Библиографическое описание:

Богданова Т. А. Решение вопросов профессионального самоопределения учащихся через образовательную область безопасность жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 71-76.

Проблема профессионального самоопределения школьников адекватна принципам современной “Концепции модернизации российского образования” и “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”. Особенно остро эта проблема ставит задачи перед педагогами в связи с реализацией идеи профильности старшей ступени школы. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [4, 6, 13].

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным [4, 6].

Учебный план предпрофильной подготовки имеет структуру и включает в себя три компонента. Из имеющихся 102 часов рекомендуется большую часть времени отводить на специально организованные (от месяца до полугодия) курсы по выбору [11].

Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы) рекомендуется организовать как систему профессиональных «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профилях. Именно поэтому основная цель курсов - профориентационная.

Сегодня задачи профессиональной ориентации школьников в области профессий, связанных с безопасностью жизнедеятельности, могут решаться в образовательном учреждении как через базовый предмет ОБЖ, так и на уровне элективных курсов и факультативов [7, 13].

Школьный предмет ОБЖ не является сложным предметом, так как мотивация к приобретению знаний обеспечивается естественной потребностью человека в безопасности.

Анализ проведенного констатирующего этапа эксперимента в рамках выпускной квалификационной работы «Организация предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов по экологической безопасности», был выполнен в двух направлениях:

1.             Нами рассматривался профессиональный интерес к ОБЖ у старшеклассников (10-11 классы) в рамках профильного обучения в универсальном и оборонно-спортивном профилях (на базе СОШ № 364 г. Санкт-Петербурга), связанный с выбором будущей профессии в области безопасности жизнедеятельности;

2.             В рамках предпрофильной подготовки с учащимися 8-х классов через реализацию элективного курса «Основы экологической безопасности и рационального природопользования» (20 ч), с целью выбора будущей профессии в области экологической безопасности, нами также проводилась диагностика профессиональных предпочтений учащихся.

Как показал констатирующий этап эксперимента, в целом заинтересованность учащихся 10-11 классов в предмете ОБЖ – 64,5 % от общего числа опрошенных (всего было опрошено 56 человек). Но будущую профессию с областью БЖ, связали напрямую 21% учащихся (военные и специалисты по безопасности жизнедеятельности – пожарные, специалисты ГАИ, спасатели МЧС), ещё 23% выбрали свою специальность, косвенно касающуюся обеспечения безопасности (юристы, управление персоналом, охрана труда, безопасность производства и т.п.). Общий процент результативности профильного обучения в направлении БЖ составил 44%, при этом специальность, напрямую связанную с безопасностью жизнедеятельности выбрали только мальчики, а косвенно связанную с безопасностью жизнедеятельностью – только девочки. Субъективные профессиональные предпочтения учащихся 10-11 классов продемонстрированы в таблице 1.

Таблица 1

 

Тип профессий

Количество учащихся

Отношение к общему числу учащихся в классе

Эксперименталь-ный класс

Контрольный

класс

Эксперименталь-ный класс

Контрольный

класс

Человек-техника

12

9

43%

31%

Человек-человек

10

8

34%

28%

Человек-природа

1

5

3%

17%

Человек-знак

5

2

17%

7%

Человек-худ.образ

1

5

3%

17%

Что же касается учащихся 8-х классов, то их профессиональные пристрастия по основным типам профессий распределились в соответствии с таблицей 2 (было опрошено 53 учащихся)

Таблица 2

 

Количество учащихся

Отношение к общему числу учащихся в классе

Эксперименталь-ный класс

(27 человек)

Контрольный

Класс

(26 человек)

Эксперименталь-ный класс

Контрольный

класс

Человек-техника

11

9

41 %

35 %

Человек-человек

4

6

15 %

23 %

Человек-природа

5

4

19 %

15 %

Человек-знак

4

5

15 %

19 %

Человек-худ.образ

3

2

11 %

8 %

 

К сожалению, в основной школе при определении образовательного профиля класса, прежде всего, делается акцент на усиление базовых предметов, а так как школьный компонент учебного плана ограничен количеством учебных часов, учителю ОБЖ очень трудно обосновать необходимость введения дополнительных занятий именно по его предмету. Поэтому, «отстаивая» дополнительные часы, важно определиться с основными образовательными потребностями школьников и их родителей и актуальностью изучения вопросов безопасности с различных профориентационных позиций [4, 13].

В комплексном подходе к обучению и воспитанию учащихся безопасной жизнедеятельности большую роль играют межпредметные связи. Все школьные предметы формируют представления об общих понятиях, законах, теориях и проблемах жизнедеятельности человека, поэтому найти связь и обосновать необходимость введения дополнительных занятий по ОБЖ в классах с любой профессиональной направленностью не трудно. В образовании накопился достаточный опыт по предпрофильному и профильному обучению и не сложно выбрать существующую программу, нацеленную на углублённое изучение знаний и расширение умений учащихся по различным разделам безопасности жизнедеятельности, чаще всего реализация профильного обучения в области БЖ осуществляется в рамках оборонно-спортивного профиля [4, 7, 13].

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования предоставил возможность углублённо изучать школьный предмет ОБЖ на профильном уровне в 10-11-х классах в течение 140 часов. Можно долго спорить о результативности школьного профильного образования с оборонно-спортивным направлением [11]. Не секрет, что учитель проектирующий работу в классе с углублённым изучением ОБЖ на основе учебных программ военного и спортивного образования, понимает, что контингент учащихся в таком классе будет подобран из школьников, которые не имеют высоких оценок по «важным» предметам. Конечно, трудно решиться на работу с «троешниками», а пессимистическое настроение по поводу «собрали в класс всех лодырей, которые любят только физкультуру» рисует другим учителям-предметникам не очень ясную картину результатов базовых предметов, по которым необходимо сдавать единый государственный экзамен [4, 7, 13].

Многие родители, отчаявшиеся в положительных успехах своих детей в области школьного образования, соглашаются «отдать» своего ребёнка в «класс ОБЖ» имея только один мотив: лишь бы получить аттестат, а там уж видно будет. При этом учитель разъясняет родителям, да и самим учащимся, что это неплохой вариант формирования у будущего выпускника средней школы крепкого здоровья, позитивного отношения к безопасности и приобретения таких положительных качеств личности, как смелость, решительность, умения действовать в условиях физического и психологического напряжения. К сожалению, профессия специалиста по безопасности жизнедеятельности для родителей выпускников общеобразовательной школы является непонятной: им видны опасные условия работы и не видна коммерческая выгода, престижность и перспектива профессионального роста. Именно поэтому роль родителей в выборе профессии «Безопасность жизнедеятельности» очень мала [7, 13].

Подводя итог, еще раз приходиться констатировать, что, к сожалению, школьный предмет ОБЖ не является престижным как для самих старшеклассников, так и для их родителей - это просто жизненно важный и необходимый предмет, уважаемый, но не вызывающий интереса в будущей профессии. Стоит оценивать, прежде всего, уровень знаний по ОБЖ в старшей школе, показывающую подготовку обучающихся к дальнейшему освоению программ в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования и подвести итоги углублённого изучения элементов программ по ГО и ЧС, определяющие у выпускника общеобразовательной школы уровень сформированности качеств личности безопасного типа и навыков поведения в чрезвычайных ситуациях [4, 7].

Практика реализации оборонно-спортивного профиля в общеобразовательных школах показывает, что не все выпускники идут учиться по профилю, но есть уверенность, что молодые люди найдут возможность успешной самореализации в любой профессии, так как у них сформировались качества личности безопасного типа, способной к социальному взаимодействию с обществом именно через культуру безопасности, т.к. сами выпускники, которые не увидели себя специалистами в области обеспечения безопасности, не сожалеют, что углублённо изучали ОБЖ, и считают, что полученные навыки необходимы им если не в профессии, то в жизни [7, 13].

Для мотивации старшеклассников на выбор профессий в области безопасности жизнедеятельности следует проводить разнообразные профориентационные мероприятия, которые показывают необходимость в современной действительности владеть знаниями, умениями и навыками в области БЖ с целью повышения общей культуры безопасности подрастающего поколения.

На формирующем этапе эксперимента нами проводился ряд профориентационных мероприятий для учащихся 8-х и 10-11-х классов, где мы отмечали, что содержание образовательной области безопасности жизнедеятельности обладает высоким профессиональным потенциалом и в сложившихся социально-экономических и экологических условиях чрезвычайно актуальными и востребованными становятся профессии, базирующиеся на знаниях основ безопасности жизнедеятельности, которые отражены в таблице 3 «Профессии в области БЖ по основным типам профессий».

Таблица 3

 

Тип профессий

Примеры профессий

Человек-техника

специалист в области экономической безопасности, менеджмент безопасности (специализация, разработанная совместно с факультетом экономики университета), инженер по информационной безопасности (специализация «Информационная безопасность»), специалист в охранной деятельности в сфере предпринимательства, инженер по охране труда на различных предприятиях, инженер по защите окружающей среды (специализация «Экологическая безопасность») в промышленности, лаборант-эколог и аппаратчик со знанием основ экологической безопасности в промышленности и др.;

Человек-человек

педагог-организатор ОБЖ (специализация «Экологическая безопасность и охрана труда» «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения»), социальный педагог, педагог-валеолог (превентология и реабилитология) в общеобразовательных учреждениях; тренер по самообороне и боевым искусствам (специализация, разработанная совместно с факультетом физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена); инструктор по туризму и краеведению (специализация, разработанная совместно с факультетом географии РГПУ им. А.И. Герцена); специалист-геронтолог, социальный психолог, социальный воспитатель, гувернер (данные специальности также дань времени и на факультете БЖ были разработаны совместно с международным учебным центром Эспо-Ванта г. Хельсинки); спасатель МЧС, специалист по ГО и др.

Человек-природа

специалист в области экологической безопасности и рационального природопользования в различных природоохранных организациях.

 

При формирующем этапе эксперимента в 8-х классах в рамках предпрофильной подготовки по экологической безопасности и с целью готовности учащихся к выбору будущей профессии, связанной с экологической безопасностью, нами был реализован в учебно-воспитательном процессе в экспериментальном классе элективный курс «Основы экологической безопасности и рационального природопользования» (20 ч), который был уже успешно опробован в рамках магистерского исследования Буянтуевой Д.Б. в ряде школ Агинского округа [1].

Введение данного курса в предпрофильном обучении считаем актуальным не только с целью повышения общего уровня экологической культуры, но и для дальнейшего определения будущей профессии учащимися в естественнонаучном ключе в области экологической безопасности. Т.к. в современном сложном, полном противоречий мире, экологические проблемы приобрели глобальные масштабы и любая деятельность человека, и главным образом хозяйственная, влияет на состояние окружающей среды. Особенно остро стоят проблемы чистой воды, атмосферного воздуха, загрязнения почвы, состояния здоровья человека в г. Санкт-Петербурге(СПб) и Ленинградской области (ЛО). Необходимо принимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения; сохранению разнообразия живых организмов; сбережению генофонда планеты

Целью предлагаемого элективного курса является: Подготовка экологически грамотного молодого поколения, способного видеть последствия воздействия промышленного производства на окружающую среду и умеющего соотносить хозяйственную деятельность с законами природы. [3, 5, 9, 12].

Весь учебный материал иллюстрируется нами учащимся на примере их родного края, т.к. краеведческий принцип особенно важен в вопросах освещения экологических проблем разного уровня - локальные проблемы в большей мере затрагивают эмоциональную сферу учащихся, в то время как региональные и глобальные их разум. Осознание причин и следствий местных экологических и экономических проблем требует понимания их взаимосвязи с региональными, глобальными проблемами [1, 2, 8, 10]

В результате освоения элективного курса учащимися экспериментального 8-го класса в итоге были выбраны, достаточно осознано профессиональные ориентиры на выбор будущей профессии в области экологической безопасности, что отражено в таблице 4.

Таблица 4

Тип профессий в области ЭБ

Констатирующий этап эксперимента

Формирующий этап эксперимента

Контрольный

Класс (26 ч)

Эксперимен-тальный

класс (27 ч)

Контрольный

класс

Эксперимен-тальный

класс

Человек-техника

19 %

22 %

19 %

44 %

Человек-природа

15 %

11 %

15 %

33 %

 

Мы старались акцентировать, проводя профориентационные мероприятия со школьниками 8-х и 10-11 классов, внимание на то, что именно образовательная область безопасность жизнедеятельность призвана стать инструментом нравственного развития школьников и студентов как личностей, средством воспитания, противодействия деградации и сохранения природных и социокультурных ценностей нации.

 

Литература:

  1. Буянтуева Д.Б., Силакова О.В. Эколого-краеведческий подход в обучении основам экологической безопасности учащихся старших классов общеобразовательной школы. В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 62-65.
  2. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе. - М.: Просвещение, 1974. - № 4 . - С. 69-87.
  3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002-го), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002 г.)
  5. Пономарева И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 г.
  6. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. / М.Ю. Савченко. - М.: Вако, 2005.
  7. Силакова О.В. Востребованность специалистов в области безопасности жизнедеятельности на рынке труда. // Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения): Материалы Х11 Всероссийской научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2007 года. / Под ред. В.П. Соломина, - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 г. – 191 с.
  8. Силакова О.В. Методика развития эколого-экономический знаний при обучении общей биологии. / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Санкт-Петербург, 2006
  9. Силакова О.В. Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. - сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред.: В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144-148.
  10. Станкевич П.В. Формирование и развитие экологических и краеведческих знаний во взаимосвязи в курсе биологии 7-8 кл. Автореферат дисс. к.п.н. СПб, 1994. – 16 с.
  11. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. / М., 2003.
  12. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. Москва, 2002.
  13. Шавейко И. Образовательные потребности школьников и актуальность с позиций выбора профессии. / Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" № 3 2010 г.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, области безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности, профильного обучения, будущей профессии, старшей ступени, области экологической безопасности, общего образования, специалистов безопасности жизнедеятельности, старшей ступени общего, ступени общего образования, предмет ОБЖ, предпрофильной подготовки, безопасностью жизнедеятельности, «Основы экологической безопасности, общеобразовательной школы, Силакова О.В, изучении безопасности жизнедеятельности, разделам безопасности жизнедеятельности, профессионального самоопределения школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle