Библиографическое описание:

Макаров И. А. Культурно-экологические проблемы и социальная безопасность в регионах Крайнего Севера России // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 34-36.

Арктика и Север, являясь важнейшей частью планеты, влияют и на климат Земли, и на экономику многих стран мира. Уникальные ресурсы Крайнего Севера - это основной источник валютных поступлений России.

Глобальный кризис во всех сферах жизни как никогда обнажил неотложность решения проблем Севера и его населения, вопросов традиционной культуры и хозяйствования северных аборигенов. В новых исторических условиях стало немыслимым решение комплексных проблем безопасности коренных малочисленных народов Севера без опоры на научные знания [7].

Экономическая активность человека в рамках отечественной экосистемы противоречива. С одной стороны, без материального производства не развивается общество как часть социоприродной экосистемы. А организовать экономику в природных условиях России очень не просто. Подтверждением тому служат наблюдения и исследования ученых [4], [6], [7].

 Совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей, определённых форм социальных отношений представляет собой общество, безопасность которого – одна из важнейших задач государства и его граждан. Общество в широком смысле слова - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а в узком – исторически конкретный тип социальной системы.

Общество не может существовать без производства необходимых для жизнедеятельности людей материальных благ, средств жизнеобеспечения и духовных ценностей. Поэтому неслучайно объектом безопасности общества, согласно Закону РФ «О безопасности» являются его материальные и духовные ценности. В связи с этим опасностями и угрозами обществу выступают: посягательства на его экономические устои, на социальное положение граждан; подавление свободы, прав; социальные конфликты; пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; насаждение идеологии индивидуализма; терроризм организованная преступность, коррупция и др. Обеспечение безопасности от этих угроз также входит в приоритетные задачи системы безопасности РФ [8].

Высшей ступенью развития всего живого на Земле, субъектом общественно-исторической деятельности является человек. Именно он, используя созданные им орудия труда, воздействует на окружающий мир, который, в свою очередь, влияет на него.

Учёными доказано, что деятельность современного человека по силе воздействия становится все более сопоставимой с проявлениями естественных сил природы. Так, накопление углекислого газа в результате сжигания топлива идет более интенсивно, чем его поглощение растительностью и водами океанов и морей; загрязнение человеком атмосферы по количеству пыли и золы приближается к выбросам их вулканами; загрязнение морей только нефтью превысило объем её поступления в гидросферу через естественные разломы и трещины в земной коре.

Жизнеспособность национальной экосистемы в огромной степени зависит от состояния культуры народа. Современное состояние экологической культуры в России противоречиво. С одной стороны существует потребность решения культурно-экологических проблем народов Севера, с другой – утрачивается бесценный опыт традиционных культур.

Например, по анимистическим представлениям нивхов окружает живая природа с разумными обитателями. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством. Традиционные природоохранные нормы были рациональными. Особенно ценными являются накопленные веками трудовые навыки, народное прикладное искусство, фольклор, музыкальное и песенное творчество, знания о лекарственных травах и собирательство (Ч.М. Таксами) [5].

Вклад народов Севера, их бесценный опыт в освоении природы, созданные ими образцы экологической культуры, морально-эстетические взгляды, материальная и духовная культура должным образом не изучались как ценный опыт человечества. В практике освоения Арктических и Северных территорий, например, в России этот богатый опыт остался невостребованным.

Однако, очевидно, что для реального преодоления экологического кризиса необходимо не вернуться к традиционному союзу российского общества и российской природы, а создать новый союз, глубоко связанный с традицией, но вмещающий все ценное, созданное современной культурой. «Такой союз предполагает несоизмеримо более высокую роль личности, овладевшей экологической культурой, осознавшей степень своей ответственности за судьбу мира» [3].

Особую роль в изучении роли культурного наследия, традиций в безопасной жизнедеятельности и обеспечении безопасности культурного наследия играет образовательная деятельность на всех ее уровнях – в школах и специальных учебных заведениях, в системе высшего профессионального образования. Педагогическое образование по своему предназначению обеспечивает готовность выпускника к взаимодействию с другими людьми в процессе трансляции культуры, обмена культурными ценностями, способами деятельности, опыта самореализации. В этой связи можно утверждать, что выпускник современного педагогического университета готов не только к профессиональной деятельности в традиционной роли учителя, преподавателя, воспитателя и т.п., но и к деятельности в значительно более широкой сфере «человек-общество-человек». В результате обучения у него развивается не только профессиональная культура, представляющая собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, необходимых в педагогической деятельности в условиях Крайнего Севера, усвоенных в процессе профессиональной подготовки, практической «культуроориентированной деятельности» [3], [1], где основные вопросы безопасности культурного наследия выделяются как важнейший компонент содержания процесса профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах» [2].

Таким образом, учеными, исследующими культурно - экологические проблемы современного российского Севера, выявлены следующие тенденции:

- отражение культурно-экологических проблем региона на различных уровнях образовании;

- для нормализации культурно-экологической ситуации предстоит согласовать общественные потребности с возможностями природы;

- для решения задачи оздоровления процесса воспроизводства жизни в данной экосистеме, необходима мобилизация нравственных, духовных, физических сил всех членов общества;

- выработка и закрепление в сознании членов общества природосообразных нравственных норм [3].

- рассмотрение данных проблем в непосредственной связи с вопросами социальной безопасности;

Самой древней формой нравственности является – табу. Примером табу могут служить установки и запреты в традициях ненцев, где в религиозно – мифологической картине мира кочевника земля есть плоть и тело матери всего сущего. Вторжение человека в плоть Матери–земли равнозначно нарушению запрета. Поэтому у ненцев существовал строжайший запрет на разрушение земного покрова, на насильственное и грубое вторжение в хтонические глубины мироздания;

- необходимость учитывать особенности ведения традиционного хозяйствования на тех территориях, где планируется строительство сооружений экономической отрасли. Это позволяет скорректировать методы отвода земель в экономический сектор пользования так, чтобы они приносили минимальный ущерб традиционным видам хозяйствования (Несанелис Д.А., Теребихин Н.М).

Например, коми- оленеводы различают три типа пастбищ – летнее, зимнее, отельное место и прогонный путь. При этом, наиболее высокие требования предъявляются к отельным местам пастбищ – фактически, единственные типы территории пригодные для них – это большой и относительно ровный участок, покрытый травой и ягелем. При этом важным считается наличие невдалеке холма, с вершины которого оленевод может наблюдать за ходом отела. Для зимних пастбищ рельеф считается менее важным, однако они не должны содержать частой высокой растительности. К летним пастбищам предъявляется единственное требование – отсутствие высоких кустов. Наконец, проход, т. е. территория, используемая для перегона и выпаса оленей между указанными выше тремя типами пастбищ, может располагаться фактически везде, кроме мест покрытых лесом и, особенно, высокими кустами. Хороший проход не должен содержать кустистых участков и отвечать другим требованиям [6].

Таким образом, в разрешении существующих проблем и противоречий в развитии современной социоприродной экосистемы северных регионов России, необходимо создание или использование таких организационно-экономических инструментов, которые способны были обеспечивать развитие Севера России с учетом особенностей их культурных традиций, природопользования и безопасности.

 

Литература:

1.      Бырылова Е.А. Сохранение и защита культурного наследия в процессе подготовки бакалавра//Научный журнал «Человек и образование» - №3 (20) 2009 Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования взрослых Российской академии образования С. 86 – 91.

2.      Лихачев Д. С. Русская культура. СПб., 2000.

3.      Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. – М.: Горизонт, 2001.

4.      Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. – М.,

5.      Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 380-382

6.      Несанелис Д.А., Теребихин Н.М. Традиционная социальная экология европейских ненцев в сценариях мироустройства // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. Historical and cultural problems of northern countries and regions № 1, 2008 г.

7.      Роббек В.А. Гуманитарная наука о коренных малочисленных народах Севера: за диалог и сотрудничество. http://www-sbras.nsc.ru/HBC/about.php?lang=ru

8.      Социальные опасности и защита от них: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / [В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. – М.6 Издательский центр «Академия», 2012.

9.      Устойчивое оленеводство. Йонни-Лео Л. Йернслеттен, К. Клоков. Арктический совет. Изд-во Центра саамских исследований Университета Тромсё, 2002-2003.

10.   Четкарева Р. П. Природа, здоровье и табу народа мари. – Йошкар-Ола, 1998.

Основные термины: Крайнего Севера, народов Севера, условиях Крайнего Севера, культурного наследия, безопасности культурного наследия, форм совместной деятельности, совместной деятельности людей, малочисленных народов Севера, ресурсы Крайнего Севера, решения проблем Севера, проблем народов Севера, Российской академии образования, социоприродной экосистемы, образования взрослых Российской, развитие Севера России, взрослых Российской академии, Вклад народов Севера, малочисленных народах Севера, современного российского Севера, экологической культуры

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle