Библиографическое описание:

Сысолятина Е. А. Важнейшие условия развития навыков обеспечения информационной безопасности школьников // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 60-63.

В современной школе информационная инфраструктура и доступность информации становятся одним из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой, и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

Огромную роль играет и воплощение в жизнь национального проекта по подключению всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации к сети Интернет. Это позволило учителям и школьникам получить огромные возможности приобретения новых, актуальных знаний, доступа к разнообразным медиа хранилищам, библиотекам, виртуальным галереям и многому другому, необходимому для дальнейшего полноценного существования в информационном обществе [1].

Наряду с очевидными положительными тенденциями по реализации национального проекта «Образование» возникает ряд и негативных аспектов. Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества.

Следует отметить, что в современной научной литературе, говоря о информационной безопасности, прежде всего, имеют в виду проблему обеспечения безопасности собственно информации и ее носителей [2]. Однако не менее, а применительно к школе, и более важной составляющей информационной безопасности является защита пользователей информационной системы от негативной информации [4].

Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением школьников информационной безопасности [4].

Для полноценного развития ребенка, способного успешно жить и саморазвиваться в современном мире, не нужно (и даже опасно) создавать идеальную информационную среду, важнее и продуктивнее заниматься развитием информационной безопасности личности школьника, обучать ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

В качестве условий развития навыков обеспечения информационной безопасности школьников (рис.1) можно выделить следующие:

·                     содержательное условие, включающее темы и проблемы, раскрывающие смысл информационной безопасности, угрозы, исходящей от информации из различных источников и их специфику, потенциальные уязвимости СЗИ;

·                     технологическое условие развития информационной безопасности школьников, в котором заключены вопросы организации и проведения занятий, с направленностью на формирование умений выявлять информационную угрозу и адекватно реагировать на нее;

·                     психолого-педагогические условия, в том числе организация взаимодействия педагога и учащихся на основе принципов педагогики сотрудничества, готовности учителя понять и принять позицию ученика, проявлении уважения к самостоятельности его личности;

·                     важным дополнительным условием развития информационной безопасности является системная и целенаправленная работа с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1. Условия развития навыков обеспечения информационной безопасности школьников

В настоящее время прослеживается тенденция отдельно решать задачи собственно защиты информации как таковой и информационной безопасности личности. С нашей точки зрения, эти задачи должны решаться в совокупности, во взаимной увязке. Для этого есть все предпосылки.

В рамках школьного и домашнего общения с компьютером имеется возможность использовать уже наработанные средства, ряд из которых хорошо известны и даже включены в различные программные средства. Так существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля (в Windows Vista). Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

·           ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора;

·           блокировать доступ к некоторым сайтам;

·           блокировать доступ к нежелательным интернет-сервисам;

·           запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты устанавливается фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику. Нам представляется крайне важным работа по обучению родителей использования подобных программ в повседневной жизни.

Рис. 2. Соотношение пользования сетью школьниками самостоятельно и под надзором взрослых

Согласно онлайн-опросу RUметрики [8], только четвёртая часть юных пользователей выходит в Интернет под надзором взрослых. О самостоятельном пользовании сообщили 75% респондентов, включая самих детей и родителей, позволяющих своим чадам самостоятельно постигать премудрости сети.

И школьникам, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, не умение использовать основные нормы поведения (в принципе, похожие на те, которыми мы руководствуемся в обычной жизни), приводит к тому, что подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в сфере информационно-коммуникативных технологий [4]. Кажущаяся безнаказанность, анонимность, доступность приводит к таким поступкам, на которые в реальном мире большинство детей не способны. Причем многие из них даже не задумываются о том, что данные действия могут нанести реальный моральный, экономический, или даже физический вред тому, против кого они направлены.

Таким образом, одним из возможных путей разрешения проблемы обеспечения информационной безопасности в школе, является последовательная работа с детьми и их родителями. При этом ребенка следует обучать адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей, а родители учить использованию программных средств контроля.

 

Литература:

1.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160 с.

2.      Бочаров, М.И., Методика обучения информационной безопасности старшеклассников: о содержании обучения информационной безопасности в школьном курсе информатики / Бочаров М.И., Симонова И.В. ,, Пространство и Время. 2014.№ 3. С. 300-307

3.      Есипова, А. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего / А. А. Есипова // Безопасность жизнедеятельности - 2012. - №4(136). – С. 32-35

4.      Есипова, А. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у школьников - как фактор духовного развития детей / А.А. Есипова // Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства: материалы XVII международной конференции – СПб : Политехнический университет, 2010. - С.152-154

5.      Ребко, Э.М. Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности / Ребко Э. М., Есипова А. А. // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) (электронный журнал) - Май 2012, ART 1803 . - CПб., 2012 г. – Режим доступа http://www.emissia.org/offline/2012/1803.htm

6.      Соломин, В.П. Психологическая безопасность / Соломин В.П., Маликова Т.В., Шатровой О.В //М.: Дрофа, 2008. - 288 с.

7.      http://rumetrika.rambler.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle