Библиографическое описание:

Екимовская М. А. Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 84-87.

В течение последних нескольких десятилетий количество информации, ежедневно обрушивающейся на среднестатистического человека, резко выросло. Теперь уже сложно представить себе индивида, не имеющего мобильный телефон или живущего без телевизора и сети  Интернет. Информационная среда, в которой находится человек, влияет на него постоянно, с каждой прочитанной новостью или увиденным видео, но в этом и кроется главная опасность нашего информационного общества. Качество информации и ее достоверность теперь ставится под вопрос, так как, по сути, предоставляемые сведения являются мощным средством манипулятивного воздействия на личность.

Вопросы защиты личности от информационных и информационно-психологических опасностей и угроз не новы для науки. Последние десятилетия ознаменованы исследованиями в области защиты человека от последствий негативной, недостоверной, ложной информации. Так вопросами информационной безопасности занимались Блинов А.М., Галатенко В.А., Петров В.П.; вопросами психологической защиты человека от информационных опасностей и угроз: Грачев Г.В., В.М. Губанов; вопросами защиты личности ребенка от информационных угроз: Джонсон С., Салмин А.; аспектами защиты информации: Кобб М., Джост М., Хаулет Т. Корниенко А.А. и др.; вопросами информационно-психологической войны: Шелепин Л.А., Лисичкин В.А., Расторгуев С.П., Панарин И.Н. и т.д.

По статистике  международной неправительственной организации Freedom House «свободными» на 2014г. признаны 63 страны и территории, «частично свободными» — 68, «несвободными» — 66. В количественном выражении это означает, что ныне лишь 14% населения планеты (около 1 млрд. человек) живет в странах, которые имеют свободную прессу, а 35% и 33% населения в странах, которые имеют, соответственно, частично свободную и несвободную прессу [7].

Приведем сравнительный график:

В условиях информационного противоборства среди стран, зачастую очень сложно выделить из потока данных важную и правдивую информацию, поэтому возникает необходимость в знании хотя бы некоторых методов осуществления информационного воздействия.

По мнению автора книги «Государственная информационная политика в особых условиях» Манойло А.В. [2] психологическое воздействие может осуществляться различными методами и основными инструментами, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей: во-первых, собственно психологическими методами (убеждением, внушением, информированием, поощрением, принуждением, наказанием, методом примера); во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием военных средств; в-третьих, для психологического воздействия может использоваться система торговых и финансовых санкций, направленных на экономический подрыв потенциального противника; в-четвертых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием чисто политических средств [2].

Андрей Викторович Манойло считает, что манипулирование информацией включает в себя ряд приемов на которых мы считаем необходимым остановиться подробнее:

1. Информационная перегрузка. Сообщается гигантское количество информации, основную часть которой составляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности.

2. Дозирование информации. Сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается и становится непонятной.

3. Большая ложь. Чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное – подавать ее максимально серьезно.

4. Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами.

5. Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить.

6. Своевременная ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент информации [2].

Неподготовленному человеку очень сложно распознать негативное информационное воздействие, если оно применяется, поэтому очень актуальными становятся вопросы связанные с техниками противостояния негативному информационному влиянию и вопросам образования в области информационной безопасности.

Профессор психологии В. Левицкий в статье «Информационно-психологическая безопасность личности» предлагает четыре способа защиты от негативного информационного влияния:

Способ защиты 1-й: «Уход» - увеличение дистанции, прерывание контакта, выход за пределы досягаемости информационного воздействия. Действия в различных информационных ситуациях могут быть такими: отключение определенных каналов СМИ (раздражающего канала телевидения, выход из Интернета и пр.), отказ от просмотра (прослушивания) конкретных теле-радиопрограмм; отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и пр.; уход, под различными предлогами, с массовых зрелищных мероприятий: театра, концертного зала, кинотеатра и пр., митингов, собраний и др.; смена неприятной темы беседы, стремление не обострять межличностные отношения во время беседы (обход «скользких тем», «острых углов» и пр.), уклонение от встреч с теми, кто является источником неприятных переживаний, прерывание под различными предлогами встреч, бесед.

Способ защиты 2-й: «Блокировка» - контроль информационного воздействия, выставление психологических барьеров, ограждение психики от внешнего негативного информационного воздействия. Действия, выполняемые при «блокировке»: критическое восприятие информации; эмоциональное отчуждение (восприятие негативной информации «без эмоций»); увеличение межличностного пространства – «зоны общения» во время беседы; использование «психологических барьеров» (принижение источника информации, развенчание авторитета, несерьезное восприятие информации, недоверие, настороженность, и пр.).

Способ защиты 3-й: «Управление» - контроль процесса информационного воздействия, влияние на его характеристики и источник. Выполняемые действия: использование обратной связи; выражение в зрелищных мероприятиях своего отношения к происходящему (неодобрения, недовольства выступающими); использование при беседе принципа «своих не обижают», для чего продемонстрировать желание стать другом, членом одной общности; ослабить или дестабилизировать активность собеседника неожиданным отвлечением (например, сделать комплимент, высказать сочувствие) и др.

Способ защиты 4-й: «Затаивание» – контроль своей реакции на внешнее информационное воздействие. Выполняемые действия: отсрочка своих реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием; маскировка, сокрытие чувств, проявлений эмоций и др. [3].

Важную роль в формировании защиты населения от негативного последствия информационных опасностей и угроз играет образование. Образования в данной области ориентировано на формирование информационный культуры человека, которая позволяет ему выявлять угрозы, своевременно реагировать на них и уклоняться, а в случае невозможности избежать – правильно действовать с целью сохранения жизни и здоровья себя и близких [1, 4, 5].

Как важную часть современного образования, информационно-психологическую безопасность граждан, выделяет и государство, которое должно обеспечивать  оптимальный уровень психологического фона в стране. Но именно системе образования в стране отдается роль – формирования информационно-культурной личности, способной защищать себя от негативного психологического влияния.

Проведенный теоретический анализ литературных источников и исследований в области защиты человека от негативной и манипулятивной информации позволяют сделать вывод, что решение проблемы информационной безопасности граждан целесообразно развивать согласно следующим направлениям:

- введение административной ответственности СМИ за предоставление заведомо ложной информации, фабриковку данных и крайнюю необъективность;

- создание независимых международных комиссий, занимающихся проверкой существующих средств массовой информации, с целью выявления информационных ресурсов несоответствующих требованиям к СМИ;

- проведение открытых семинаров или лекций по противодействию негативному информационному влиянию для подрастающего поколения в школах и университетах [1, 5].

 

Литература:

1.                  Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности человека в рамках магистерской программы "Безопасность жизнедеятельности в информационной среде" Ребко Э.М. В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 126-127.

2.                  Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. Манойло А.В. М.: МИФИ, 2003. – 388 с.

3.                  Информационно-психологическая безопасность личности. Левицкий В. Магдебург. 2007 г. - http://www.partner-inform.de/partner/detail/2007/6/272/2445 (23.02.2015).

4.                  Информационные угрозы духовному миру детства Ребко Э.М. В сборнике: Мир детства: метафизика культурно-цивилизованного кризиса материалы XIII Международной конференции "Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги". Сер. "Ребенок в современном мире" ЮНЕСКО, Министерство образования России, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Северо-Западное отделение Российской академии образования, Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ, Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия детства, Петровская академия наук и искусств, факультет философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество; главный редактор К. В. Султанов. 2006. С. 365-366.

5.                  Технологии обеспечения безопасности (информационной, экологической, экономической) Михайлов Л.А., Михайлов А.Л., Беспамятных Т.А., Киселева Э.М., Попова Р.И., Ребко Э.М. учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2007. Сер. Инновационная образовательная программа Герценовского университета

6.                  Федеральный закон «О средствах массовой информации» № 2124-1, 27.12.1991, утвержден постановлением правительства Российской Федерации в ред. От 14.06ю2011  - http://www.consultant.ru/popular/smi/ (23.02.2015)

7.                  Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал. Новости гуманитарных технологий. Государственные стратегии.  Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира 2014 года (электронный ресурс)  http://gtmarket.ru/news/2014/05/02/6770  (24.02.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): информационного воздействия, Способ защиты, защиты человека, Похожая статья, области защиты человека, негативному информационному влиянию, психологическое воздействие, различными предлогами, информационной безопасности, Российский государственный педагогический, защиты личности, негативного информационного, государственный педагогический университет, негативного информационного воздействия, Способ защиты 1-й, Способ защиты 2-й, Способ защиты 3-й, Способ защиты 4-й, информационное воздействие, вопросами защиты личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle