Библиографическое описание:

Горбатова Т. Н., Кудряшова А. В., Рыбушкина С. В. Реализация метода проектов в обучении английскому языку как оптимальная платформа для развития творческой самостоятельности студентов // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 580-582.

Данная статья посвящена рассмотрению творческой самостоятельности как важного фактора профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и описаны условия, при которых возможно её развитие. Реализация метода проектов в обучении английскому языку рассмотрена как оптимальная форма для развития творческой самостоятельности.

Ключевые слова:метод проектов, обучение английскому языку, развитие творческой самостоятельности, творческое мышление, самостоятельность, инициативность

 

На современном этапе развития общества, одной из наиболее актуальных проблем является подготовка квалифицированного специалиста, для которого потребности в саморазвитии, творчестве, самореализации в профессиональной сфере приобретают характер первостепенной важности. Соответственно, можно предположить, что одним из важных компонентов подготовки современных профессионалов является развитие их творческого потенциала и самостоятельности, и, следовательно, необходимо уделять должное внимание развитию творческой самостоятельности студентов в процессе их обучения [1].

Термин «творческая самостоятельность» подразумевает стремление использовать новые приёмы в решении поставленной задачи и находить способы преодоления трудностей, потребность вносить элементы новизны в процесс выполнения заданий [1]. Творческая самостоятельность включает в себя процесс, в котором активизируется творческий потенциал учащихся и результат их деятельности. Отличительной чертой творческой самостоятельности является креативный характер мышления и стремление к самостоятельному овладению знаниями, применению нестандартных подходов в решении традиционных проблем.

Развитие творческой самостоятельности будущего специалиста это процесс, который непосредственно связан с обучением и должен быть реализован в образовательных учреждениях при обеспечении следующих условий:

-        создание квази-профессиональных ситуаций, направленных на решение социальных или профессиональных проблем, приближенных к реальным условиям;

-        ориентация студента на реальный результат его деятельности, что повышает мотивацию в обучении;

-        выбор форм активного обучения, в основе которых лежит принцип активизации творческого потенциала студентов (викторины, КВН, фестивали, олимпиады, и т. д.);

-        оказание педагогической поддержки, что позволяет координировать действия обучающихся и повышать их уровень самостоятельности.

Причем, развитие творческой самостоятельности может осуществляться в рамках каждой дисциплины, при условии, что преподаватель будет грамотно и разнообразно пользоваться профессиональными ролями, либо их комбинациями. Однако, именно в рамках предмета «Иностранный язык» существует возможность максимально использовать творческие задания, побуждающие студентов к самостоятельной работе и использованию изученного языкового материала для выражения своих мыслей. Следовательно, можно предположить, что дисциплина «Иностранный язык» является одной из наиболее эффективных платформ для развития творческой самостоятельности [2]. Данное предположение можно сделать на основе того, что в последнее время изменился статус иностранного языка как средства межкультурного общения, стимулирующего современное общество к поиску форм, методик и моделей обучения, максимально ориентированных на развитие самостоятельности, творчества, автономности, способности к самообразованию [3].

Одной из таких форм обучения уже долгие годы остаётся метод проектов. Не являясь принципиально новым в мировой педагогике, метод проектов очень актуален в наши дни. Данный метод был разработан еще в 20-е годы XX-го века в США в контексте философско-педагогической концепции Джона Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, посредством личной заинтересованности обучаемого в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [4].

В России идея проектного обучения возникла практически параллельно с разработками американских педагогов и в 1905 году под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была основана группа специалистов, активно реализовавших данную идею в сфере образования. Однако, в отличие от зарубежной практики применения метода проектов в образовании, в России того времени данная форма обучения была отвергнута и не применялась активно в течение долгого времени. В наши дни метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность благодаря возможности сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения проблем.

Итак, метод проектов основан на решении некой проблемы и предполагает применение самостоятельных и совместных усилий для её решения, формирование познавательных навыков обучающихся, а также развитие:

-        критического и творческого мышления,

-        умений работать в команде,

-        умений ориентироваться в информационном пространстве [4].

А также, всякий проект направлен на реальный результат, который можно использовать в дальнейшем в обучении или в реальной жизни. Причём результат должен быть ориентирован на социальные интересы обучающихся, что может способствовать их заинтересованности в выполнении проекта. Итоги проекта представляются в «осязаемом виде» (в виде отчёта, доклада, презентации и т. д.).

Следует также упомянуть о функции преподавателя в контексте проектной работы. Условно деятельность преподавателя может быть подчинена следующим моделям:

1.         Преподаватель-фасилитатор, оказывающий педагогическую поддержку при формулировании целей и задач, создающий свободную и непринужденную атмосферу, стимулирующий студентов к решению проблем.

2.         Преподаватель-консультант, реализующий обучающую функцию через консультирование в реальном или дистанционном режиме, (главная цель преподавателя-консультанта — научить студента учиться).

3.         Преподаватель-модератор, выполняющий функцию наставника в процессе овладения способами групповой работы, (цель преподавателя-модератора — раскрыть внутренний потенциала студентов, выявить их скрытые возможности и нереализованные умения).

4.         Преподаватель-тьютор, выполняющий педагогическое сопровождение студентов и работающий с их субъектным опытом (цель преподавателя-тьютора — разработка заданий, опирающихся на современные коммуникативные методы);

5.                  Преподаватель-тренер, оказывающий помощь в прохождении определённых учебных курсов, подготовке к публичным выступлениям.

Так как одним из основных ожидаемых результатов реализации метода проектов является развитие самостоятельности и творческого мышления, то можно предположить, что роль преподавателя должна сводиться к оказанию педагогической поддержки и сопровождению, консультированию, организации процесса свободной коммуникации, оказанию помощи студентам в поиске источников информации, направлении мыслей обучающихся в нужное направление. Соответственно, можно утверждать, что использование каждой из описанных выше ролей может и должно быть реализовано на разных этапах выполнения проекта.

Итак, для доказательства верности предположения о том, что реализация метода проектов на занятиях по английскому языку является оптимальной формой для развития творческой самостоятельности, рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1

Корреляция условий для развития творческой самостоятельности и результатов применения метода проектов в обучении английскому языку

Развитие творческой самостоятельности

требует

Использование метода проектов в обучении

предполагает

Дисциплина «Иностранный язык»

позволяет

1

создания квази-профессиональных ситуаций

решение проблемы, взятой из реальной (профессиональной) жизни

создавать в процессе обучения ситуации, направленные на решение актуальных проблем, так как специфика предмета предполагает обсуждение тем бытового и научного характера

2

ориентации обучающихся на реальный результат их деятельности

результат, который можно использовать в дальнейшем на занятиях или в реальной жизни

ориентировать обучающихся на реальный результат их деятельности посредствам формулирования насущных и интересных тем проекта в рамках изучаемого модуля

3

использования форм активного обучения для активизации творческого потенциала

поиск нестандартных способов решения проблемы (развитие критического и творческого мышления)

использовать активные формы обучения, предоставляющие свободу для творчества (мозговой штурм, лексические, фонетические, грамматические, творческие игры, обсуждения в группе)

4

оказания педагогической поддержки

помощь преподавателя в поисках источников информации, направление мыслей обучающихся в нужное направление

реализовать функцию преподавателя-ассистента, оказывающего педагогическую поддержку, тем самым ориентируя студента на проявление самостоятельности и инициативности

 

Как видно из таблицы, применение метода проектов на занятиях по английскому языку является подходящей платформой для развития творческой самостоятельности, ввиду того, что создаёт все необходимые для этого условия.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что реализация метода проектов на занятиях по английскому языку является оптимальной платформой для развития творческой самостоятельности, так как, по нашему убеждению, позволяет:

1.                  максимизировать возможности формирования творческого развития студентов (посредствам работы с аутентичным материалом и предоставляемой свободы для творчества);

2.                  рассмотреть различные формы взаимодействия преподавателя и студентов, в основе которых лежит взаимное сотрудничество, что, в конечном итоге способствует развитию самостоятельности и инициативности.

 

Литература:

 

1.      А. В. Кудряшова, Т. Н. Горбатова Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 581–584.

2.      А. В. Кудряшова, Т. Н. Горбатова Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 641–643.

3.      Я. В. Тараскина Проектная методика как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: Немецкий язык, II курс Автореф. дес., к.п.н. — Улан-Уде, 2003 — С. 206.

4.      Е. С. Полат Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. ­ 2006. ­ № 6. ­ С. 43­47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle