Библиографическое описание:

Ефимова Ю. В. Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 19-22.

Раскрывается проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Проанализированы труды ряда ученых в данной области по изучаемой проблеме. Предложены некоторые варианты решения проблемы.

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, меры предосторожности, опасные ситуации.

 

 Мир, в котором мы живем, полон опасностей, посто­янно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ре­бенок. Разрешить это противоречие возможно путем формирования у дошкольников умения оценивать воз­никающие опасности, заранее предусмотреть меры за­щиты, предотвратить опасность, научить ребенка осоз­нанно действовать в той или иной ситуации.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, фор­мировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в разных условиях совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания [1, с.5].

Вопросы привития навыков основ безопасности детям отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.

Безопасность жизнедеятельности – область научно-практической деятельности, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека, среды его обитания от опасностей, а также на разработку и реализацию соответствующих средств и методов, создание и поддержание здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека. [2, c. 16].

Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека. А. Маслоу в ходе многолетних исследований пришел к выводу о том, что потребность ребенка в безопасности является основной и доминирующей потребностью ребенка, ее депривация может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. Он считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях, другие потребности) [3, с. 13].

Важную роль в обеспечении безопасности детей дошкольного возраста играет образование. К.Д. Ушинский считает, что образование сокращает количество опасностей, которые угрожают нашей жизни, сокращает количество причин страха, предоставляет возможность измерить опасность и определить ее последствия, сокращает напряженность страха ввиду этих опасностей.

Важным направлением работы дошкольных образовательных организаций традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Данная проблема всегда актуальна – появляются новые источники опасности, накапливаются эмпирические знания, развиваются педагогические теории, обогащается культура.

В наибольшей степени дети – это самая уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники нередко попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это дискутирует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста [4, c. 3].

У детей потребность в безопасности проявляется наиболее наглядно. Это обусловлено такими особенностями дошкольников, как восприимчивость, доверчивость к взрослым, зависимость от них, открытость в общении и любознательность, несформированность механизмов самосохранения, неумение анализировать обстановку, делать выводы, прогнозировать последствия действий [5, с. 106].

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь не возможно все время водить их за руку, удерживать его возле себя. Необходимо воспитывать у детей привычку правильно пользоваться предметами быта, учить бережно обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получению травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать условия для ознакомления детей с различными видами опасностей [6, c. 45].

Весь процесс воспитания и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста происходит под руководством взрослого. Ребенок может познать окружающий его общественный мир иначе, как с помощью взрослого. Взрослый – посредник между ребенком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Прежде всего, взрослый – организатор процесса приобщения ребенка к миру людей. Он учит его понимать окружающую действительность, определенным образом к ней относиться, наконец, учит способам учится в ней. Взрослый в доступной форме знакомит ребенка с моральными нормами, принципами. Идет процесс «активного проникновения ребенка в жизнь взрослых людей, их взаимоотношений, в смысл их детальности и поступков» (А.В. Запорожец) [5, c. 54].

В своем исследовании П. Статмэн отмечает преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности: дети любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка данного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности [8, с. 165].

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами, однако сфера применения этой способности достаточно ограничена. Если родители поддерживают малыша, то таким образом придают ему силы для приобретения собственного опыта, поступков, внутреннего стремления. Под влиянием оценок и контроля взрослого старший дошкольник начинает замечать ошибки в своей деятельности и в работе других и в то же время выделять образцы для подражания.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих дошкольнику управлять своим поведением, в большой мире зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения. Среди факторов, обуславливающих развитие этой восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств» [7, c. 52].

Возможность, необходимость и эффективность воспитания основ безопасности в старшем дошкольном возрасте определяются появлением у детей ряда качеств:

- дети проявляют самостоятельный интерес, наблюдательны, с удовольствием воспринимают любую новую информацию;

- дошкольники характеризуются голографическим (целостным) и субсенсорным (сверхчувствительным) восприятием мира (А.Ф. Яфальян и др.), что обеспечивает их бурное развитие, позволяет осваивать огромные по масштабам взрослого массивы информации (в широком понимании этого слова) в быстром темпе;

- дети могут самостоятельно применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы их решения в зависимости от ситуации;

- возникает необходимость действовать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами;

- возникает новый тип мотивации – основа произвольного поведения;

- появляются новые мотивы – интерес к незнакомым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения;

- во все сферы жизни старшего дошкольника (отношение к себе окружающих, свое отношение к другим людям и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты деятельности и т.д.) включается осознание;

- появляется способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- дети становятся все более ответственными, в большинстве случаев отдают себе отчет в том, какое поведение будет одобряться;

- формируется способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

- возникает способность дифференцировать суть и мотивы поступков;

- появляется стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни, получить большую самостоятельность и др. [9, с. 9].

По мнению К.Ю. Белой если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, опасности можно избежать. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности [10, c. 6].

Опираясь на идеи В.Н. Мошкина, можно определить содержание работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности:

- воспитание мотивации к безопасности;

- формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления;

- формирование компетенций безопасного поведения;

- физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;

- готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;

- психологическая подготовка к безопасному поведению;

- качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций (возрастные и индивидуальные особенности) [11, с. 7].

При отборе содержания и методов организации образовательного процесса мы руководствуемся принципом деятельности, который предусматривает включение детей в поиск средств и способов безопасного поведения, опору на имеющийся у них опыт, создание условий для его приобретения. В соответствии с этим принципом дошкольники осваивают правила безопасного поведения на основе развития у них доступных естественнонаучных, социальных и этических представлений: эти правила безопасного поведения не только и не столько директивно предъявляются детям, но – разрабатываются вместе с ними. Для этого, в частности, в процессе разных видов детской деятельности создаются условия поиска дошкольниками средств и способов таких действий, которые помогают соблюдать правила безопасности в разных жизненных обстоятельствах, для экспериментирования с ними, их моделирования. Таким образом, отобранному содержанию соответствуют и методы обучения, предусматривающие активную деятельность детей, диалоги и дискуссии, экспериментирование и т.д. При этом мы безусловно, учитываем, что в жизни существуют и такие правила, которые ребенку следует освоить, не проверяя, приняв их на веру. В противном случае он может оказаться в опасной ситуации [12, с. 86]. 

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения педагогов, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Поскольку дети всегда были и остаются самой уязвимой частью общества, открытой для всех опасностей и угроз, в современной педагогической науке нет разногласий по поводу того, когда необходимо начинать формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности ребенка, безопасности окружающих его людей и предметов необходимо начинать еще в детском саду. Безусловно, одним из обязательных условий, благодаря которым может быть выполнена программа, направленная на приобщение детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения, является тесный контакт сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. Для этого необходимо создание семейно-педагогической общности, в которой именно профессионалы выступают инициаторами согласования образовательных целей и задач семьи и детского сада задач, содержания и методов изучения темы «Безопасность» с родителями воспитанников. Благодаря созданию таких условий дети дошкольного возраста постепенно осваивают позицию: необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и другим людям, а также окружающим предметам – как сделанным руками человека, так и природным объектам. Дети научатся распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их. У них появляется активное стремление находить такие средства и способы, приемлемые для каждого, которые дают возможность избегать опасных ситуаций или выходить из них с наименьшими потерями.

 

Литература:

1.                  Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект : учеб. Пособие. М.: Экон-Информ, 2009. 386 с.

2.                  Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: дис. … канд. пед .наук. – СПб., 2001. – С. 175.

3.                  Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, 2009. 248 с.

4.                  Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. М.: Скрипторий 2003, 2010. 112 с.

5.                  Тимофеева Л.Л. Проблема обеспечения психологической безопасности дошкольников // Проблемы социализации растущего человека в современном мире: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. конф. (Белгород, 25-26 сентября 2013 г.). – Белгород, 2013. – С. 105-110.

6.                  Морова Н. Воспитание дошкольников – основа создания безопасной среды для малышей // Социальная педагогика в России. – 2013. - № 3. – С. 45-54.

7.                  Пелихова А.В. Формирование социальной безопасности ребенка дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2010. - №10. – С. 28-32.

8.                  Статмэн П. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

9.                  Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 192 с. 

10.               Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 64 с.

11.              Тимофеева Л.Л. Интегративный подход в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2013. - №10. - С. 6-11.

12.               Кларина Л.М. Проблема формирования культуры безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста в детском саду // Психолого-педагогические аспекты формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014. – 85-89 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle