Библиографическое описание:

Егорова Ю. А. Идеи цели и целеполагания в синергетике // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 593-596.

В статье проанализирована категория «аттрактор». Установлены роль и значение аттрактора в развитии самоорганизующихся систем.

Ключевые слова: аттрактор, будущее, детерминация, простой аттрактор, развитие, самоорганизация, синергетика, система, смысл жизни, социализация, структура-аттрактор, суператтрактор, управление, хаос, цель, цель эволюции, целеполагание, эволюция.

 

Особую важность для изучения основных законов функционирования самоорганизующихся систем, основанных на принципах сложности и нелинейности, имеет проблема целеполагания. Вопрос направленности движения эволюционных процессов в экстраполяции к социальным системам неразрывно связан с проблемой телеологического характера (телеология — учение о цели): куда движется этот процесс? есть ли у него цель? какими структурными особенностями она обладает? В связи с развитием теории самоорганизации телеологическая проблематика оказалась в эпицентре научных поисков современных исследователей. В отношении построения целостного синергетического взгляда на процесс социальной самоорганизации она является одной из ключевых.

Проблематика телеономического истолкования процессов в свете постнеклассической научной картины мира разработана в трудах В. Г. Борзенкова, О. Н. Голубевой, И. С. Добронравовой, Е. Н. Мамчур, А. Д. Суханова и др.

Исследования, развивающие понятийный аппарат синергетики в социогуманитарном контексте (в частности, такой ключевой элемент ее концептосферы, как аттрактор), приведены у В. А. Асеева, В. П. Бранского, С. Д. Пожарского и др.

Аттрактор — важная категория (системообразующий концепт) синергетики; ключевое понятие процесса самоорганизации [2, с. 8]. Понятие «аттрактор» близко к понятию «цель». Наличие цели раскрывается в самом широком, внеантропологическом смысле как целеподобность, направленность поведения открытой нелинейной системы, как наличие «конечного состояния» (разумеется, относительно конечного, завершающего лишь некоторый этап эволюции) системы. Под «аттрактором» в синергетике понимают относительно устойчивое состояние (структуру) системы, которое как бы «притягивает» (лат.: attrahere — притягивать; англ.: to attract — привлекать, притягивать) к себе все множество «траекторий» системы, определяемых разными начальными условиями (если система попадает в область притяжения аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к этому устойчивому состоянию (структуре)). За аттракторами стоят визуальные образы неких «каналов» («конусов» или «воронок»), которые свертывают, втягивают в себя множество «траекторий», предопределяют ход эволюции системы на участках, даже отдаленных от непосредственного «жерла» таких «воронок». Понятие «аттрактор» можно соотнести с эйдосами Платона — идеями как первообразами, уподобиться и подражать которым стремятся вещи видимого мира, а также с идеальными формами Аристотеля, а применительно к человеческой психике — с архетипами в смысле Юнга. В психологии это — явные или скрытые установки, которые преддетерминируют поведение человека, строят его из потребного будущего состояния вещей [1, с. 93–94, 218].

Итак, аттрактор — это «притягиватель» из будущего.

Чтобы развитие происходило, необходима цель. Такой «целью» является аттрактор.

Развитие любой сложной системы происходит, по академику Н. Н. Моисееву, в некотором аттракторе, т. е. в некоторой ограниченной «области притяжения» одного из стабильных или квазистабильных состояний системы. Сложные нелинейные системы могут обладать большим числом аттракторов. В силу ряда причин ситуация однажды может качественно измениться, система относительно быстро переходит в новый аттрактор (новый канал эволюции). Подобная перестройка системы носит название бифуркации [3, с. 124].

Понимание аттрактора в социогуманитарных системах с точки зрения его фрактальной природы позволяет объяснить его «структурное наполнение» и дает возможность говорить о возможности «управления» сложными синергетическими системами. Это имеет смысл при введении в синергетический инструментальный тезаурус нового понимания управления как устремленности (направления движения) в область действия конкретного (желаемого) аттрактора, что открывает перспективу корректирования последствий самоорганизации в соответствии с желаемыми целями [2, с. 9–11].

В существовании аттракторов можно убедиться, наблюдая иерархизацию и деиерархизацию. По В. П. Бранскому, социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов — иерархизации (последовательного объединения диссипативных, т. е. неравновесных, обменивающихся информацией с окружающей средой, открытых, структур) и деиерархизации (процесса распада) [5, с. 31; 2, с. 91].

Эволюция социальных процессов происходит по пути возникновения эмерджентных образований — аттракторов, так как именно через аттрактор осуществляется развитие системы, ее переход на новый уровень. Аттрактор как концепт современной синергетики может быть понят (на основе результатов эволюционной эпистемологии С. Тулмина) как принципиальная инновация, синтезирующая в себе фундаментальные свойства системы. Развитие социогуманитарных систем интерпретируется в таком случае как спонтанный выбор аттрактора-инновации из числа наиболее приемлемых вариантов, формируемых средой в процессе самоорганизации. Концептуальная структура — аттрактор в синергетике является целеподобным образованием и определяет весь процесс эволюционного развития как телеономический [2, с. 10].

Структура-аттрактор. В книге [1, с. 93, 218] под аттракторами понимаются реальные структуры в открытых нелинейных средах (пространстве и времени; пространственно распределенных системах), на которые выходят процессы эволюции (самоорганизации) в этих средах в результате затухания промежуточных, переходных процессов. Подчеркивая это, авторы (Князева Е. Н., Курдюмов С. П.) часто употребляют целостное новообразование «структуры-аттракторы». Структуры-аттракторы, к которым идут процессы в открытых нелинейных средах (возникающие в процессах эволюции), представляют собой цели эволюции (структуры-аттракторы эволюции) [1, с. 38–39], относительно простые по сравнению со сложным (запутанным, хаотическим, неустоявшимся) ходом промежуточных процессов в среде [1, с. 180].

Поле путей развития социальных систем. В основе синергетической методологии лежит представление о спектре путей эволюции сложных систем, поле путей развития. Это означает неоднозначность будущего, существование моментов неустойчивости, связанных с выбором путей дальнейшего развития, а также особую роль человека в нелинейных ситуациях разветвления путей и выбора желаемого, благоприятного пути развития.

Социальные системы, как и любые сложные системы, имеют не один, единственный, а несколько альтернативных путей эволюции. Путей эволюции много, и они определяются спектрами структур-аттракторов социальных сред как сред открытых и нелинейных. Причем изменения социальных сред приводят к перестройке спектров структур-аттракторов, к изменению спектров возможных путей в будущее [1, с. 181].

В отношении социального бытия представляется актуальным разграничение понятия простого аттрактора и суператтрактора.

Простой аттрактор — это предельное состояние социальной системы, при котором она достигает в данных условиях среды максимальную устойчивость [5, с. 37]; притягивающее множество на конкретном (локальном) участке эволюции [2, с. 10]; относительное (локальное) акме [5, с. 41].

Суператтрактор. Понятие суператтрактора как консолидирующего звена глобального процесса самоорганизации, позволяет рассматривать эволюционный процесс в синергетике в масштабах универсума [2, с. 10]. Суператтрактор — абсолютное (глобальное) акме [5, с. 41]; предельное состояние самоорганизации материальной системы [5, с. 139]; «с первого взгляда напоминает аристотелевскую конечную, или целевую, причину и потому легко может быть истолкован как некая глобальная «цель», к которой стремится в своем развитии человечество» (В. П. Бранский) [5, с. 29]. В ходе истории к суператтрактору можно подойти как угодно близко, но за конечный промежуток (период) времени его нельзя достичь полностью никогда (он в принципе недостижим). К суператтрактору, если воспользоваться математическим языком, можно асимптотически приближаться сколь угодно долго, не достигая его полностью никогда. В этом отношении такая система напоминает т. н. предельную точку в математике. Движение к суператтрактору должно быть бесконечным, потому что преодоление старых социальных противоречий порождает новые противоречия, которые дают новый импульс к развитию. Суператтрактор вечно остается той путеводной звездой, которая не может погаснуть ни при каких условиях [5, с. 30–32, 140].

Смысл жизни заключается в вечном движении через относительные акме (локальные аттракторы) к абсолютному акме (глобальному аттрактору) [5, с. 140].

Хаос — не зло, не фактор разрушения, а сила, выводящая на аттрактор, на тенденцию самоструктурирования нелинейной среды. Хаос необходим для выхода системы на один из аттракторов, на одну из возможных структур стратегической ориентации [4, с. 279–280].

Роль и значение аттракторов для человека и общества. Человек может рассчитать оптимальные для себя — и, что не менее важно, осуществимые — сценарии развертывания событий. Зная спектр структур-аттракторов развития, он может описать, как должна строиться эта будущая желательная для него организация элементов мира. И самое главное — действуя от целей-аттракторов, от идеала, он обретает возможность правильно инициировать желательные направления самоструктурализации систем уже сегодня, не дожидаясь осуществления длительного процесса их собственного выхода на нужные аттракторы. Стало быть, человек в состоянии ускорить эволюцию, — сократить многочисленные блуждания постепенного эволюционного пути, избежать тех нелепых и пустых попыток, которые все равно будут разрушены, размыты диссипативными процессами. Проблема состоит в том, чтобы определять набор собственных структур, характерных для каждой открытой нелинейной системы (среды), способной к самоорганизации, а также следовать естественным тенденциям саморазвития процессов к этим структурам — действовать в соответствии с этим «путем Дао» [1, с. 166–167]. Исходя из структур-аттракторов социального развития (т. е., на основе понимания того, куда идут процессы, куда течет история) появляется возможность прогнозирования [1, с. 180].

Детерминация процессов эволюции из будущего. Развитие и настоящее определяются не только и не столько прошлым (историей, традициями системы), сколько будущим, структурами-аттракторами эволюции; строятся, формируются из будущего. Ясные, осознанные и латентные подсознательные установки определяют поведение человека сегодня, «тянут» его из будущего. Можно смоделировать спектры структур-аттракторов, спектры «целей» саморазвития социальных систем [1, с. 183, 190].

Роль и значение теории аттракторов. Эвристический потенциал теории аттракторов в объяснении механизмов личностного целеполагания и в исследовании механизма преодоления кризисных состояний личности в процессе социальной адаптации выявлен Николаевой Е. М. Способность к целеполаганию собственного бытия выступает способом разрешения личностного кризиса, приводящим личность к новому состоянию (аттрактору) — состоянию определенной стабилизации и структурирования, при котором определяется ядро структуры личности [3, с. 22]. Способность человека к целеполаганию собственного бытия является индикатором определенного уровня социализированности, помогает структурировать настоящее, исходя из фиксированной точки отсчета в будущем (притяжения бытийного аттрактора). Благодаря обозначенной способности, личность, попадая в поле притяжения бытийного аттрактора, начинает эволюционировать к этому относительно устойчивому состоянию, которое формирует, организует наличное бытие личности.

Настоящее выстраивается, формируется, организуется в соответствии с будущим порядком. Идеалы, как жизненные цели отдельного человека или общества в целом выступают в качестве аттракторов. Они возникают с неизбежностью закона и выполняют интегрирующую, стабилизирующую функцию в процессе социализации; расширительная (философская) интерпретация идеи целеполагания бытия как способности выхода на бытийный аттрактор ведет к переосмыслению, экспликации категории социальной трансценденции, вывлению малоизученных причинных зависимостей [3, с. 25–26, 262]. Использование теории аттракторов открывает перспективы объяснения механизмов личностного целеполагания, позволяет за видимым на поверхности хаосом отследить элементы регулярности и порядка, обусловленные ориентацией на жизненные смыслы и ценности [3, с. 284].

 

Литература:

 

1.                          Князева, Е.Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Синергетическое мировидение. — М., 2010.

2.                          Максимова, М. В. Системообразующие концепты современной синергетики: дис.... канд. филос. наук: 09.00.01. — Ростов н/Д, 2010.

3.                          Николаева, Е. М. Социализация личности как проблема социальной синергетики: дис.... д-ра филос. наук: 09.00.11. — Казань, 2006.

4.                          Подопригора, С. Я. Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации: дис.... д-ра филос. наук: 24.00.01, 09.00.11. — Ростов н/Д, 2003.

5.                          Пожарский, С. Д. Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии: дис.... канд. психол. наук: 19.00.13. — СПб., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle