Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юнусова, Д. С. Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста / Д. С. Юнусова, О. А. Фарафонтова, Е. В. Козлова, Г. К. Сушко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 723-726. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16368/ (дата обращения: 26.04.2024).

В работе приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: национальные игры; игровая деятельность, игровая мотивация, мониторинг физического развития.

 

Игра, согласно исследованиям ученых, наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности. По утверждению психологов, психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

Игровая деятельность призвана выполнять определенные функции. К таким функциям относятся:

-        развлекательная;

-        коммуникативная;

-        самореализации;

-        игротерапевтическая;

-        диагностическая;

-        межнациональной коммуникации;

-        социализации.

Основу использования игровых технологий составляет активизирующая и интенсифицирующая деятельность обучаемых.

В игровой деятельности детей, объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная национальная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой, заключается в активизации двигательной деятельности. [4]

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений, позволяет использовать национальные и подвижные для подготовки к занятиям спортивными играми, лёгкой атлетикой, гимнастикой, плаваньем и др.

Игровая форма организации занятий создаёт благоприятные условия для овладения элементами игр, в том числе спортивных (футбол, волейбол, мини-футбол, настольный теннис, бадминтон, гандбол, баскетбол) и придаёт смысл двигательной деятельности дошкольника, развивает инициативу, самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения движений.

Развитие движений дошкольников начинается с обогащения его двигательного опыта, поэтому занятия строятся на использовании различных видов и способов действий с мячом, ракеткой, обручем и их сочетаний. [I]

В игровые физкультурные занятия включаются национальные и подвижные игры общеразвивающего характера, в том числе с элементами спорта. При этом на каждом занятии детально обрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементов, приёмов игры в футбол, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол.

Каждое разучиваемое в игровой форме движение базируется на предыдущем двигательном опыте дошкольника.

Структура игры как процесса включает (по Г. К. Селевко):

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Схема построения игрового физкультурного занятия традиционна. Она состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Перспективный план по использованию национальных и подвижных игр обеспечивает освоение материала в определённой последовательности, а построение занятий позволяет закреплять освоение двигательных действий.

В подготовительной части занятия используются специальные приёмы создания игровой мотивации: размяться с мячом, передавать мяч друг другу, прыжки через скакалку. Игры вводной части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти и мышления, повышают функциональные возможности организма. С целью совершенствования процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, апробирована программа с использованием узбекских национальных и подвижных игр.

В подготовительной части занятий, в группах детей 5–6 лет использовались: дозированная ходьба, ходьба в чередовании с бегом, общеразвивающие упражнения, национальные и подвижные игры: «Мени топ», «Кимни катори голиб булади», «Ким чаккон», «Румолча», «Топган таполок», «Овчилар», «Рыбаки и рыбки», «Сапалак», «День и ночь», «Салки».

В основной части занятий экспериментальных групп используются подвижные и национальные игры: «Тупни эгала», «Борьба за мячь», «Кеглига этиш», «Чори чамбар уйини».

В соответствии со спортивной направленностью, развитием быстроты, силы, ловкости, координации и точности движений, метания в цель, пролезание между обручами, используются игры с усиленной нагрузкой (ЧСС 100–120 уд/мин) — «Подвижная цель», «Мяч соседу», «Бег командами», «Пионербол»; с тонизирующей нагрузкой (ЧСС 120–140 уд/мин) — «Третий лишний», «Вызов номеров», «Волейбол»; с тренирующей нагрузкой (ЧСС 140–160 уд/мин) — «Перестроение», «Перетягивание каната», «Эстафета с преодолением препятствий», «Футбол».

Основная часть вариативна: одни занятия включают общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (ракетки, мячи), другие общеразвивающие упражнения проводятся по карточкам, где схематично представлены упражнения. Основная часть включает в себя национальные и подвижные игры, направленные на овладение основными движениями и простейшими элементами техники спортивных игр.

Адекватность физической нагрузки при проведении национальных и подвижных игр, определялась и по внешним признакам. Допустимая степень нагрузки характеризуется незначительным покраснением кожи лица (выражение его остаётся спокойным); незначительной потливостью; несколько учащенным, но ровным дыханием; движения бодрые, задание воспринимает хорошо и правильно выполняет. Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении кожных покровов лица, его напряженность, честность, появляются дополнительные лишние движения, дети жалуются на усталость. Значительное утомление проявляется в повышении потливости, снижении темпа и амплитуды движении, вялости или чрезмерной возбудимости, прекращении деятельности.

Нагрузка на организм варьируется с помощью следующих методов: а) подсчёт частоты сердечных сокращений; б) сокращение и увеличение длительности игр; в) включение пауз отдыха и дыхательных упражнений; г) усложнение или упрощение игр; д) изменение величины площадки; ж) изменение правил и смена ролей играющих. [2]

В заключительной части применяются игры и упражнения на расслабление, мышление и ловкость: «Ладушки», «Тезрок торт», «Тинч турмас тумшук», «Уч талик», «Кувлашмачок», а также психокоррекционные игры: «Бой петухов», «Коч болам сор келди», «Черта», «Дурра», «Мяч ловцу», «Отилди куён», «Беш тош».

Таким образом, на занятиях решалась доминирующая задача воспитания интереса к национальным и подвижным играм с элементами спорта. Отбор национальных и подвидных игр с элементами спорта и направленности подбирались с учетом особенностей развития внимания, восприятия, памяти, мышления детей старшего дошкольного возраста, а использование различных предметов и зрительных ориентиров исключали однообразные движения, обеспечивали необходимую смену нагрузки, активность дошкольника. Этому способствовали и изменения условий игры, более сложные двигательные занятия.

В программу национальных и подвижных игр включены и игры с элементами соревнования индивидуального характера, кто быстрее, кто выше, кто забьёт, кто забросит мяч в ворота, кольцо.

При организации использовался фронтальный и поточный методы: дети выполняют все вместе (подпрыгивание, ползание, бег друг за другом или между мячами, удары, броски мяча с поворотом).

Данная технология использования национальных и подвижных игр предполагает проведение мониторинга, позволяющего выявить и определить данные физического развития и двигательной подготовленности, прослеживать динамику их развития, разработку и реализацию индивидуальных программ развития дошкольника, на основе карточки здоровья, разработанной нами.

Важно отметить, что при организации физкультурно-оздоровительной работы с применением национальных и подвижных игр учитывался ряд условий: использовалось 4–5 видов игр, чтобы не превышать нагрузку, применялась следующая последовательность: сначала игры с направленностью на развитие скоростных и силовых качеств, затем ловкости и координации движений и коррекционные игры. Учитывался режим школьника, рациональное чередование занятий, отдыха и прогулок.

При таком условии прохождения этапов, у многих дошкольников формируется высокий уровень двигательной активности, ярко выражено стремление к физическому совершенствованию.

Уровень физической подготовленности некоторых дошкольников уже достаточно высок. Необходимо расширить сферу их двигательной активности, создавать условия для дальнейшего физического совершенствования. Главными помощниками здесь становятся родители, которые вместе с воспитателями разрабатывают и участвуют в организации самостоятельных занятий с использованием национальных и подвижных игр или с их элементами. [3]

При проектировании программы исследования, игры разделены на ряд этапов: разъясняюще — мотивированный; диагностический; развивающий. То есть создана определенная постепенность с применением видеомагнитофона с учетом личностных характеристик и с учетом спортивной направленности, где также определены действия педагога и школьника.

Структура технологии использования национальных и подвижных игр в процессе физического воспитания старших дошкольников состоит из следующих основных направлений: диагностическое, оздоровительное, доставляющее удовольствие и благоприятное, а также ожидаемые результаты от их применения.

При проведении национальных и подвижных игр важен не конечный результат, а процесс освоения, участия. Важно, чтобы дети усвоили структуру движения, получили опыт участия, на основании проявления своих физических сил. Речь идёт о правильном понимании сущности, когда мы говорим о физическом образовании, гуманистически ориентированном образовании, о процессе движения к цели, наполненным творческим поиском, совмещением деятельности с общением, эмоциональными переживаниями.

Национальные и подвижные игры проводятся в зависимости от времени года в спортивном зале и на открытых площадках. Это даёт возможность развивать двигательные и интеллектуальные качества дошкольников.

 

Литература:

 

1.         Волошина И. К. Игровые физкультурные занятия // Журнал Дошкольное воспитание. 2007. -№ 5. –С.14–22.

2.         Туленова Х. Б. Совершенствование физического воспитания детей дошкольных учреждений в возрасте 5–7 лет. Автореф.дисс…к.п.н. Тошкент.2000. -26с.

3.         Усманходжаев Т. С. 1001уйин. Тошкент.2000. -60с.

4.         Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Учебное пособие. Ташкент, 2005.-103с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, занятие, игровая деятельность, мяч, старший дошкольный возраст, элемент спорта, двигательная активность, игровая мотивация, игровой фольклор, настольный теннис.


Ключевые слова

, игровая мотивация, мониторинг физического развития., игровая деятельность, национальные игры, мониторинг физического развития

Похожие статьи

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч, основная часть, настольный теннис, заключительная часть, двигательная активность, физическая нагрузка.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Обоснование технологии использования национальных...

игра, двигательная подготовленность, физическое развитие, спортивная направленность, двигательная активность, дошкольный старший возраст, занятие.

Организация игр и игровых занятий по физической культуре

Не забывайте основу таких занятий составляет целостная игровая ситуация, которая объединяет единый игровой сюжет.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, движение, спортивный бридж, занятие, двигательная активность, развитие...

Использование подвижных игр как средство развития...

игра, игровая деятельность, физическое воспитание, действие, двигательный аппарат, правильное решение, спортивная игра, физическая культура, действие играющих, система организма.

Подвижные игры как средство физического развития детей...

Народные подвижные игры для детей — это подвижные игры для детей с элементами спорта, такие как баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей, катание

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры.

Использование игровых технологий как средство повышения...

Результат использования игровой технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность...

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

соревнование, досуг, праздник, физическая культура, ребенок, Игра, дошкольный возраст, детский сад, двигательная деятельность, двигательная активность.

Похожие статьи

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч, основная часть, настольный теннис, заключительная часть, двигательная активность, физическая нагрузка.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Обоснование технологии использования национальных...

игра, двигательная подготовленность, физическое развитие, спортивная направленность, двигательная активность, дошкольный старший возраст, занятие.

Организация игр и игровых занятий по физической культуре

Не забывайте основу таких занятий составляет целостная игровая ситуация, которая объединяет единый игровой сюжет.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, движение, спортивный бридж, занятие, двигательная активность, развитие...

Использование подвижных игр как средство развития...

игра, игровая деятельность, физическое воспитание, действие, двигательный аппарат, правильное решение, спортивная игра, физическая культура, действие играющих, система организма.

Подвижные игры как средство физического развития детей...

Народные подвижные игры для детей — это подвижные игры для детей с элементами спорта, такие как баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей, катание

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры.

Использование игровых технологий как средство повышения...

Результат использования игровой технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность...

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

соревнование, досуг, праздник, физическая культура, ребенок, Игра, дошкольный возраст, детский сад, двигательная деятельность, двигательная активность.

Задать вопрос