Библиографическое описание:

Дмитриев А. Ю. Патриотическое воспитание старшеклассников при организации военно-спортивной подготовки в курсе ОБЖ // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 17-19.

Одной из ключевых педагогических задач современного образования выступает патриотическое воспитание молодежи. На современном этапе развития общества стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, уважения к своему историческому и культурному наследию. В нормативных документах (закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения) указывается, что приоритетной задачей современного образования становится патриотическое воспитание.

В связи с новыми требованиями, поставленными перед образованием, особое место занимает патриотическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Для оптимизации патриотического воспитания выступает комплексное использование различных форм и методов работы со школьниками [1]. Существует множество направлений патриотического воспитания: военно-патриотические и исторические клубы; военно-исторические реконструкции; детские патриотические объединения; краеведческие кружки; различного вида олимпиады, соревнования, акции. Перечисленные направления относятся к внеклассным формам организации патриотического воспитания.

Вопросам патриотического воспитания в курсе ОБЖ посвящены многие исследования, в которых даны различные определения понятия «патриотизм». Так, например, патриотизм предполагает активную социокультурную деятельность человека в коллективе; патриотизм рассматривается как личностная позиция или отношение к обществу. Патриотизм как отношение интересов личности, коллектива, общества и государства к условиям своего существования предполагает высокую ответственность за стабильность и безопасность [1]. Патриотизм проявляется в поступках человека, следовательно, патриотизм имеет деятельностный характер, который основан на защите интересов Отечества. Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на его благо. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Целью патриотического воспитания является  развитие патриотического самосознания, которое способствует формированию у школьников представлений об образе Родины, необходимости защиты и созидания Отечества. Патриотическое воспитание ориентировано не на накопление очередной суммы знаний, а на формирование глубокого понимания своего гражданского долга, а также гордости за принадлежность к своей Родине. Содержание школьного курса ОБЖ располагает возможностями патриотического воспитания, которое направлено на достижение следующих задач: повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности; развитие качеств личности школьника (патриотизм, гражданственность) [2].

Анализ методической литературы по вопросу патриотического воспитания выявил основные этапы развития и становления различных форм патриотического воспитания. Так, в дореволюционной России в кадетских корпусах и императорских лицеях патриотическое воспитание имело огромное значение в подготовке специалистов военного дела и государственной службы. В советский период система патриотического воспитания перекликалась с идеологической составляющей политического режима, в этой системе можно выделить следующие элементы: воспитание в рамках октябрятского, пионерского, комсомольского движений; молодежные военно-патриотические объединения и клубы и др. В 20-30 годы пионеры обучали неграмотных, помогали взрослым организовывать детские дома. В военные и послевоенные годы отмечается развертывание оборонно-массовой работы, пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди населения. В 60-х годах возникли военно-спортивные игры «Зарница» для пионеров и «Орленок» для старшеклассников, целью которых было военно-патриотическое воспитание молодежи. В ходе игры участники делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Эти игры являлись частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. 80-е годы в стране наблюдается расцвет деятельности молодежных военно-патриотических клубов. Военно-патриотическое воспитание в этот период успешно объединяло в себе спортивную и армейскую подготовку. Именно в это время складывается военно-спортивная подготовка как самостоятельное направление патриотического воспитания. 90-е годы характеризуются поиском новых целевых образовательных установок и воспитательных ориентиров, в связи с чем вопросы патриотического воспитания в школе освещались недостаточно. В настоящее время в России наблюдается возрождение патриотического воспитания в школе и в учреждениях дополнительного образования; сейчас  насчитывается более 2000 организаций военно-патриотического воспитания молодежи.

Анализ методической литературы по вопросу особенностей военно-спортивной подготовки в курсе ОБЖ позволил выявить, что понятие «военно-спортивная подготовка» не раскрыто; в методической литературе данное понятие связано с проведением игр «Зарница», «Орленок», а также выполнением норм ГТО. Военно-спортивная подготовка старшеклассников в курсе ОБЖ направлена на решение образовательных и воспитательных задач, в основе которых лежит подготовка молодых людей страны к службе в вооруженных силах РФ, воспитание гражданина-патриота, способного служить Родине и защищать её; формирование морально-психологических качеств, умения и навыков школьников, необходимых для выполнения гражданского долга [3]. Выпускники школы, будущие защитники Родины, должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами. Содержание военно-спортивной подготовки наиболее подробно раскрыто в разделах «Основы обороны государства» и «Основы военной службы»  в программе А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов [4]. Военно-спортивная подготовка в курсе ОБЖ осуществляется на теоретических и практических занятиях. Кроме того, крайне необходимы внеурочные занятия – соревнования, игры, экскурсии, походы.  Такие формы обучения, как соревнования и военно-спортивные игры, выявляют специфику данного направления, его практико-ориентированный характер [5]. Выполнение основных действий, связанных с будущим прохождением воинской службы, таких как: строевые приемы, воинское приветствие, разборка и сборка автомата, стрельба, требуют выполнения нормативов. Поэтому соревнования и игра как учебно-воспитательные формы позволяют методически грамотно организовать проверку выполнения данных нормативов. Кроме того, военно-спортивная игра является одним из важных средств патриотического воспитания подростков и юношей, формирования у них высоких нравственных и физических качеств. Хотелось бы отметить, что в настоящее время наблюдается возрождение «зарничного движения», предлагаются и новые игры военно-спортивной направленности.

Как игра, военно-спортивная игра носит познавательный характер, ей присущи разнообразие мотивов, активность действия, высокая эмоциональность. Вместе с тем она имеет свои характерные особенности: наличие элементов героики и романтики; военно-прикладная направленность действий; использование специального военного оборудования. Разнообразные упражнения, применяемые в игре, такие как: бег, прыжки, метание гранат, являются по духу спортивными и проводятся в соревновательной форме. Умения применять в процессе игры учебное оружие, противогазы, совершать передвижения и маневры на местности; осуществлять маскировку и ориентирование на местности по различным признакам, носят военную направленность и также проходят в соревновательной форме.  

Изучение в 10-11 классах раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодёжи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Поэтому основной задачей в этом направлении является следующее: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это создаёт внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствует использование на уроках ТСО (демонстрация видеофильмов) по темам «Право войны», « Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы» содействует учебно-познавательной деятельности учащихся, так как способствует развитию наглядно-образного мышления, обеспечивает познавательный интерес к учению, создает возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.

 Военно-спортивная подготовка старшеклассников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет ключевое значение в воспитании патриота нашей Родины, направлена на формирование нравственных ценностей, патриотического сознания.

 

Литература:

1. Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в формировании гражданственности и патриотизма школьников. / Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С.295-298.

2. Авдеева Н.В., Абрамова В.Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ. / Молодой ученый. 2014.№12(71). С.245-248.

3. Костецкая Г.А. Понамарева И.А. Патриотическое воспитание школьников как условия обеспечение этнической безопасности/С. Статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность». – СПб.2011 – с.255-260. 5.А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение». 2011.

4. Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. /Молодой ученый. 2014. №12 (71). С.277-280.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle