Библиографическое описание:

Айриян Э. В., Мустафина Д. Н. К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 6-7.

Одной из важнейших целей образования и воспитания сегодня становится создание условий для гармоничного развития личности каждого ребёнка. Актуальность проблемы охраны и укрепления здоровья детей в период обучения в школе связана с тем, что здоровье – один из критериев адаптации к учебному процессу и постоянно меняющимся условиям окружающей среды. В связи с этим возрастает значимость сохранения физического и психического здоровья детей в процессе образовательной деятельности [4]. Здоровье необходимо беречь, сохранять и стараться научиться управлять им. Эти задачи успешно реализуются, когда есть определенные знания, практические умения, необходимые для организации здорового образа и стиля жизни. Эксперты ВОЗ считают, что состояние здоровья современного человека согласно медико-биологическим представлениям определяют: индивидуальный образ жизни – на 50%; наследственность – на 20%; условия окружающей среды – на 20%; медико-санитарная помощь – на 10%.

 Образ жизни – сложное понятие, в него включаются все стороны поведения человека: индивидуальные склонности и привычки, этнические особенности, культурные нормы. Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, который способствует формированию, укреплению, сохранению здоровья и позволяет в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.

Для формирования здорового образа жизни у школьников в образовательных учреждениях необходимо реализовывать системную программу по пропаганде здорового образа и стиля жизни: акцентировать внимание на значении здоровой и продолжительной жизни, когда болезнь невыгодна с точки зрения семейной жизни и профессиональной карьеры. Критериями сформированности здорового образа жизни являются следующие показатели:

-        потребность в здоровом образе жизни (направленность на создание здорового образа жизни, осознание важности здорового образа жизни, убеждённость в необходимости самосовершенствования в вопросах ЗОЖ);

-        уровень теоретической подготовки (наличие комплекса знаний, познавательная активность, сформированность аналитического мышления);

-        технологическая готовность (умение прогнозировать деятельность и её результаты с позиции здорового образа жизни и безопасности в целом, степень владения способами и средствами минимизации негативного воздействия окружающей среды на здоровье, владение технологией принятия решения в ЧС);

-        творческая активность в обеспечении здорового жизни (способность к видению проблем, нестандартность мышления, способность к восприятию инноваций) [6].

Задачи здорового образа жизни – формирование, укрепление, стабилизация и сохранение здоровья – напрямую связаны и перекликаются с задачами безопасности жизнедеятельности как науки о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни или ликвидации последствий негативных воздействий [2, 5].

Первостепенная задача учителя ОБЖ – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье школьника и воспитывающий ценностное отношение учеников к своему здоровью. В ходе совместной деятельности с учащимися педагог обеспечивает приобщение учеников к культуре здоровья, безопасности жизнедеятельности и на этой основе – к становлению личности безопасного типа поведения, что является залогом безопасности – прежде всего, индивидуального здоровья [2, 3]. Арсенал психолого-педагогических технологий, в частности активных методов работы, необъятен. Такое разнообразие форм и методов обучения делает процесс обучения творческим и предлагает многоплановое воздействие на учащихся. К ним относятся разработка тренингов, деловых и ролевых игр для формирования ЗОЖ и воспитаниякультуры безопасности, проведение конкурса творческих проектов по здоровьеформирующей тематике («Мода и здоровье», профилактике вредных привычек, профилактике болезней), организация физкультурно-оздоровительных внеурочных мероприятий («День здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья»), использование здоровьесберегающих технологий. Необходимо также создание методических материалов для интегрированных уроков и внеклассных занятий по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования (опорные конспекты, подбор тематических интернет-ресурсов, мультимедийных средств обучения и др.) [1, 4].

Таким образом, формирование здорового образа жизни – важная составляющая деятельности образовательных учреждений, поскольку оно непосредственно сказывается на качестве образования.

 

Литература:

1.      Газизулин Т.Г., Максиняева М.Р. О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») // Молодой ученый. – 2014. – № 18.1. – с.27–29.

2.      Киселева Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 1 (29) –С.102–104.

3.      Костецкая Г.А., Попова Р.И. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 1 (29) – С. 105– 107.

4.      Пискунов В.А., Максиняева М.Р., Тупицына Л.П. и др. Здоровый образ жизни: Учебное пособие. – Москва. – 2012. – 86 с.

5.      Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Педагогические подходы к обеспечению безопасности здоровья // Молодой учёный. – 2014. – № 18.1 –С. 88–92.

6.      Суворова Л.В. Здоровый образ жизни как компонент культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник Казанского энергетического университета. – Казань. – № 3 (10). – 2011. –С.118–125.

Основные термины: здорового образа жизни, Здоровый образ жизни, безопасности жизнедеятельности, формировании здорового образа, здорового образа жизни», организации здорового образа, формирования здорового образа, создание здорового образа, пропаганде здорового образа, сформированности здорового образа, важности здорового образа, Задачи здорового образа, позиции здорового образа, формированию здорового образа, обеспечении здорового жизни, формирование здорового образа, стиля жизни, окружающей среды, индивидуальный образ жизни, здоровом образе жизни

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle