Библиографическое описание:

Стародубцева С. Г. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 689-692.

Радикальные преобразования, происходящие в современной России, требуют обновления, новых подходов образования, следовательно, обновления новых методов, приёмов, способов в системе дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время интернет, телевидение, средства массовой информации перенасыщены образцами убийств и насилия, жестоким обращением с детьми, отрицательной энергетикой. Это пагубно влияет на эмоциональную сферу детей.

Наблюдения за дошкольниками в повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

А ведь, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Т. А. Маркова, С. А. Рубинштейн, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.

Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. [1]

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим о внутреннем мире ребенка. [3]

В настоящее время у нас в стране наблюдается усиление интереса к проблеме положения ребенка в социуме. Как отмечает А. И. Захаров, «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье — одно из наиболее ценных приобретений».

К сожалению, сегодня игровые приставки, телевидение, компьютеры, мобильные телефоны играют ведущую роль в жизни ребёнка, следовательно, это пагубно сказывается на развитии эмоциональной сферы дошкольников.

В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль «художника», «скульптора», «мастера», в связи, с чем мотивирует выбор деятельности и материала: «Хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски». [2]

У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными.

Следовательно, проблема развитие эмоциональной сферы дошкольников — актуальна для рассмотрения и изучения.

Так всё же, является ли процесс изобразительной деятельности результативным способом развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста?

Прежде, чем давать ответ на поставленный мною вопрос, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1.             Уточнить сущность понятий эмоции и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

2.             Изучить современные способы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

3.             Составить и обосновать программу развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

4.             Экспериментально проверить на результативность изобразительную деятельность дошкольников, как ведущий способ развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Условно организацию исследования можно разделить на несколько этапов: подготовительный, основной итоговый.

Задачи подготовительного этапа:

1.             Понятие эмоций и сущность развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

2.             Современные способы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Делая выводы по подготовительному этапу, можно сказать, что устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность.

Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах, благодаря речи эмоциональная сфера получается осознанной, что указывает на психическое и физическое состояние ребенка.

Ребенок шестого года жизни — пленник эмоций. Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они ещё не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными.

Интеллектуальные чувства ребёнка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его любознательностью и ненасытной жаждой знаний. Эмоции — специфическая форма отражения окружающего мира. Поэтому они развиваются там, где природа, среда, предметы быта могут удовлетворить эстетическую потребность. Но и этого мало — необходимо целенаправленное включение дошкольника в разные формы деятельности: слушание, наблюдение, игра, пение, рисование.

В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: арттерапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия.

Нашу работу мы посвятили детальному изучению изобразительной деятельности, как ведущего способа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, то есть способствует развитию эмпатии.

В процессе развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается. Её необходимо развивать.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста начинается с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей.

Задачи основного этапа:

1.             Разработка программы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Программа состоит из двух разделов: диагностического и развивающего.

Раздел 1 (Диагностический)

Для того чтобы получить объективные данные использовались вариативности психодиагностических средств: проективные (тесты и методики), возрастного соответствия (методики).

Диагностический раздел программы состоит из следующих компонентов:

-        констатирующая диагностика;

-        контрольная диагностика.

Для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста способами изобразительной деятельности, отобраны следующие методики:

1.      Проективный рисуночный Тест «Рисунок человека» (в интерпретации К. Маховер);

2.      Методика «Кактус» (в интерпретации М. А. Панфиловой);

  1. Проективный рисуночный Тест «Рисунок семьи» (в интерпретации Л. Кормана).

Раздел 2 (Развивающий)

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

-        Развивать умение работать в группе;

-        Развивать умение понимать эмоции других людей;

-        Развивать мелкую моторику;

-        Учить сопереживать героям произведений;

-        Помочь ребёнку наладить контакт с другими детьми, педагогом;

-        Развивать творческое мышление;

-        Научить осознавать собственные переживания.

Программа способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников, развитию ассоциативного мышления, творческого воображения. Если ребёнок не может выразить свои переживания, например, в игре, это приводит к возрастанию эмоционального напряжения. Что является серьёзным препятствием развития ребёнка. Поэтому наша программа демонстрирует один из возможных путей решения данной проблемы.

Составленная нами программа называется «Я и другие», предполагает развивающую работу с детьми 6–7 лет через изобразительную и игровую деятельности. Для разработки данного раздела программы мы использовали методики следующих авторов: Белопольская Н. А., Вежновец И., Коломинский Я. Л., Лаврентьева Т. В., Минаева В. М., Панфилова М. А., и др.

Этапы программы:

1.                  «Ориентировочный этап. Цель: установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком (занятие 1)

2.                  Этап объектирования трудностей развития. Цель: диагностика развития эмоциональной сферы ребенка; объективирование негативных тенденций личностного развития в коммуникации с взрослыми; наблюдение за эмоциональными переживаниями ребенка. (2–3 занятия)

3.                  Конструктивно-формирующий этап. Цель: развитие адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, развитие эмоционально — волевой компетенции; формирование способности к произвольной регуляции эмоций.(4–13 занятия)

4.                  Обобщающе-закрепляющий этап. Цель: обобщение адекватных способов эмоционального самовыражения; практическое применение знаний и умений. (14 занятие)

Важным элементом занятий, является создание положительной эмоциональной атмосферы. Этому способствуют игры, проигрывание театральных этюдов, использование аудиовизуального материала.

Задачи итогового этапа:

1.             Экспериментальная проверка результативности программы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Мы экспериментально проверили на результативность, составленную нами программу. Экспериментальная проверка была проведена в подготовительной группе № 2 на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка детский сад № 122 города Калининграда. В эксперименте участвовало 10 детей, возраст 6–7 лет — 6 мальчиков, 4 девочки. Длительность эксперимента декабрь 2013 — май 2014 г.г.

Внедрение программы «Я и другие» показало свою результативность в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Это поспособствовало снижению уровня агрессивности, тревожности, застенчивости детей из экспериментальной группе на 14 % в сравнении с детьми из контрольной группы (методика «Кактус»); развитию эмоционально-личностной сферы в экспериментальной группе на 17 % повысилось, следовательно, уровень развития эмоционально-личностной сферы в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе (тест «Рисунок семьи»); развитие индивидуальных особенностей экспериментальной группы на 25 % повысилось, следовательно, уровень развития индивидуальных особенностей личности в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе (тест «Рисунок человека»).

В результате проведенного нами исследования, цель была достигнута, поставленные задачи решены. Мы доказали, что изобразительная деятельность является одним из ведущих способов развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Наша программа «Я и другие» может быть использована педагогами в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками.

 

Литература:

 

1.                  Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие/ Калининград Ун-т.- Калининград, 2000.

2.                  Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М. Просвещение, 2006.

3.                  Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: Творческий центр Сфера, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle