Библиографическое описание:

Макаров И. А. Культурно-экологические проблемы и социальная безопасность в регионах Крайнего Севера России // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 34-36.

Арктика и Север, являясь важнейшей частью планеты, влияют и на климат Земли, и на экономику многих стран мира. Уникальные ресурсы Крайнего Севера - это основной источник валютных поступлений России.

Глобальный кризис во всех сферах жизни как никогда обнажил неотложность решения проблем Севера и его населения, вопросов традиционной культуры и хозяйствования северных аборигенов. В новых исторических условиях стало немыслимым решение комплексных проблем безопасности коренных малочисленных народов Севера без опоры на научные знания [7].

Экономическая активность человека в рамках отечественной экосистемы противоречива. С одной стороны, без материального производства не развивается общество как часть социоприродной экосистемы. А организовать экономику в природных условиях России очень не просто. Подтверждением тому служат наблюдения и исследования ученых [4], [6], [7].

 Совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей, определённых форм социальных отношений представляет собой общество, безопасность которого – одна из важнейших задач государства и его граждан. Общество в широком смысле слова - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а в узком – исторически конкретный тип социальной системы.

Общество не может существовать без производства необходимых для жизнедеятельности людей материальных благ, средств жизнеобеспечения и духовных ценностей. Поэтому неслучайно объектом безопасности общества, согласно Закону РФ «О безопасности» являются его материальные и духовные ценности. В связи с этим опасностями и угрозами обществу выступают: посягательства на его экономические устои, на социальное положение граждан; подавление свободы, прав; социальные конфликты; пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; насаждение идеологии индивидуализма; терроризм организованная преступность, коррупция и др. Обеспечение безопасности от этих угроз также входит в приоритетные задачи системы безопасности РФ [8].

Высшей ступенью развития всего живого на Земле, субъектом общественно-исторической деятельности является человек. Именно он, используя созданные им орудия труда, воздействует на окружающий мир, который, в свою очередь, влияет на него.

Учёными доказано, что деятельность современного человека по силе воздействия становится все более сопоставимой с проявлениями естественных сил природы. Так, накопление углекислого газа в результате сжигания топлива идет более интенсивно, чем его поглощение растительностью и водами океанов и морей; загрязнение человеком атмосферы по количеству пыли и золы приближается к выбросам их вулканами; загрязнение морей только нефтью превысило объем её поступления в гидросферу через естественные разломы и трещины в земной коре.

Жизнеспособность национальной экосистемы в огромной степени зависит от состояния культуры народа. Современное состояние экологической культуры в России противоречиво. С одной стороны существует потребность решения культурно-экологических проблем народов Севера, с другой – утрачивается бесценный опыт традиционных культур.

Например, по анимистическим представлениям нивхов окружает живая природа с разумными обитателями. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством. Традиционные природоохранные нормы были рациональными. Особенно ценными являются накопленные веками трудовые навыки, народное прикладное искусство, фольклор, музыкальное и песенное творчество, знания о лекарственных травах и собирательство (Ч.М. Таксами) [5].

Вклад народов Севера, их бесценный опыт в освоении природы, созданные ими образцы экологической культуры, морально-эстетические взгляды, материальная и духовная культура должным образом не изучались как ценный опыт человечества. В практике освоения Арктических и Северных территорий, например, в России этот богатый опыт остался невостребованным.

Однако, очевидно, что для реального преодоления экологического кризиса необходимо не вернуться к традиционному союзу российского общества и российской природы, а создать новый союз, глубоко связанный с традицией, но вмещающий все ценное, созданное современной культурой. «Такой союз предполагает несоизмеримо более высокую роль личности, овладевшей экологической культурой, осознавшей степень своей ответственности за судьбу мира» [3].

Особую роль в изучении роли культурного наследия, традиций в безопасной жизнедеятельности и обеспечении безопасности культурного наследия играет образовательная деятельность на всех ее уровнях – в школах и специальных учебных заведениях, в системе высшего профессионального образования. Педагогическое образование по своему предназначению обеспечивает готовность выпускника к взаимодействию с другими людьми в процессе трансляции культуры, обмена культурными ценностями, способами деятельности, опыта самореализации. В этой связи можно утверждать, что выпускник современного педагогического университета готов не только к профессиональной деятельности в традиционной роли учителя, преподавателя, воспитателя и т.п., но и к деятельности в значительно более широкой сфере «человек-общество-человек». В результате обучения у него развивается не только профессиональная культура, представляющая собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, необходимых в педагогической деятельности в условиях Крайнего Севера, усвоенных в процессе профессиональной подготовки, практической «культуроориентированной деятельности» [3], [1], где основные вопросы безопасности культурного наследия выделяются как важнейший компонент содержания процесса профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах» [2].

Таким образом, учеными, исследующими культурно - экологические проблемы современного российского Севера, выявлены следующие тенденции:

- отражение культурно-экологических проблем региона на различных уровнях образовании;

- для нормализации культурно-экологической ситуации предстоит согласовать общественные потребности с возможностями природы;

- для решения задачи оздоровления процесса воспроизводства жизни в данной экосистеме, необходима мобилизация нравственных, духовных, физических сил всех членов общества;

- выработка и закрепление в сознании членов общества природосообразных нравственных норм [3].

- рассмотрение данных проблем в непосредственной связи с вопросами социальной безопасности;

Самой древней формой нравственности является – табу. Примером табу могут служить установки и запреты в традициях ненцев, где в религиозно – мифологической картине мира кочевника земля есть плоть и тело матери всего сущего. Вторжение человека в плоть Матери–земли равнозначно нарушению запрета. Поэтому у ненцев существовал строжайший запрет на разрушение земного покрова, на насильственное и грубое вторжение в хтонические глубины мироздания;

- необходимость учитывать особенности ведения традиционного хозяйствования на тех территориях, где планируется строительство сооружений экономической отрасли. Это позволяет скорректировать методы отвода земель в экономический сектор пользования так, чтобы они приносили минимальный ущерб традиционным видам хозяйствования (Несанелис Д.А., Теребихин Н.М).

Например, коми- оленеводы различают три типа пастбищ – летнее, зимнее, отельное место и прогонный путь. При этом, наиболее высокие требования предъявляются к отельным местам пастбищ – фактически, единственные типы территории пригодные для них – это большой и относительно ровный участок, покрытый травой и ягелем. При этом важным считается наличие невдалеке холма, с вершины которого оленевод может наблюдать за ходом отела. Для зимних пастбищ рельеф считается менее важным, однако они не должны содержать частой высокой растительности. К летним пастбищам предъявляется единственное требование – отсутствие высоких кустов. Наконец, проход, т. е. территория, используемая для перегона и выпаса оленей между указанными выше тремя типами пастбищ, может располагаться фактически везде, кроме мест покрытых лесом и, особенно, высокими кустами. Хороший проход не должен содержать кустистых участков и отвечать другим требованиям [6].

Таким образом, в разрешении существующих проблем и противоречий в развитии современной социоприродной экосистемы северных регионов России, необходимо создание или использование таких организационно-экономических инструментов, которые способны были обеспечивать развитие Севера России с учетом особенностей их культурных традиций, природопользования и безопасности.

 

Литература:

1.      Бырылова Е.А. Сохранение и защита культурного наследия в процессе подготовки бакалавра//Научный журнал «Человек и образование» - №3 (20) 2009 Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования взрослых Российской академии образования С. 86 – 91.

2.      Лихачев Д. С. Русская культура. СПб., 2000.

3.      Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. – М.: Горизонт, 2001.

4.      Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. – М.,

5.      Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 380-382

6.      Несанелис Д.А., Теребихин Н.М. Традиционная социальная экология европейских ненцев в сценариях мироустройства // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. Historical and cultural problems of northern countries and regions № 1, 2008 г.

7.      Роббек В.А. Гуманитарная наука о коренных малочисленных народах Севера: за диалог и сотрудничество. http://www-sbras.nsc.ru/HBC/about.php?lang=ru

8.      Социальные опасности и защита от них: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / [В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. – М.6 Издательский центр «Академия», 2012.

9.      Устойчивое оленеводство. Йонни-Лео Л. Йернслеттен, К. Клоков. Арктический совет. Изд-во Центра саамских исследований Университета Тромсё, 2002-2003.

10.   Четкарева Р. П. Природа, здоровье и табу народа мари. – Йошкар-Ола, 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle