Библиографическое описание:

Козаева Г. Р., Парастаева Д. Г. Особенности внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс Цхинвальского многопрофильного колледжа // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 625-627.

В статье говорится об особенностях внедрения мультимедиа технологий в образовательный процесс Цхинвальского многопрофильного колледжа в условиях внедрения ФГОС.

Ключевые слова: Цхинвальский многопрофильный колледж, инновации, использование мультимедийных технологий, ФГОС.

 

В век быстро развивающихся информационных технологий и совершенствования образовательного процесса перед профессиональными образовательными организациями, в частности перед СПО, поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда и в соответствии с международными стандартами. Одним из рычагов решения этой задачи стало введение ФГОС СПО, стандартов нового поколения, построенных на основе модульно — компетентностного подхода [4]. Пересмотр содержания образования, появление вместо хорошо знакомых в преподавательской среде знаний и умений новых понятий: «общих» и «профессиональных» компетенций, накладывают отпечаток на деятельность преподавателей среднего профессионального образования, заставляют их искать пути решения поставленной задачи. Исходя из того, что одной из главных целей современного образования является формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему развитию, необходимо овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией [1.с.40]. Использование новых информационных технологий, в том числе мультимедийных, позволяет преподавателям реализовать свои педагогические идеи, то есть необходимо использование инноваций в образовательной практике [3, с.7]. Из-за сложной социально-экономической ситуации в Республике Южная Осетия подобные инновации стали внедряться в учебный процесс сравнительно недавно. Новые социально-экономические условия требуют пересмотра системы профессионального образования Южной Осетии. Современное общество выдвигает определенный заказ на подготовку специалистов, образованных, предприимчивых, способных к сотрудничеству, самостоятельному принятию решений. Стандарты предыдущего поколения для среднего профессионального образования подразумевали у студентов знаний, умений и навыков. Сегодня эти понятия дополняются формированием у студентов компетенций. Компетенция — это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности на производстве. Таким образом, будущий специалист в образовательном учреждении должен не только получать профессиональные навыки, но и отвечать запросам общества. Современный опыт преподавания показывает, что традиционные формы уроков формируют у студентов потребительский характер деятельности. Они погружены однотипной работой, не умеют сравнивать, обобщать материал. Применение компьютерных моделей позволяет не только повысить наглядность процесса обучения и интенсифицировать его, но и кардинально изменить этот процесс. В частности, в изучении строительных дисциплин можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование мультимедийных технологий:

-          наглядное представление конструктивных элементов зданий;

-          наглядное представление разных видов зданий и сооружений;

-          поэтапный просмотр строительства здания;

-          демонстрация используемых материалов в строительстве.

Мультимедийные технологии в колледже используются и в тех случаях, когда нет возможности осуществить работы в реальных условиях колледжа и нет возможности в реальности познакомиться с изучаемыми технологическими процессами. Результатом использования мультимедийных технологий на занятиях в Цхинвальском многопрофильном колледже стало проявление студентами интереса к изучаемой дисциплине и более легкое усвоения материала. Использование мультимедиа презентаций на занятиях по экономике также показало, что это способствовало повышению интереса студентов к данной дисциплине, развитию логического мышления, при том, что структура урока при этом не менялась. При использовании мультимедийных технологий подтверждается актуальность высказывания: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». При сочетании звука, текста, графического изображения запоминается до 80 % информации. Посещаемость учащихся выше на тех занятиях, на которых используется мультимедиа проектор.

Еще одно из преимуществ использования мультимедиа, это самостоятельное получение учащимися дополнительных знаний [2, с.10]. После занятий с использованием мультимедиа учащиеся более активно интересуются новыми компьютерными технологиями, задают много вопросов и самостоятельно пытаются получить на них ответы.

Основными позитивными факторами, повышающими эффективность обучения на основе использования мультимедиа технологий являются: усиление мотивации обучения, сокращение времени обучения, повышение скорости и прочности усвоения знаний. Эти эффекты достигаются погружением учащегося в принципиально новую информационно-технологическую среду, обеспечивающую расширенное интерактивное взаимодействие, максимально приближенное к естественному. Использование мультимедиа позволит индивидуализировать процесс обучения, что является определяющим фактором при внедрении ФГОС.

Факторы, отражающие текущий уровень педагогической науки и практики и определяющие способность системы образования воспринять и эффективно использовать новые средства информатизации можно разделить на внешние и внутренние. Внешними по отношению к образовательной системе факторами, задающими условия в которых она существует, являются:

-          доступность и качество средств вычислительной техники, технологически возможный на данный момент уровень информатизации образования;

-          требуемая общеобразовательная подготовка и уровень информационной культуры выпускников.

Внутренними факторами являются:

-          наличие в образовательных учреждениях современных средств вычислительной техники и программного обеспечения;

-          разработанность нового содержания образования, методов и форм использования информационных (мультимедиа) технологий для повышения эффективности процесса обучения;

-          достигнутый уровень профессиональной подготовки педагогов, знакомство их с потенциальными возможностями информационных (мультимедиа) технологий и умения использовать эти возможности в своей практической работе;

-          наличие базовой компьютерной грамотности обучающихся;

-          гибкость системы управления образовательными учреждениями, ее готовность к изменениям в содержании образования, способность осваивать новое, перестраиваться, порождать и распространять прогрессивные организационные формы и методы работы [2,с.15].

В настоящее время Цхинвальский многопрофильный колледж стремится стать конкурентоспособным учебным заведениям, дающим возможность готовить квалифицированных специалистов с разносторонней подготовкой, имеющих достаточный уровень профессиональной мобильности и удовлетворяющих потенциальные запросы современного рынка труда. Известно, что будущее потребует от нынешних учащихся огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 70 % предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет возрастать. Но подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Учащиеся должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные информационные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Информационный депозитарий глобальной компьютерной сети Интернет настолько велик, что умение извлечь из такого большого объёма информации нужный кластер выходит на первый план.

Таким образом, считаем, что использование мультимедиа технологий в учебном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставят перед педагогами новые образовательные стандарты — подготовка разносторонней развитой личности.

 

Литература:

 

1.         Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика № 4, 2009.

2.         Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: //Учебно-методическое пособие для педагогических вузов. Москва, 2006.

3.         Роберт И. В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании.// Учебно-методическое пособие, 2010.

4.         Федеральный государственный образовательный стандарт.// http://www.firo.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle