского искусства // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 903-908.

Истоки и становление каскадерского искусства. В статье проводится исследование и рассматриваются основные параметры истоков каскадерского искусства еще со зрелищных игр древних времен, развитие каскадерства в фильмах немого кино и становления в современном кинематографе.

Ключевые слова: каскадерское искусство, трюкачи, цирковые актобаты, актеры-каскадеры.

Origins and formation stunt art. The article studies and discusses the main parameters of the origins of art stunt spectacular games since ancient times, the development stuntman in films and silent film formation in modern cinema.

Key words: art stunt, trick makers, circus acrobats, actors, stuntmen.

 

Актуальность изучения тематики каскадерского искусства в кинематографе обусловленны активным развитием этого искусства в мировом кино, ведь без истории понять тенденции, которые происходят сегодня крайне трудно. Развитие мультикультурного пространства побуждает ученых к углубленному изучению явления «каскадерства», а также направлений его главных тенденций и развития.

Целью этой работы является систематизация идей и мыслей об истоках каскадерского искусства еще со зрелищных игр древних времен, развитие каскадерства в фильмах немого кино и становления в современном кинематографе.

Анализ исследований. Каскадерское искусство является достаточно молодым искусством, которое тесно связано с кинематографом. Исторические аспекты становления каскадерства как искусства, влияние традиций на определение современных тенденций развития освещаются в работах Р.Арнхейма, Б.Балаша, С.Безклубенка, Л.Госейко, В.Готвальта, Г.Зебера, Ж.Садуля и др. [1,2,3,6,7,8,10,11].

Изложение основного материала. Такая профессия как каскадер возникла достаточно давно, но интересно то, что сегодня эта профессия занимает едва ли не наиболее важную роль в кинематографе.

Каскадерство считается культурологическим и художественным феноменом и отличается от других культурных феноменов тем, что его можно рассматривать как отдельное искусство создания эмоций и впечатление на зрителя, без которого невозможно представить современные фильмы. Неоднократные исследования и анализ такого сложного и неоднозначного феномена как каскадерство доказывают, что оно вызывает интерес у специалистов различных отраслей, в частности киноиндустрии, культурологии, искусства, психологии, философии, поэтики и т. п. Изучать и исследовать данный феномен начали уже с самого его зарождения, то есть с тех пор, когда начали появляться первые фильмы, в которых, соответственно, были привлечены первые каскадеры. С того момента, конечно, данное искусство существенно эволюционировало, и доказательством этого является наличие на сегодняшний день многих концептуальных подходов к его сущности и толкования.

Исторические предпосылки зарождения и развития каскадерства уходят своими корнями в древние времена. Особое место занимают зрелища, которые берут свое начало в глубине веков. Китай, Египет, Римская империя оставили достаточно воспоминаний о парадах, процессиях, карнавалах, массовых побоищах. Поражали воображение публики римские навмахии — бои кораблей, абордажные схватки; тавромахии на Крите, гонки египетских колесниц с лучниками, олимпийские игры в Греции и гладиаторские бои. Как показывают исследования, упражнения, которые выполняли участники вышеперечисленных явлений, были смертельно опасны, но именно этим и привлекали тогдашнюю жестокую публику.

«Схватить за рога разъяренного быка, несущегося на тебя, и сделать переворот, прогнувшись через его спину, — это не со стула упасть. Колесница неслась не по ровной дорожке, да и мечи у гладиаторов были не из картона» [5]. Несмотря на такую сложность выполняемых трюков, и гладиаторы, и извозчики очень серьезно готовились в специальных школах. Надо отметить, что эти люди не торопились расстаться со своей опасной профессией и, скорее всего, наслаждались риском и теми почестями, которые обеспечивал им риск.

Следующими, кто определенным образом повлиял на становление каскадерского искусства, были уличные циркачи-канатоходцы и клоуны, а позже и сам цирк. Если еще в 1850-х годах не существовало и самого понятия о конном цирке, такое понятие звучало как тавтология, ибо само понятие цирка подразумевало исключительно конные зрелища. То в 1880-х годах старый классический цирк претерпел столь существенные изменения, что от общего, некогда единого и неделимого, отделилась определенная часть и стало выкристаллизовываться понятие «конный цирк» [2].

Данное явление наблюдалось не только в Европе, но и в Америке. Всем известный конный цирк Буффало Билла поражал воображение зрителей. В цирке Буффало Билла зрители видели массу прекрасных трюков с лошадьми из жизни индейцев. «В Петербурге впервые Филлис появился в 1897 году в цирке Чинизелли со своими четырьмя лошадьми Поверо, Жерминаль, Маркир и Маэстозо», — пишет российский биограф знаменитого наездника [12]. В «Journal de dressage» Филлис уделил двести пятьдесят девять страниц описания выездки лошади Поверо, которым любовался весь спортивный Петербург в цирке Чинизелли. Среди выдающихся представителей русского и советского конного цирка: Чинизелли, А. Саламонський, Н. А. Никитин, М.Н. и Д. М. Тугановы, Ефимов, Манжелий, Лаиадо, Кантемировы. В труппе Алибека Кантемирова воспитывался мальчик Петр Тимофеев, после съемок в 1950 году фильма «Смелые люди», посвятит себя конным трюкам в советском кинематографе.

Следует отметить, что канатоходцы привлекали внимание зрителей не меньше. Зрители с особым интересом наблюдали за их трюками. Большой популярностью пользовались и клоуны со своими шутливыми падениями и бессмысленными передразниваниями канатоходцев. Именно клоуны, по мнению таких специалистов как О.Коба, Ж.Левы, Д.Бакстер, К.Бранлоу, стали прообразами кинокаскадеров. Физическая подготовка клоунов всегда превосходила подготовку артистов всех жанров циркового искусства: уникальная школа безопасных падений — каскадов, серии кувырков и других немыслимых трюков.

В конце 19 века в пригороде Москвы, на Ходынском поле устраивались грандиозные зрелища с различными фокусами и номерами. Одним из сценографов этих зрелищ был архитектор, родоначальник модерна россиянин Федор Иосифович Шехтель и новатор сценических форм Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Именно такие уличные зрелища имел в виду при создании Фабрики эксцентрического искусства семнадцатилетний юноша Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, перешедшие в 1922-х в зародившееся кино. Все они были сторонниками революционного искусства народных масс, площадных действий во главе с уличным клоуном, эксцентриком, что развлекает рабочий народ.

Большой популярностью у зрителей пользовался кулачный бой, который в Англии приобрел красивое имя — бокс. Драка с оружием и без оружия всегда была привлекательным средством выяснения отношений. Причем в Америке в драках участвовали и женщины. В Петербург в 1895 году для показательных боев был приглашен чемпион мира Франции по боксу Эрнесто Лусталло. Он остался в России и преподавал на курсах для актеров эксцентричного жанра у Григория Козинцева. В апреле 1918 года декретом ВЦИК в России было введено обязательное военное обучение — Всевобуч. Кроме военно-прикладных видов спорта, в программу обучения входил и бокс. Было решено создать специальные учебные заведения по подготовке спортивных специалистов-преподавателей. Первым таким заведением стал отдел физического воспитания при Военно-медицинской Академии, позже реорганизованный в Главную военную школу физического образования трудящихся. Среди первых выпускников школы было немало будущих «звезд» отечественного бокса: Михаил Фомин, Михаил Петров, Глеб Рождественский, Алексей Илюшин, Константин Градополов, Алексей Лебедев, Фирс Земцев, Борис Барнет.

Так, Глеб Рождесвенський профессиональный преподаватель, разносторонний спортсмен и творческая личность стал основоположником русской школы подготовки трюковых артистов, набрав по поручению Сергея Эйзенштейна в 1938 году спортсменов для съемки фильма «Александр Невский» и к фильму «Минин и Пожарский» Всеволода Пудовкина в то же время.

Возникновение такого явления как каскадерство было спровоцировано стремительным развитием кинематографа. Сначала появление каскадерство была определенной необходимостью, и только со временем оно переросло в искусство и стало неотъемлемо связано с кинематографом.

Так как каскадерство является неотъемлемой составляющей кинематографа, будет целесообразным обратиться к моменту возникновения самого кино, развитие которого и стал толчком к появившихся каскадерского искусства [11]. По этому поводу известный каскадер и исследователь Н.Ващилин писал, что в момент зарождения кинематограф был всего мюзик-холлом или цирком, и он был создан именно людьми, которые пришли оттуда. Фильмы продавались владельцам мюзик-холлов или кафе шантанов, варьете, так же и разного рода путешественниками и бродягами — артистами. И именно для того, чтобы добавить в свою программу более интересных зрелищ, а также сделать прибыль из кафе они натягивали экран посреди зала и крутили фильмы. Впоследствии они уже сами начали создавать фильмы с целью их продажи. Никакая техническая проблема не могла помешать данному процессу, поскольку аппарат Люмьера служил как для проектирования, так и для съемок. Таким образом, кинематограф зарождается в традиции акробатики и ярмарок. Большая часть первых фильмов становится трудом ярморочных комедиантов и артистов мюзик-холла. «Таким образом первые актеры — это акробаты, первые фигуранты — каскадеры, группы мюзик-хола или «Августы на службе», которых принимали для выполнения каких-либо прыжков или сложных номеров в фильме». [4]

Цирк, по мнению многих исследователей, является местом, откуда берет свои истоки каскадерское искусство. Цирковых артистов, акробатов, гимнастов, силачей можно по праву считать прародителями каскадеров, дублеров, ведь именно цирковые артисты были первыми каскадерами в кино. Известно, что в цирке обычно клоун является персонажем одетым в белое, а его спутник по имени Август —простак, одетый в красное. Клоун ведет игру, говорит тогда, как Август принимает на себя всякого рода трюки, удары или ведра воды на голову. Легенда гласит, что имя Август происходит от реального человека, конюха, которого так и звали. Он постоянно был пьян и водил лошадей на арену. Вдруг случайно падал, причем так, как это могли делать только пьяные и своими падениями он смешил публику, кричала ему «Браво, Август». Кроме этих двух главных персонажей существовали и второстепенные персонажи, так сказать «Августы на службе», которые в перерывах между главными номерами цирка сворачивали ковры, относили и приносили всякого рода предметы, между тем они вдруг как-то случайно падали и кувыркались, проявляли какое-то надуманное неудобство и, таким образом, тоже вызывали смех публики. И этот вот «Август на службе», который часто был старым трапезистом или жертвой какого-нибудь несчастного случая, окончательно ушел из трюков, или неудачный акробат, можно утверждать, что он и есть «предок» каскадера в кино.

Еще Ж.Садуль писал, что основным акробатическим элементом трюка-каскада является скачок вперед, который заканчивается кувырком [11]. В каскад входят также и другие акробатические элементы, главным образом это сальто-мортале. Чтобы его выполнить акробаты тренировались со страховкой, они были перевязаны в поясе канатом, который проходил через блок, а другую сторону каната держал их товарищ. Он следил, чтобы акробат не упал на голову. Акробат мюзик-холла Билли Бурбон мог выполнить сальто-мортале даже назад. Основная масса гэгов в первых фильмах происходит именно из мюзик-холла. Нельзя не упомянуть о номере, который поистине является фантастическим и вымышленный благодаря огромному таланту Фрегули. В углу сцены стоит женщина, повернутая спиной к зрителям, опершись на парапет, будто рассматривает реку, нарисованную на декорации. Входит человек, подходит к ней и тоже опирается рядом и смотрит на нее, но она не шевелится. Он идет, заходит второй человек (обычно тот же), и делает то же самое, он даже прикасается рукой к ее ногам. В этот момент с удивительным неистовством женщина оборачивается и дает ему сильный пощечину и начинает бить мужчину. Начинается драка, они выполняют сальто-мортале назад-вперед до полного изнеможения. И потом зрители понимают, что женщина была лишь манекеном из дерева. Речь идет о нескольких крючках на обуви артиста входивших в кольца установленных на ногах манекена. При каждом движении назад от страха, манекен, казалось, набрасывался на артиста и так далее. Некоторые удивляются, что сегодня необычный комический элемент первых немых фильмов потерялся, забылся. Он состоял просто-напросто с мюзик-холла. Кинематограф так много использовал этот источник, что просто его исчерпал и забыл. Можно сказать, что только музыкальная американская комедия еще немного помнит об этом [4].

Кроме мнения о том, что цирк является основой возникновения каскадерского искусства, существует еще одна версия его зарождения. Важно отметить, что сначала каскадерами можно было считать и самих актеров, ведь такие известные мастера как Макс Линдер, Бастер Китона, Чарли Чаплин не обращались за помощью к специально обученным людям, а сами выполняли трюки разной степени сложности.

12 ноября 1920 считается датой исполнения первого кинотрюка. Так, на съемках одного фильма актер, который находился в воздушном шаре, был вынужден выпрыгнуть из нее в реку Гудзон для того, чтобы спасти себе житя, ведь шар вспыхнула, и другого выбора, кроме прыжка у него не было. Эти кадры были случайно отснятые и, по решению режиссера, вошли в фильм. После того, как зрители с особым впечатлением восприняли этот момент, художники кинематографа задумались над изобретением новых приемов и средств в кинематографе [1].

Стремительное развитие кинематографа, появление документальных фильмов в США привели к развитию различных жанров художественных фильмов, одним из которых был жанр «вестерна». Данный жанр освещал истории и героизации первых американских поселенцев, завоеванию западных земель, в борьбе с индейцами и стихийными бедствиями. Для съемок многих сцен в этом жанре кино понадобились люди, которые умело держатся в седле, обладают револьвером и лассо. Такими людьми оказались настоящие американские ковбои. Им не приходилось что-то играть, они жили своей жизнью в кадре и занимались своим обыденным делом.

Первые каскадеры, которых считали акробатами, способствовали зарождению комического фильма, другие, спортсмены, связанные в представлении публики с образом «сорви-головы». К данной категории относятся люди, которые по свойству своей профессии могли бы использовать определенные трюки (летчики, водители, борцы, парашютисты, всадники, ковбои). Но, следует помнить, что цирк долгое время оставался съемочной площадкой кинематографа. Это связано, в первую очередь, с тем, что именно в цирке происходит всякого рода рискованное и приключенческое жизни.

Для эпохи немого кино характерно было наличие большой опасности для актеров при выполнении трюковых сцен. В этот период практически не было професиойних «каскадеров», были только так называемые «трюкачи». Киностудии были вынуждены обращаться за помощью к профессионалам своего дела, такими были цирковые акробаты, автогонщики, дрессировщики животных. Кроме них, также приглашали случайных людей с массовок, которые соглашались за повышенную плату участвовать в опасных трюковых сценах. Некоторые из них впоследствии стали профессиональными трюковыми актерами.

Все, что зритель видел на экране, на самом деле выполнялось актерами или их дублерами, без иллюзий или любых технических трюковых приемов. Для создания головоломных трюков, притягивающих зрителя и обеспечения кассового успеха фильма, продюсеры и режиссеры шли на любой риск, не думая о том, что эти трюки могут угрожать опасностью для жизни актеров. Таковы были первые каскадеры в немых фильмах [4].

Перед актерами немого кино со временем возникали все более сложные задачи. Так, если раньше трюков актеру необходимо было падать с лошади, то теперь ему уже нужно было падать с мотоцикла, а со временем — прыгать с самолета. Сложность для актеров заключалась в том, что они должны были сниматься без предварительных репетиций и тренировок. Кроме этого, нельзя было сказать, что всегда придерживались меры безопасности, особенно в таких сценах, как прыжок с вагона на полном ходу поезда или переход в воздухе с одного самолета в другой [11]. Таким образом, успешность результата многих опасных трюков зависела, в первую очередь, от того, насколько актер владел профессиональной мастерством исполнения разного уровня сложности трюков, а также от его смелости и ловкости.

Первыми исполнителями различного уровня сложности трюковых сцен были известные актеры указанного периода. К ним следует отнести Чарли Чаплина, Бастера Китона, а также Гарольда Лойда. Важно, что тот уровень, которого достигли эти люди, до сих пор является примером не только начала ХХ века, но и служит образцом для трюкачей и каскадеров всех времен и народов, чьи творческие открытия и находки до сих пор влияют на создателей кино.

Бастер Китон — изобретатель большинства трюков киноиндустрии, кумир и вдохновитель Джеки Чана. Его обожали и ему подражали Джим Керри, Джонни Депп, Дали, Бунюэль, Гарсия Лорка, Хулио Кортасар Орсон Уэллс, Мел Брукс, Аль Пачино, Никулин. Он не только обходился без дублеров, но даже сам дублировал других актеров.

В общем, важно обратить внимание на то, что карьера трюкового актера в кино длилась не более пяти лет. Он или погибал при исполнении трюка или становился калекой, или, заработав немного денег, менял профессию. [4] В данном контексте уместно вспомнить слова, каскадера Эдди Сезерланда: «Примерно в 1915 году, когда я снимался в многосерийном фильме «Опасные приключения Элен», мне платили по 15 долларов в неделю, а если я выполнял различные опасные трюки, например прыгал на ходу с поезда, тогда я получал дополнительно по 5 долларов, а это для меня была большая сумма».

При развитии советского кинематографа огромную роль сыграло становления каскадерского искусства как отдельной, общественно-значимой профессии. Активный расцвет кинематографа как отрасли культуры и направления искусства, который был своего рода дополнением киноиндустрии, а именно в ее области и выделялась область каскадерского искусства.

Около конца 1940-х годов в советском кинематографе начали использовать трюковые конные номера. В 1948 году для одного из художественных фильмов, который носил название «Смелые люди» была разработана целая программа трюковых номеров Алибеком Кантемировым. Эта программа включала в себя разработку специальной техники падения с лошади, по сути, позже она стала классической в исполнении трюковых конных номеров, где наездник должен падать с лошади, и так называемые «Правила Кантемирова» стали основой для профессиональных падений для ряда поколений каскадеров, которые выполняли конные трюки. [2]

В советском кинематографе в начале ХХ в. прослеживалось подражания американскому кино, звездам американских комических и приключенческих лент, иногда все строилось на точном копировании западных образцов. [9]

Изучая специфику съемки, начинают находиться специалисты, которые пытаются объединить свои профессиональные спортивные навыки и законы кино драматургии для удачного нахождения кадра и его осложнения. [8] Так, возникают определенные группы — школы под руководством отдельных специалистов профессионалов.

В 1970-е гг. Каскадеры стали создавать различные профессиональные объединения.

В общем, следует отметить тенденцию свидетельствовала о постепенном разграничения трюков. В середине 1980 — х гг. Сформировалось несколько направлений в каскадерские искусстве: «зрелищные», спортивные трюки; конные; авто- и мототрюки. Школы начинают работать по отдельным направлениям, чтобы достичь наибольшего мастерства.

В эпоху советского кинематографа выросло также много известных и профессиональных каскадеров. Все они разносторонние спортсмены в прекрасной физической форме, постоянно поддерживают ежедневными занятиями различными видами спорта, как легкая атлетика, акробатика, гимнастика, фехтование, конные виды спорта и другие виды, необходимые для работы в кино.

С появлением современных приключенческих фильмов и боевиков на экране сложился образ всемогущей человека, способного выходить из любой ситуации и оставаться невредимым. Такая способность героя в кинематографе создается специальной группой профессионалов, которые в современном киноискусстве называются каскадерами. Профессия каскадера достаточно сложная. Каскадер, должен обладать теоретическими и практическими знаниями и главное — уметь гармонично их объединять в процессе работы. [10]

Каскадеры — люди, от работы которых зависит то, насколько зрелищным и захватывающим выйдет фильм.

Каскадер-дублер на экране не отличается от замененного актера, он как «человек-невидимка»: вы смотрите на него, хотя уверены, что это ваш любимый актер падает с крыши небоскреба или в последнюю секунду выскакивает из взрывающейся автомобиля. [8]

Выводы. Каскадерское искусство тесно связано с кинематографом. Несмотря на то, что каскадерство как искусство является относительно молодым явлением, сами его истоки уходят в давние времена. Мнения исследователей по зарождению каскадерства несколько разбегаются. Многие считают, что именно цирк является местом, откуда берет свои истоки каскадерское искусство. По мнению этих исследователей, именно цирковых артистов, акробатов, гимнастов, силачей можно по праву считать «прародителями» каскадеров, дублеров, ведь именно цирковые артисты были первыми каскадерами в кино.

В начале развития кинематографической отрасли рискованные трюки выполняли в фильмах обычные актеры. Лишь впоследствии стали приглашать профессиональных акробатов, боксеров, силачей и других цирковых артистов. Следует отметить, что первые актеры-каскадеры немого кино были довольно искусными умельцами. Хотя из-за несовершенства спецтехники очень часто получали травмы или погибали на работе.

В процессе развития и совершенствования всех аспектов киноискусства потребность в исполнителях батально-трюковых сцен, таких как битвы, драки, автомобильные и конные трюки, растет с каждым годом, что не может не побудить ученых к новым исследованиям в этих областях. Однако, изучение каскадерского искусства на научном уровне, как неотъемлемой части киноискусства, остается наименее исследованным вопросом. Для того, чтобы все аспекты феномена каскадерского искусства как составляющей кинематографа были исчерпывающе исследованы, необходимо, чтобы к исследованию этого вопроса обратились специалисты различных сфер знаний, как искусствоведение, культурология, философия и тому подобное.

 

Литература:

 

1.         Арнхейм Р.Кино как искусство. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 120 с.

2.         Балаш Б.Искусство кино. М.: Госкиноиздат, 1945. — 340 с.

3.         Безклубенко С. Д. Українське кіно: начерк історії / Сергій Данилович Безклубенко. — К.: КНУКіМ, 2001. — 170 с.

4.         Ващилин Н. История кинотрюков / Н. Ващилин [Электронный ресурс]:По материалам иностранной литературы. — Режим доступа: http://magru.net/pubs/5053/Istoriya_kinotryukov#7

5.         Ващилин Н. Они умирали по воле режиссёров / Н. Ващилин [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.proza.ru/2011/01/18/2

6.         Госейко Л. Історія українського кінематографа. 1986–1995 / Л. Госейко. — К.: KINO-КОЛО, 2005. — 464 с.

7.         Готвальт В. Кинематограф(«живая фотография»),его происхождение, устройство, современное и будуще общественное и научное значение. М.: Тип. И. Д. Сытина, 1909. — 250 с.

8.         Зебер Г.Техника кинотрюка. М.: Теакинопечать, 1929. — 320 с.

9.         Кино США: режиссерская энциклопедия / Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева, Д. Л. Караваев та ін. — М.: Материк, 2002. — 276 с. Клейман Н. И. Броненосец Потемкин: сб. / Н. И. Клейман, К. Б. Левина. — М.: Искусство, 1969. — 370 с.: ил. — (Шедевры советского кино).

10.     Садуль Ж. Всеобщая история кино: в 6-ти томах / Ж. Садуль. — М.: 1959–1980. Т.1–4,6.

11.     Садуль Ж. История киноискуства от его зарождения до наших дней / Жорж Садуль. — [Пер. с чет. франц. изд. М. К. Ленвиной; Ред, предисл. и прим. Г. А. Авенариуса]. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. — 313 с.

12.     Филлис Дж. Основы выездки и езды / Дж. Филлис. — М., 2001. — С. 7–8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle