Библиографическое описание:

Степанова И. А. Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 118-121.

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются подросток в процессе жизни и развития.

Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в подростковой среде. Проблема воспитания и перевоспитания была и остается одной из ведущих в педагогике. Методологические, теоретические и методические аспекты воспитания детей и молодежи освещены в фундаментальных работах отечественных педагогов К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанского, Л. И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой и др.

Социальное становление подростков группы риска у нас в стране всегда рассматривалось с позиции общественной, социальной педагогики и психологии. Вопросы их жизненного самоопределения, причинотклоняющегося поведения активно обсуждались П.П. Блонским, В. Н. Сорока-Росинским, А. Макаренко, А.А. Реаном, Б. Н. Алмазовым, А. Беличевой, Л. Я. Олиференко и др.

Негативные формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. М. 1998 [4].

Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, одно из важных мест занимают проблемы борьбы с такими аддиктивными явлениями как наркомания, алкоголизм, токсикомания. Эти отрицательные явления угрожают здоровью населения страны, а, следовательно, влияют и на национальную безопасность.

 Названные проблемы можно решить только совместными усилиями государственных органов власти, образовательных и медицинских учреждений, общественных организаций и семьи.

Так же одной из острых проблем на сегодняшний день становится проблема компьютерной зависимости детей в России. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. Она приобретает особую значимость в связи с высоким ростом развития компьютерных технологий. Не проходит безобидно влияние на развитие личности ребенка распространение компьютерных игр, популяризация социальных сетей. Всё это оказывает большое влияние на воспитательный процесс современного молодого поколения [3,1].

За последние годы существенно изменилась досуговая деятельность детей, практически отсутствует альтернатива времени, которое школьники проводят за компьютером. Всё это говорит о необходимости внедрения в школьную программу специального курса направленного на профилактику с компьютерной зависимостью.

В период прохождение производственной практики с 25 ноября по 27 декабря 2013 года на базе ГБОУ школы №495 Московского района нами было проведено исследование по профилактике компьютерной зависимости учащихся 5-6х классов в процессе обучения ОБЖ. Цель исследования заключалась в разработке мероприятий по профилактике компьютерной зависимости в курсе ОБЖ 5-6х классов. Задачи исследования:1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения подростков. 2. Изучить особенности профилактики в подростковой среде. 3. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению подростков. 4. Разработать профилактические мероприятия компьютерной зависимости в рамках курса БЖ в 5-6х классах.

В опросе принимало участие 22 ученика 5 класса, из них 10 мальчиков и 12 девочек, а так же 25 учеников 6 класса, из которых 11 девочек и 14 мальчиков. Всего участвовало 47 человек. Данные классные коллективы начали формироваться в 2007 и 2008 году. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается

На первом этапе был проведен анализ литературных источников по изучаемой проблеме, который показал, что в настоящее время действительно существует проблема компьютерной зависимости школьников. Подростки и дети не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психика находится в напряжении, что выражается в появлении, тревоги, болезненного раздражения, нарушения сна, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания и естественный биоритм.

На первом же этапе исследования нами была использована шкала Интернет зависимости Чена, которая позволяет параллельно измерять специфические симптомы зависимости среди которых: толерантность, симптом отмены, компульсивности и в тоже время еще и исключительно психологические аспекты такие как: способность управлять собственным временем и наличие внутриличностых проблем [5, 6].

Анализ результатов шкалы Интернет - зависимости Чена показала следующие результаты:

Было выявлено, что у 53% школьников существует склонность к возникновению интернет - зависимого поведения; у 43% учащихся показан минимальный риск к развитию интернет - зависимого поведения, а у 4% уже существует сформированное интернет - зависимое поведение, что говорит о необходимости проведении профилактики на данной стадии с целью не дать развиться этой зависимости

Распределение результатов непосредственно по шкалам показало, что в зависимости от склонности к формированию аддиктивного поведения, у ребят недостаточный уровень развития коммуникативных способностей, существует тревога и навязчивые размышления о том что происходит в Интернете в случае его отсутствия (шкала симптомов отмены), желание пользования сетью увеличивается, несмотря на конфликтные ситуации дома (шкала толерантности), пренебрежение своим здоровьем, нарушение сна.

Все это говорит о необходимости формировать навык общения у детей, вовлекать их во внеклассную деятельность, предлагать альтернативу времени которое они могут провести в сети Интернет.

На основании полученных данных нами был проведен второй этап исследования, в ходе которого был разработан проект для учащихся 5- 6 классов по профилактике компьютерной зависимости.

Цель проекта: Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов, осознанный выбор безопасного поведения. Задачи проекта: 1. Активизировать размышления о значимости здоровья и здорового образа жизни. 2. Познакомиться с основными признаками и последствиями интернет - зависимости. 3. Познакомиться с правилами безопасного использования интернета. 4. Развить навыки безопасной работы с компьютером.

Для привлечения детей к дискуссии нами предполагалось проведение внеклассного мероприятия «Профилактика компьютерной и Интернет зависимости. История. Причины. Правила безопасности». После проведения внеклассного мероприятия нами предполагается проведение игры по станциям «Здорово жить в реальном мире!», для закрепления и актуализации полученных знаний. Так же для привлечения родителей к дискуссии мы разработали план родительского собрания «Безопасность ребенка в Интернете» с целью объединения усилий учителей и родителей по профилактике аддикций школьников, связанных с работой на компьютере.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- интегральный показатель наличия зависимости в исследуемой группе (т.е. склонность к возникновению Интернет - зависимого поведения у конкретной группы учащихся 5-6 классов) проявляется у 53% школьников. Это указывает на необходимость проведения профилактических мероприятий на данной стадии с целью не дать развиться этой зависимости;

- у школьников с выявленной склонностью к возникновению Интернет - зависимого поведения повышенным, является показатель шкалы симптомов отмены и шкалы проблем, связанных со здоровьем, а так же снижен уровень коммуникативных способностей;

- в программе школьного курса ОБЖ для 5х-6х классов информация представлена в минимальном объеме, и не несет в себе каких-либо навыков для борьбы с компьютерной зависимостью. На основании этих данных нами был разработан проект для учащихся 5- 6 классов по профилактике компьютерной зависимости, который включает в себя ряд мероприятий для активизации мыслительного процесса учащихся о значимости здоровья и здорового образа жизни, а главное развить навыки безопасной работы с компьютером;

- важным в вопросе реализации профилактики компьютерной зависимости у учащихся становятся аспекты формирования информационной культуры обучающихся [1] как необъемлемой части становления личности ребенка.

 

Литература:

1.      Арестова О.Н., Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский «Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия», Вестник Московского университета. – Сер. 14. – Психология. – 1996. – № 4. – С. 14–20.

2.      Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов Ребко Э.М., Федорова А.П. Молодой ученый. 2014. № 1. С. 566-568.

3.      Малыгин В. Л. «Интернет -зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика» / В. Л. Малыгин. – М.: Мнемозина, 2010. – 136 с. (75-78, 92-93 стр.)

4.      Менделевич В.Д. «Психология девиантного поведения», Издательство: Речь, Год: 2005, С. 445 (125-134 стр.)

5.      Учебное пособие для студентов факультета клинической психологии по дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»: «Интернет - зависимое поведение. критерии и методы диагностики»

6.      http://www.doctornik.ru/internet-zavisimost-podrobno

7.      Профилактика наркозависимости среди несовершеннолетних и молодежи
Соломин В.П., Макарова Л.П., Маликова Т.В., Матусевич М.С., Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М., Станкевич П.В., Тарасов А.М. учебно-методическое пособие / Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle