Библиографическое описание:

Ахметова Г. К., Асангалиева Ж. Р., Гумарова А. К., Чинарова Э. Р. Исследование питания детей в дошкольных учреждениях в Западно-Казахстанской области // Молодой ученый. — 2015. — №6.3. — С. 14-19.

В статье приведены данные результатов исследований рациона питания детей раннего возраста в детских садах в ЗКО.

Ключевые слова: школьное питание, рацион, меню, завтрак, блюда,здоровое питание

 

Политика Государства в области здорового питания населения предусматривает следующие направления – развитие производства для разных организованных учреждений пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, продуктов для питания детей раннего возраста, продуктов функционального и диетического направления, биологически активных добавок в пищу [5-12].

Медицинские исследования показали, что в последние годы полноценное питание населения Казахстана нарушено из-за понижения качества и количества продуктов, и нарушения соотношения основных питательных веществ и элементов в продуктах питания [1].

Одной из важной проблемой в сфере продовольственного обеспечения страны является организация школьного и дошкольного питания. Правильное питание — важнейший залог здорового развития растущего организма ребенка. Главное правило рационального питания детей: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энерготраты организма.

В суточный рацион питания детей дошкольного возраста должны входить пищевые вещества (нутриенты) в сбалансированном виде. Это обеспечивается оптимальным соотношением белков, жиров, углеводов и незаменимых компонентов, таких как аминокислоты, витаминов, дополняемых иногда чистыми (эссенциальными) компонентами. Усвоение пищевых веществ во многом зависит от режима питания ребенка [2].

Обязательное условие рационального питания школьников — разнообразие рациона за счет как использования разных продуктов, так и способов их приготовления.

Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон. В весенне-летний период и в начале осени следует готовить больше блюд из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод [3].

Биоритмические особенности также должны учитываться. Так, для детей «жаворонков» (с высокой работоспособностью в первой половине дня) завтрак и обед могут содержать до 2/3 и даже 3/4 общей калорийности дневного рациона, тогда как для «сов» полезны легкий завтрак, не слишком калорийный обед и плотный ужин.

Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола. Температура еды не должна быть слишком высокой или низкой [4].

Цель нашего исследования – сравнение рациона питания детей в дошкольных учреждениях в ЗКО. Объекты исследования рацион детей в детском саду №21 «Росинка» в городе Уральск и детском саду им. М.Б. Ихсанова в Джанибекском районе.

Прежде чем составить детское меню следует учесть следующие критерий.

             1.     Для того, чтобы организм ребенка обеспечить необходимым количеством витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот, эфирных масел и других биологически активных веществ, рацион ребенка должен содержать широкий ассортимент холодных блюд и закусок из свежих и вареных овощей. Овощи следует подавать в пассерованном виде.

             2.     Для приготовления первых блюд для детей следует отказаться от жирной баранины и свинины. Для младших детей рекомендуется подавать биточки, котлеты, шницель, тефтели, зразы, гуляш из мясного фарша.

             3.     Для приготовления каш и гарниров следует выбирать такие крупы, как овес, геркулес, гречка.

             4.     В питании детей важную роль играют молочные продукты. Молоко можно подавать как самостоятельно, так и добавлять в каши, супы, пюре, соусы, какао. Из творога готовят сырники, запекан­ки, пудинги, вареники.

             5.     Любой прием пищи должен заканчиваться десертом, соком или свежими фруктами.

Время приема пищи ребенка в детском саду должно совпадать с режимом дома. Промежуток между приемами пищи должен быть не менее 3-3,5 и не более 4-4,5 часов, а частота 4-5 раз в день. Не соблюдение режима питания приводит к разным острым и хроническим заболеваниям.

Таблица 1

Меню на неделю. Детское дошкольное учреждение №21 «Росинка»

День недели

Наименование блюд

Масса порции, г

1-1,5 год

1,5-3 год

3-5 год

 

Понедельник

 

Завтрак

Манная каша

150

200

250

Молоко

100

150

150

Печенье

20

20

30

Обед

Суп мясной

100

100

150

Пшеничный хлеб

60

60

70

Яблочный сок

150

150

200

Яблоко

100

120

150

Полдник

Кефир обезжиренный

150

150

200

Бублик

30

30-35

35

Банан

100

100

200

Йогурт

100

150

200

 

Вторник

Завтрак

Перловая каша

150

180

200

Какао

100

150

150

Сухари

15

20

25

Обед

Кукурузный суп

100

120

150

Ржаной хлеб

30

40

60

Сливовый сок

100

150

200

Груша

80

100

150

Полдник

Молоко

100

150

200

Плюшка

20

25

35

Яблоко

80

100

150

 

Среда

Завтрак

Запеканка

130

160

200

Чай с молоком

100

150

150

Пшеничный хлеб

30

40

50

Сливочное масло

10

15

20

Обед

Макароны с мясной подливкой

120

150

180

Ржаной хлеб

30

40

60

Компот

100

150

200

Полдник

Кефир

100

150

200

Бублик

20

25

35

Апельсин

100

130

150

 

Четверг

Завтрак

Каша из геркулеса

130

160

200

Компот

100

150

150

Бублик

20

40

50

Обед

Овощной суп

120

150

180

Пшеничный хлеб

40

50

60

Вишневый сок

100

150

200

Банан

100

150

200

Полдник

Молоко

100

150

200

Печенье

20

25

35

Йогурт

100

150

200

 

Пятница

Завтрак

Манная крупа

100

130

200

Яблочный сок

100

150

200

Булочка

30

40

50

Обед

Уха

120

150

180

Пшеничный хлеб

40

50

60

Овощной салат

100

150

200

Полдник

Сливовый сок

100

150

200

Печенье

20

25

35

Ржаной хлеб

30

50

60

Сливочное масло

10

13

18

 

В указанном учреждении масса порции блюд рассчитан по возрастным категориям детей. Обращая внимание на меню замечаем, что ассортимент блюд ограничен. В меню преимущественно продукты, содержащие много углеводов, это – манная крупа, хлеб, сладкие мучные изделия, булочки. Тем временем, в меню почти отсутствуют продукты богатые клетчаткой. Как извество, клетчатка необходима для нормальной работы желудочно кишечного тракта. Для этого меню следовало бы дополнить салатами из свежих и вареных овощей и фруктов. Необходимо расширить ассортимент первых блюд из мяса молодняка и птицы. Меню обязательно должно содержать блюда из рыбы. Для растущего организма необходим кальций, а источником кальция является творог и желток. Но в меню мы не видим блюда из творога и яйца. Детям раннего возраста не рекомендуется употребление апельсина. Апельсин можно было бы заменить сливой или абрикосом.

Таблица 2

Меню детского сада им. М.Б. Ихсанова в Джанибекском районе

День недели

Наименование блюд

Масса порции, г

1-1,5 год

1,5-3 год

3-5 год

 

Понедельник

 

Завтрак

Перловая каша

150

200

230

Ржаной хлеб

30

40

50

Сливочное масло

10

10

15

Сладкий чай

80

100

120

Обед

Овощной суп

80

100

120

Пшеничный хлеб

50

50

60

Вишневый сок

150

150

200

Полдник

Яйцо

25

25

30

Апельсин

100

120

150

Молоко

100

100

120

Сушки

15

18

20

 

Вторник

Завтрак

Пирожок

150

180

200

Какао

100

150

150

Печенье

15

20

25

Обед

Уха

100

120

150

Ржаной хлеб

30

40

60

Чай

100

150

200

Яблоко

100

150

200

Полдник

Кисель

100

150

200

Плюшка

20

25

35

Сливочное масло

10

13

15

 

Среда

Завтрак

Каша из геркулеса

130

160

200

Чай с молоком

100

150

150

Пшеничный хлеб

30

40

50

Сливочное масло

10

15

20

Обед

Овощной суп

120

150

180

Ржаной хлеб

30

40

60

Сок из груши

100

150

200

Полдник

Молоко

100

150

200

Бублик

20

25

35

Йогурт

100

130

150

 

Четверг

Завтрак

Манная каша

120

150

200

Компот

100

150

150

Пшеничный хлеб

30

50

60

Обед

Рисовая каша

120

150

180

Фруктовый салат

100

150

200

Какао

100

150

200

Ржаной хлеб

 

 

 

Полдник

Кисель

100

150

200

Печенье

20

25

35

Банан

100

150

200

 

Пятница

Завтрак

Запеканка

100

150

200

Яблочный сок

100

150

200

Плюшка

30

40

50

Обед

Овощной суп

120

150

180

Пшеничный хлеб

40

50

60

Сливочное масло

10

15

20

Черный чай

100

130

180

Полдник

Кисель

100

150

200

Булочка

30

35

40

Груша

100

150

200

 

И это меню не отличается большим разнообразием: содержит большое количество мучных изделий. Рацион необходимо пополнить овощами, фруктами, свежей зеленью. Меню не содержит блюда из мяса и птицы. Отсутствуют блюда из бобовых культур.

На сегодняшний день санитарная норма питания сохранилась со времен Советского Союза. Совершенствование детского меню – условие ХХІ века. Необходимо улучшить качество и количество продуктов питания. Делаем заключение, что в детских дошкольных учреждениях необходимо пересмотреть рацион питания детей. Одним словом, привычка правильно питаться – это искусcтво, а безопасная пища – фактор здоровой жизни.

 

Литература:

1.                      Калмыкова, А.И. Клеточные и системные механизмы действия пробиотиков / А.И. Калмыкова, В.Г. Селятицкая, Н.А. Пальчикова, Н.Н. Бгатова. – Новосибирск, 2007. – 280 с.

2.                      Позняковский, В.М. Обзор технологий производства здоровой пищи и перспективные модификации структуры питания населения / В.М. Позняковский // Разработка комбинированных продуктов питания / Тезисы докладов IV Всесоюзной науч-техн.конф. – Кемерово, 1991. – Раздел 1. – с. 6.

3.                      Михалюк Н.С. Возрастные особенности питания детей/Н.С. Михалюк // Вопросы питания. -2005-№ 2 - С. 33-35.

4.                      Мокшанина И.М. Организация питания школьников/И.М.Мокшанина, П.Я.Коган, .В.Терещенко и др.// под редакцией В.Е.Мехаленко. - М.: «Экономика», 1999. - 143 с.

5.                      Ребезов М.Б., Чупракова А.М., Зинина О.В., Максимюк Н.Н., Абуова А.Б. Оценка методов исследования ксенобиотиков: монография. – Уральск, 2015. –204 с.

6.                      Прохасько Л.С., Ребезов М.Б., Нурымхан Г.Н. Современные проблемы науки и техники в пищевой промышленности: учебное пособие. – Алматы: МАП, 2015. – 112 с.

7.                      Канарейкина С.Г., Ребезов М.Б., Нургазезова А.Н., Касымов С.К. Методологические основы разработки новых видов молочных продуктов: учебное пособие. – Алматы: МАП, 2015. – 126 с.

8.                      Миронова И.В., Галиева З.А., Ребезов М.Б., Мотавина Л.И., Смольникова Ф.Х. Основы лечебно-профилактического питания: учебное пособие. – Семей, 2015. – 112 с.

9.                      Бурцева Т.И., Ребезов М.Б., Асенова Б.К., Стадникова С.В. Развитие технологий функциональных и специализированных продуктов питания животного происхождения: учебное пособие. – Алматы: МАП, 2015. – 215 с.

10.                  Ребезов М.Б., Альхамова Г.К., Нургазезова А.Н. Развитие научных основ производства безопасных национальных функциональных продуктов: монография. – Алматы: МАП, 2015. – 160 с.

11.                  Ребезов М.Б., Альхамова Г.К., Максимюк Н.Н., Наумова Н.Л., Амерханов И.М., Зинина О.В., Залилов Р.В. Новые творожные изделия с функциональными свойствами: монография. – Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. – 94 с.

12.                  Ребезов М.Б., Белокаменская А.М., Максимюк Н.Н., Наумова Н.Л., Зинина О.В. Оценка методов инверсионной вольтамерометрии, атомно-абсорбционного и фотометрического анализа токсичных элементов в продовольственном сырье и пищевых продуктах: монография. – Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2012. – 94 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle