Библиографическое описание:

Маслова М. В., Кузнецова Т. И. Мотивы употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 783-785.

Данная статья посвящена проблеме употребления психоактивных веществ, в статье представлены результаты исследования мотивации употребления психоактивных веществ подростками.

Ключевые слова:психоактивные вещества, зависимость, подростки, мотивы.

This article is devoted to the problem of substance use, the article presents the results of the study motivation of the use of psychoactive substances by adolescents.

Keywords: psychoactive substances, dependence, teens, motives.

 

В последнее десятилетие произошло резкое увеличения количества зависимых от наркотических веществ среди подростков. Это связано с трансформацией системы ценностей в различных сферах жизни общества. Подростковый период, рассматривается исследователями, как важный биологический фактор риска приобщения к употреблению психоактивных веществ, что связано с отсутствием психологической и социальной зрелости. Выявление мотивов употребления психоактивных веществ подростками — одна из важнейших задач современного общества, которая поможет найти пути решения данной проблемы.

История становления психолого-педагогического знания свидетельствует о том, что во все времена предпринимались попытки решать проблемы противостояния различным зависимостям. В отечественной педагогике и психологии проблемы формирования установки на здоровый образ жизни и личной устойчивости исследовались в работах многих ученых — Г. Л. Апанасенко, Г. П. Аксенов, Н. В. Бредихина, П. А. Виноградов, Е. Л. Личко, Л. А. Попова, и др [7].

В середине 1980 годов появились публикации, освещающие сущность проблемы употребления психоактивных веществ и их влияния на личность подростка. Важная роль отводилась изучению психической, физической и интеллектуальной зависимости подростков от ПАВ. Ученые рассматривали эту проблему на основании клинических и психологических исследований, что позволило представить картину изменений личности подростка под воздействием употребления психоактивных веществ. У зависимых подростков наблюдалась сильная раздражительность, агрессивность, выраженная лабильность их психики и поведения.

По мнению Р. Краффт-Эбинга происходит изменение личности подростка употребляющего психоактивные вещества (склонность к совершению аморальных поступков, слабохарактерность, нерешительность) [4]. А. П. Марсиянова отметила, что подросткам, употребляющим наркотические вещества свойственны потеря чувства ответственности, нетерпеливость, раздражительность, узкий круг интересов [6].

В ряде исследований акцент делается на изучении мотивации употребления психоактивных веществ и деструкции поведения личности подростка. В работах Н. Ю. Максимовой отмечено, что подросток из неблагополучной семьи, более подвержен риску употребления ПАВ, обуславливается это личностным неблагополучием и появлением готовности личности к употреблению запрещенных веществ [5]. Как подчеркивает Б. С. Братусь, эмоционально-психическая сфера подростка выступает как переходное состояние, связанное с различными мотивами [1].

Мотивация начала злоупотребления психотропными веществами (инициальная мотивация) и мотивация последующего злоупотребления может быть различной. Когда формируется психическая зависимость, то основной мотивацией становится влечение — потребность изменить определенным образом свое психическое состояние. Если возникает физическая зависимость, то главным мотивом злоупотребления делается страх мучительной абстиненции.

Ц. П. Короленко, Т. А. Донских выделили следующие типы мотивации подростков к употреблению ПАВ [3]:

1.      Атарактическая мотивация связана с устранением эмоционального дискомфорта. Страх, тревога, депрессии подталкивают подростков к употреблению ПАВ.

2.      Гедонистическая мотивация проявляется в получении удовольствия и испытания радостного состояния от приема ПАВ.

3.      Мотивация на гиперактивацию поведения отражает потребность вывести себя из пассивного состояния, апатии в состояние запредельной активности.

4.      Субмиссивная мотивация основана на неспособности подростка отказаться от предлагаемого вещества, из страха быть отверженным окружающими.

5.      Псевдокультурная мотивация основывается на мировоззренческих установках и эстетических пристрастиях. Важно не само употребление ПАВ, а его демонстрация перед окружающими.

Для уточнения полученных из анализа психолого-педагогической литературы данных нами было проведено исследование, с помощью тестов: на выявление никотиновой зависимости А. Леонова [2]; алкогольной зависимости университет штата Мичиган (MAST) [9]; социальный опрос «наркотики и алкоголь» [8].

Мониторинг проводился среди учащихся 1 курса Арзамасского политехнического колледжа. В мониторинге принимало участие 20 подростков (мальчиков). Преобладающий возраст респондентов 15–16 лет.

Результатами исследования явились следующие данные: когда-либо пробовали курить 90 % (18 чел.) опрошенных, соответственно «нет» — 10 % (2чел.), пробовали алкогольные напитки 77 % (13 чел.), нет — 23 % (7 чел.), когда-либо употребляли наркотические вещества 4 % (1 чел.), нет — 96 % (19 чел.).

В целом отношение к курению у подростков следующее: 13 % (4 чел.) положительно относятся к курению, 67 % (10 чел.) относятся отрицательно, у 20 % (6 чел.) отношение нейтральное.

По отношению к курильщикам мы получили несколько иные цифры: 20 % (4 чел.) относятся к ним положительно, 35 % (7 чел.) имеют отрицательное отношение, а 45 % (9 чел.) относятся нейтрально. Это можно объяснить тем, что среди друзей учащихся часто встречается большое количество курильщиков. Это подтверждает и ответ на следующий вопрос: лишь 50 % (10 чел.) опрошенных не имеют среди друзей людей курящих, 5 % (1 чел.) имеют более 10 курящих друзей, а 45 % (9 чел.) признаются, что среди их друзей курят все. У подростков преобладает положительное отношение, как к курению, так и к курильщикам.

Среди тех, кто хотя бы раз пробовал алкогольные напитки, были получены следующие данные: 10 % (2 чел.) впервые попробовали алкоголь в возрасте младше 10 лет, 50 % (10 чел.) — в возрасте 11–14 лет, 40 % (8 чел.) — в возрасте 15–16 лет. Среди алкогольных напитков, которые чаще всего употребляет молодое поколение, преобладают слабоалкогольные напитки (пиво, шампанское, вино, джин-тоник)

На вопрос «Как часто вы употребляете алкогольные напитки?» 85 % (17 чел.) ответили «редко (по праздникам)», 15 % (3 чел.) употребляют алкоголь раз в неделю; 50 % (10 чел.) справедливо считают, что употребление алкоголя еще не вошло в привычку, 20 % (4 чел.) признаются, что употребление алкоголя уже стало привычкой, а 30 % (6 чел.) сомневаются в этом; 50 % (10 чел.) опрошенных, знакомых с алкоголем, сообщили, что впервые попробовали алкогольный напиток в семье, 40 % (8 чел.) — в кругу друзей, и 10 % (2 чел.) — при иных обстоятельствах.

Таким образом, 40 % (8 чел.) сомневается в успешности борьбы с алкоголизмом в нашей стране. 20 % (4 чел.) считают наиболее эффективным средством борьбы с алкоголизмом запрет на продажу алкогольных напитков и ограничение продажи алкогольных изделий подросткам. 25 % (5 чел.) считают достаточно эффективным средством профилактику (разъяснение вреда и последствий употребления алкогольных напитков). 15 % (3 чел.) считают, что борьба с алкоголизмом в нашей стране бесполезна и никакие способы не помогут. На вопрос «Будете ли вы в будущем употреблять алкогольные напитки?» лишь 53 % (14 чел.) уверенно сказали «нет», 20 % (4 чел.) также уверены в том, что они будут употреблять алкогольные напитки, однако 27 % (2 чел.) не смогли сейчас дать четкий ответ на данный вопрос, т. к. количество и регулярность употребления алкогольной продукции зависит от многих обстоятельств.

Что касается употребления наркотических веществ, то 96 % (19 чел.) с уверенностью сказали, что никогда не употребляли наркотические вещества, а 4 % (1 чел.) опрошенных признались в употреблении запрещенных наркотических веществ (в основном производные конопли — «травка»).

Анализ данного исследования показал, что основным мотивом употребления ПАВ гиперактивация (повышение тонуса и самооценки) — это основной мотив, характерный для 50 % испытуемых, принимающих ПАВ. Атарактические мотивы (достижения психологического комфорта) — присущи 30 % испытуемых. Субмиссивные мотивы (стремление к принадлежности и одобрению группы) являются основными для 17 % респондентов, принимавших участие в исследовании употребляющих ПАВ. Для такого же числа опрошенных характерны гедонистические мотивы (получение специфического физического удовольствия. Псевдокультурные (демонстрация какого-либо качества) и познавательно-исследовательские мотивы (любопытство, стремление к новым впечатлениям) демонстрирует лишь 3 % группы.

Благополучие подростка зависит от трех основных микросоциумах, это его семья, учебное заведение, и круг друзей. Именно они формируют личность ребенка, очень важно чтобы подросток развивался в благополучной среде. Прежде всего, необходимо мотивировать его на здоровый образ жизни, повышать тонус и помогать ребенку адекватно оценивать себя поддерживать в его начинаниях и не расстраиваться при первых неудачах. Это поможет устранить появления мотивов употребления подростками психоактиыных веществ. В настоящее время доступно множество спортивных секций, музыкальных школ. Каждый подросток имеет возможность развивать в себе определённые способности. Задача взрослых — создать для подростка психологически безопасную и комфортную среду, в которой он сможет проявить себя как личность.

 

Литература:

 

1.                  Братусь Б. С. Леонтьевские основания смысловых концепций лично- сти // Вопр. психологии. — 2004. — № 3. — С. 78–91

2.                  Выявление никотиновой зависимости А. Леонова «почему я курю». [Электронный ресурс]. URL: http://narcotics.su/nikotinomania.html (дата обращения: 9.03.2015)

3.                  Короленко, Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск: Наука. — 1990. — 222 с.

4.                  Крафт-Эбинг, Р. О здоровых и больных нервах. — Донецк: Издатель Заславский А. Ю. –2009. — 128 с.

5.                  Максимова, Н. Ю., Милютина, Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс. — 2000. — 576 с.

6.                  Марсиянова, А. П., Жердева, Т. С. Мотивация употребления алкоголя и психоактивных веществ в подростковом возрасте // Вестник КАСУ. — № 3. — 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik-kafu.info/journal/3/105/ (дата обращения: 13.03.2015)

7.                  Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: руководство для педагогов, психологов, соц.педагогов / Мин-во образования и науки РФ; [Л. М. Шипицына и др.]; под редакцией Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени. — М.: Моск. гор. Фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004. — 336с.

8.                  Социальный опрос «наркотики и алкоголь». [Электронный ресурс]. URL: http://www.hel.fi/wps/wcm/connect/a74a10804183f7babe6dfefb5088ca3e/Opros %2B %5B1 %5D.pdf?MOD=AJPERES. (дата обращения: 13.03.2015)

9.                  Тест на алкоголизм Университета штата Мичиган (MAST). [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyoffice.ru/3–0-praktikum-00330.htm (дата обращения: 9.03.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle