Библиографическое описание:

Травина М. В. Неграмотность населения как проблема безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 121-123.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия грамотности в сфере безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой области. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об организации курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях общего образования, формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях общего образования с введением в учебно-воспитательный процесс в школы Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. 

Ключевые слова: образование, безопасность жизнедеятельности, неграмотность.

 

Грамотность или ее отсутствие сегодня влияет на все сферы жизни человека. Наиболее острой и популяризированной в мире является проблема речевой и письменной грамотности. Менее изученными, но уже ставшими актуальными, становятся вопросы финансовой, юридической, компьютерной, информационной, экологической, географической и политической грамотности. При этом, как отмечают ученые, любой вид неграмотности сводится к одному определению – это незнание какой-либо информации, отсутствие навыков и умений в этой области [5]. Разумеется, все знать невозможно, однако, важно понимать, что последствия безграмотности человека в том или ином вопросе могут не просто «помешать более хорошему качеству чего-либо или не достижению цели», но и стать причиной чрезвычайных ситуаций, утраты здоровья или даже жизни человека. в связи с этим, вопросы неграмотности в области безопасности жизнедеятельности становятся наиболее актуальными.

В данной статье под неграмотностью мы понимаем - незнание правил безопасного поведения при опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера, а также  общее незнание элементарных основ безопасности жизнедеятельности.

Главными причинами неграмотности населения в области безопасности жизнедеятельности можно назвать следующие: снижающийся уровень образования российских школьников, недостаточная пропаганда безопасности жизнедеятельности как важного и неотъемлемого знания каждого человека, снижение количества обязательных часов на дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах [1], низкая культура безопасности несовершеннолетних, отсутствие государственной программы по повышению культуры безопасности населения и др.

Необходимо отметить, что в условиях современного общества снижается уровень безопасности взаимодействия человека со средой обитания –  производственной, природной, бытовой. По нашему мнению, необходимо решить проблему защиты человека и окружающей среды от воздействия негативных факторов. Поэтому важным аспектом в этой теме является формирование именно культуры безопасности человека.

Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности отличается определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.  Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасности, осознанием возможностей уклониться от них, наличием навыков преодоления опасности.

Грамотность населения нашей страны в области безопасности жизнедеятельности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности, так как она отстает от стремительных темпов развития цивилизации. Надо понимать, что полной безопасности не бывает, поэтому развитие человечества и технический прогресс требуют повышенной ответственности каждого человека за свои поступки.  

Население должно быть вооружено элементарными  теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

§     идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

§     прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

§     создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

§     проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

§     разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

§     обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

§     принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий [4].

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций [2].

Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор» [6]. По статистике, трагедия чаще всего происходит из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за элементарной безграмотности в области безопасности.

Человек находится в постоянном взаимодействии со средой обитания. На всех этапах развития человечества существовала, существует и будет существовать потенциальная опасность жизни и деятельности людей. Аксиома о потенциальной опасности - основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности, который определяет, что в системе человек - среда обитания постоянно действуют негативные факторы природного, техногенного и военно-политического характера. Уровень обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в государстве служит наиболее достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества [3].

Теоретический анализ литературных источников позволяет нам определить, что каждому виду деятельности человека соответствует своя грамотность. К числу наиболее существенным можно отнести следующие виды грамотности:

а) технологическая – способность компетентно и эффективно разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий;

б) экономическая – знания теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание сути экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации;

в) гражданско-правовая – знание и понимание своих прав и обязанностей в широком контексте общественной жизни;

г) политическая – понимание социальной природы власти и государства, умения и навыки ведения общих дел и защиты общих интересов;

д) социально-коммуникативная – способность понимать других, овладение "языком" вербального и невербального общения, навыки взаимопонимания и совместной деятельности;

е) общекультурная – знания из области естественных, общественных и гуманитарных наук, а также по истории и современности художественной культуры;

ж) поведенческая – знание и понимание простых норм нравственности, правил служебного и прочего этикета, умение действовать сообразно ситуации;

з) методологическая – умение приращивать знания и углублять понимание жизни на основе интеграции теоретического знания и социального опыта. Последний вид грамотности служит необходимой предпосылкой всех остальных [8]. Отметим, что именно образование сейчас является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематических знаний, умений и навыков с целью их использования как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

На наш взгляд необходимо повышение общей культуры в области безопасности жизнедеятельности населения, под которой мы понимаем:

- во-первых, осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

- во-вторых, способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации, по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту;

- в-третьих, способность правильно оценивать ход событий;

- в-четвертых, способность ответственно относиться к собственному поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации;

- в-пятых, знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья [10].

Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества, государства, потому что они, в конечном итоге, формируют национальную безопасность России.

Постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой области, будет способствовать  обеспечению социального благополучия человека. Соблюдение норм безопасного поведения должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению природной среды, к личному здоровью, которое представляет собой как индивидуальную, так и общественную ценность [7].

ФГОС нового поколения 2014 года предусматривает изучение ОБЖ в школе, как обязательного предмета, лишь с 5 по 9 классы. Эта учебная дисциплина в своем содержании включает такие элементы системы (блоки содержания) как медико-биологические аспекты охраны труда, технолого-технические аспекты охраны труда, общественные аспекты охраны-труда, экологические аспекты охраны труда, в том числе безопасность жизнедеятельности человека в природной среде [9]. Таким образом, содержание изучаемой дисциплины базируется на основных системных принципах: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы. До и после средних классов изучение безопасности жизнедеятельности отводится лишь на внеклассное или самостоятельное изучение и на классные часы, а также остается основой методической и воспитательной работы самих родителей ребенка.

Для этого мы разработали проект для ребят старших классов, который подойдет для самостоятельного изучения и будет включать несколько лекций, текстовый и иллюстрационный материал для самостоятельной подготовки, а также для  практических и камеральных работ. ФГОС нового поколения 2014 года предусматривает изучение ОБЖ в школе, как обязательного предмета, лишь с 5 по 9 классы. До и после средних классов изучение безопасности жизнедеятельности отводится лишь на внеклассное или самостоятельное изучение и на классные часы, а также остается основой методической и воспитательной работы самих родителей ребенка. 

В связи с этим мы выступили с инициативой для разработки и создания проекта работы с подростками и молодежью до 18 лет. Основной целью проекта станет просветительская деятельность в области безопасности жизнедеятельности.  На базе РГПУ им. А.И. Герцена возможно будет создать клуб «Моя Безопасность», в рамках которого пройдет ряд лекций, семинаров и практических уроков о наиболее распространенных видах ЧС, с которыми любой может столкнуться каждый день. Помимо теоретических знаний, учащиеся смогут проверить свой уровень подготовки к различным ЧС посредством моделирования типичных экстренных ситуаций, тестов, тренингов; научиться справляться с панических, шоковым и иными видами аффективных состояний. 
Планируется сотрудничество со школами Петербурга, юношескими спортивными и туристическими клубами, работниками МЧС и сотрудниками иных структур города.

 

Литература:

1.      Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. спец. учеб. завед. / С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ .ред. С.В.Белова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 357 с.

2.      Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности / В. В. Гаврилюк // Социолог. исслед. – 2006. – № 12. – С. 106.

3.      Гринин А.С. Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособ. / Под ред. А.С.Гринина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 288 с.

4.      Ермоленко В. А. Функциональная грамотность в современном контексте / В. АЕрмоленко. – М.: ИТОП РАО, 2002. – 115 с.

5.      Словарь «Малый академический словарь русского языка»

6.      Смирнов А. Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности»

7.      Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособ. – 5-е изд., стереотип. / Под ред. О.Н.Русака. – СПб.: Лань, 2002. – 448 с.

8.      Чудинова В. П. Функциональная неграмотность – проблема развитых стран / В. П. Чудинова // Социолог. исслед. – 1994. – № 3. – С. 98–102.

9.      http://www.fgosvo.ru/

10.  http://www.mcbs.ru/files/File/chudinova2.pdf

Основные термины: безопасности жизнедеятельности, области безопасности жизнедеятельности, чрезвычайных ситуаций, изучение безопасности жизнедеятельности, Безопасность жизнедеятельности, «Основы безопасности жизнедеятельности», культуры безопасности жизнедеятельности, жизнедеятельности человека в, проблема безопасности жизнедеятельности, сфере безопасности жизнедеятельности, Основы безопасности жизнедеятельности, Историография безопасности жизнедеятельности, основ безопасности жизнедеятельности, безопасности жизнедеятельности населения, безопасности жизнедеятельности человека в, пропаганда безопасности жизнедеятельности, культурой безопасности жизнедеятельности, постулат безопасности жизнедеятельности, классов изучение безопасности, реальным условиям жизнедеятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle