Библиографическое описание:

Екимовская М. А. Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 84-87.

В течение последних нескольких десятилетий количество информации, ежедневно обрушивающейся на среднестатистического человека, резко выросло. Теперь уже сложно представить себе индивида, не имеющего мобильный телефон или живущего без телевизора и сети  Интернет. Информационная среда, в которой находится человек, влияет на него постоянно, с каждой прочитанной новостью или увиденным видео, но в этом и кроется главная опасность нашего информационного общества. Качество информации и ее достоверность теперь ставится под вопрос, так как, по сути, предоставляемые сведения являются мощным средством манипулятивного воздействия на личность.

Вопросы защиты личности от информационных и информационно-психологических опасностей и угроз не новы для науки. Последние десятилетия ознаменованы исследованиями в области защиты человека от последствий негативной, недостоверной, ложной информации. Так вопросами информационной безопасности занимались Блинов А.М., Галатенко В.А., Петров В.П.; вопросами психологической защиты человека от информационных опасностей и угроз: Грачев Г.В., В.М. Губанов; вопросами защиты личности ребенка от информационных угроз: Джонсон С., Салмин А.; аспектами защиты информации: Кобб М., Джост М., Хаулет Т. Корниенко А.А. и др.; вопросами информационно-психологической войны: Шелепин Л.А., Лисичкин В.А., Расторгуев С.П., Панарин И.Н. и т.д.

По статистике  международной неправительственной организации Freedom House «свободными» на 2014г. признаны 63 страны и территории, «частично свободными» — 68, «несвободными» — 66. В количественном выражении это означает, что ныне лишь 14% населения планеты (около 1 млрд. человек) живет в странах, которые имеют свободную прессу, а 35% и 33% населения в странах, которые имеют, соответственно, частично свободную и несвободную прессу [7].

Приведем сравнительный график:

В условиях информационного противоборства среди стран, зачастую очень сложно выделить из потока данных важную и правдивую информацию, поэтому возникает необходимость в знании хотя бы некоторых методов осуществления информационного воздействия.

По мнению автора книги «Государственная информационная политика в особых условиях» Манойло А.В. [2] психологическое воздействие может осуществляться различными методами и основными инструментами, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей: во-первых, собственно психологическими методами (убеждением, внушением, информированием, поощрением, принуждением, наказанием, методом примера); во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием военных средств; в-третьих, для психологического воздействия может использоваться система торговых и финансовых санкций, направленных на экономический подрыв потенциального противника; в-четвертых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием чисто политических средств [2].

Андрей Викторович Манойло считает, что манипулирование информацией включает в себя ряд приемов на которых мы считаем необходимым остановиться подробнее:

1. Информационная перегрузка. Сообщается гигантское количество информации, основную часть которой составляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности.

2. Дозирование информации. Сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается и становится непонятной.

3. Большая ложь. Чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное – подавать ее максимально серьезно.

4. Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами.

5. Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить.

6. Своевременная ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент информации [2].

Неподготовленному человеку очень сложно распознать негативное информационное воздействие, если оно применяется, поэтому очень актуальными становятся вопросы связанные с техниками противостояния негативному информационному влиянию и вопросам образования в области информационной безопасности.

Профессор психологии В. Левицкий в статье «Информационно-психологическая безопасность личности» предлагает четыре способа защиты от негативного информационного влияния:

Способ защиты 1-й: «Уход» - увеличение дистанции, прерывание контакта, выход за пределы досягаемости информационного воздействия. Действия в различных информационных ситуациях могут быть такими: отключение определенных каналов СМИ (раздражающего канала телевидения, выход из Интернета и пр.), отказ от просмотра (прослушивания) конкретных теле-радиопрограмм; отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и пр.; уход, под различными предлогами, с массовых зрелищных мероприятий: театра, концертного зала, кинотеатра и пр., митингов, собраний и др.; смена неприятной темы беседы, стремление не обострять межличностные отношения во время беседы (обход «скользких тем», «острых углов» и пр.), уклонение от встреч с теми, кто является источником неприятных переживаний, прерывание под различными предлогами встреч, бесед.

Способ защиты 2-й: «Блокировка» - контроль информационного воздействия, выставление психологических барьеров, ограждение психики от внешнего негативного информационного воздействия. Действия, выполняемые при «блокировке»: критическое восприятие информации; эмоциональное отчуждение (восприятие негативной информации «без эмоций»); увеличение межличностного пространства – «зоны общения» во время беседы; использование «психологических барьеров» (принижение источника информации, развенчание авторитета, несерьезное восприятие информации, недоверие, настороженность, и пр.).

Способ защиты 3-й: «Управление» - контроль процесса информационного воздействия, влияние на его характеристики и источник. Выполняемые действия: использование обратной связи; выражение в зрелищных мероприятиях своего отношения к происходящему (неодобрения, недовольства выступающими); использование при беседе принципа «своих не обижают», для чего продемонстрировать желание стать другом, членом одной общности; ослабить или дестабилизировать активность собеседника неожиданным отвлечением (например, сделать комплимент, высказать сочувствие) и др.

Способ защиты 4-й: «Затаивание» – контроль своей реакции на внешнее информационное воздействие. Выполняемые действия: отсрочка своих реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием; маскировка, сокрытие чувств, проявлений эмоций и др. [3].

Важную роль в формировании защиты населения от негативного последствия информационных опасностей и угроз играет образование. Образования в данной области ориентировано на формирование информационный культуры человека, которая позволяет ему выявлять угрозы, своевременно реагировать на них и уклоняться, а в случае невозможности избежать – правильно действовать с целью сохранения жизни и здоровья себя и близких [1, 4, 5].

Как важную часть современного образования, информационно-психологическую безопасность граждан, выделяет и государство, которое должно обеспечивать  оптимальный уровень психологического фона в стране. Но именно системе образования в стране отдается роль – формирования информационно-культурной личности, способной защищать себя от негативного психологического влияния.

Проведенный теоретический анализ литературных источников и исследований в области защиты человека от негативной и манипулятивной информации позволяют сделать вывод, что решение проблемы информационной безопасности граждан целесообразно развивать согласно следующим направлениям:

- введение административной ответственности СМИ за предоставление заведомо ложной информации, фабриковку данных и крайнюю необъективность;

- создание независимых международных комиссий, занимающихся проверкой существующих средств массовой информации, с целью выявления информационных ресурсов несоответствующих требованиям к СМИ;

- проведение открытых семинаров или лекций по противодействию негативному информационному влиянию для подрастающего поколения в школах и университетах [1, 5].

 

Литература:

1.                  Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности человека в рамках магистерской программы "Безопасность жизнедеятельности в информационной среде" Ребко Э.М. В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 126-127.

2.                  Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. Манойло А.В. М.: МИФИ, 2003. – 388 с.

3.                  Информационно-психологическая безопасность личности. Левицкий В. Магдебург. 2007 г. - http://www.partner-inform.de/partner/detail/2007/6/272/2445 (23.02.2015).

4.                  Информационные угрозы духовному миру детства Ребко Э.М. В сборнике: Мир детства: метафизика культурно-цивилизованного кризиса материалы XIII Международной конференции "Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги". Сер. "Ребенок в современном мире" ЮНЕСКО, Министерство образования России, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Северо-Западное отделение Российской академии образования, Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ, Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия детства, Петровская академия наук и искусств, факультет философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество; главный редактор К. В. Султанов. 2006. С. 365-366.

5.                  Технологии обеспечения безопасности (информационной, экологической, экономической) Михайлов Л.А., Михайлов А.Л., Беспамятных Т.А., Киселева Э.М., Попова Р.И., Ребко Э.М. учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2007. Сер. Инновационная образовательная программа Герценовского университета

6.                  Федеральный закон «О средствах массовой информации» № 2124-1, 27.12.1991, утвержден постановлением правительства Российской Федерации в ред. От 14.06ю2011  - http://www.consultant.ru/popular/smi/ (23.02.2015)

7.                  Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал. Новости гуманитарных технологий. Государственные стратегии.  Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира 2014 года (электронный ресурс)  http://gtmarket.ru/news/2014/05/02/6770  (24.02.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle