Библиографическое описание:

Пулатова С. У., Нутфуллаева Ш. Н. Способы изготовления бухарских золотошвейных тюбетеек // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 855-859.

Одежда более всех других элементов материальной культуры отражает национальный характер народа, и относиться к числу устойчивых этнических признаков. В ней отражаются традиции, коренящиеся в этнической истории, социальные отношения и некоторые элементы идеологии, верование, эстетические идеалы. С изменениями в жизни общества, его экономики и политики развивались и формы одежды. Она отражала материальное благосостояние людей, их вкусы, специфику хозяйства и некоторые стороны семейного быта.

Объектом исследования выбраны национальные тюбетейки, которые имеют большой спрос среди местного населения и приезжих туристов.

Исследования проводились путем изучений работы мастеров, изготовляющих тюбетейки. В ходе исследований нами проведена систематизация последовательности процессов технологии производства объектов исследования. В месте с тем, в работе приведен наиболее полный перечень необходимого оборудования и сырья для производства национальной тюбетейки.

Рис. 1. Разновидности тюбетеек

 

Женские тюбетейки по форме подразделяются на следующие виды: с квадратным дном, с круглым дном и современные формы, обобщённо называемые «фантазии». По способу отделки женские тюбетейки подразделяются на следующие виды: с ручной золотошвейной вышивкой, с ручной шёлковой вышивкой, с тамбурной вышивкой и с аппликацией.

Технологический процесс изготовления золотошвейных тюбетеек.

Необходимое оборудование:

-        специальные пяльцы, натянутые бязью, мерная лента, трафареты узоров вышивок, ножницы, иглы, наперсток, швейная машина, пресс, посуда для клея, электрическая плита, щётка, текстолитовая доска, металлическая плитка и распылитель для воды.

Необходимое сырье:

-        основная ткань (сатин), золотистые нити для вышивания, хлопчатобумажные нитки, изнаночная ткань (ситец), флизилин, отделочная тесьма (жияк), картон, калька, гранулированный столярный клей.

Изготовление тюбетейки включает в себя пять основных этапа:

1.      Раскрой деталей тюбетейки;

2.      Вышивка золотошвейных узоров;

3.      Подготовка верхней части тюбетейки;

4.      Подготовка нижней части (кизака) тюбетейки;

5.      Соединение верхней и нижней частей тюбетейки;

6.      Предварительная, окончательная отделка.

Рассмотрим каждый этап по отдельности.

Первый этап. Раскрой деталей тюбетейки:

Организационная диаграмма

Рис.2. Схема технологического процесса раскроя деталей тюбетейки

 

Второй этап. Вышивание золотошвейных узоров тюбетейки

Организационная диаграмма

Рис.3. Схема технологического процесса вышивание золотошвейных узоров тюбетейки

 

Третий этап. Подготовка верхней части тюбетейки включает в себя следуюшие операции:

Организационная диаграмма

Рис.4. Схема технологического процесса подготовка верхней части тюбетейки

 

Четвертый этап. Подготовка нижней части (околышка) тюбетейки включает в себя следуюшие операции:

Организационная диаграмма

Рис.5. Схема технологического процесса подготовка нижней части тюбетейки

 

Пятый этап. Соединение верхней и нижней частей тюбетейки включает в себя следуюшие операции:

Организационная диаграмма

Рис.6. Схема технологического процесса соединения деталей тюбетейки

 

Шестой этап. Окончательная отделка тюбетейки включает в себя следуюшие операции:

Организационная диаграмма

Рис.7. Схема технологического процесса окончательной отделки тюбетейки

 

Для золотошвейных тюбетеек применяются сатиновую ткань (лас) золотисто-желтого цвета. Из сатина выкраивают лицевую часть верха и низа (околышек) тюбетейки, соразмерно им выкраиваются изнаночная детали из подкладочной ткани (ситец). При выкраивании верха основа лицевой ткани должна соответствовать утку изнаночной ткани. Это влияет на качество готовой тюбетейки.

Верхняя и нижняя детали тюбетейки прочно нашиваются на натянутую бязь пялец. На пришитые на пяльцы детали тюбетейки пришиваются трафареты узоров. Затем узоры вышиваются поверх трафаретов золотистыми нитями. В вышитом готовом узоре трафарет остаётся под вышивкой. Золотошвейная вышивка в зависимости от техники выполнения подразделяется на «гульдузи»- это вышивка только отдельных узоров золотой нитью и «заминдузи» — вышивка узоров и всего фона тюбетейки.

После окончания процесса вышивания детали тюбетейки вырезаются из пялец, очищаются от излишков нитей. Далее в вышитую узором верхнюю часть вставляется подкладочная ткань и простёгивается ручным стежком. При стёжке применяют специальную тонкую иглу и однотонную нить. Сначала стежки прокладываются по диагонали. Далее с обратной стороны подкладочная ткань немного растягивается и каждый из четырех участков разделяется стежками еще на четыре части. Это обеспечивает равномерное распределение стежков. После этого лицевая и изнаночная ткани равномерно распрямляются и каждый разделенный участок полностью заполняется стежками.

Для удобства введения бумажных фитилей верх заготовки распрямляется с помощью острия ножницы. Для фитилей калька разрезается на полоски шириной 2 см и полоски заворачиваются на тонкую шпильку. Шпильки с бумажным фитилем прокладывается по отдельности в стежки между лицевой и изнаночной тканями.

В вышитую узором нижнюю часть (околышек) настрачивается отделочная тесьма (жияк). Тесьма также соединяется с лицевой тканью и оба края прострачиваются соединительным швом. Процесс выполняется с помощью швейной машины. Для упрочнения нижней части тюбетейки, между лицевой и изнаночной тканями прокладывается картонная полоска шириной около 3 см, далее наносятся стежки по периметру над вышитыми узорами и между строчками вводятся бумажные фитили с помощью специальных шпилек. Подготовленная таким образом нижняя часть замеряется мерной лентой, подводится под размер и складывается в виде квадрата. При этом следует, чтобы место соединения совпадало с отмеченным углом. Далее нижняя часть слегка растягивается для распрямления и ориентации. При подготовке нижней части верхняя и подкладочная ткани распрямляются, оставляется кромка шириной 0,7 см на лицевой ткани и остальная часть срезается ножницами. В верхней части также срезается лишняя кромка и определяются углы тюбетейки. При соединении верха и низа тюбетейки, сначала выметывают углы верха и низа. Далее прокладывают соединительные швы швейной машиной. Лишняя часть соединений срезают, вручную подгибают и выметывают заранее оставленную кромку изнаночной ткани, с целью закрытия строчек. Вывернув тюбетейку лицевой стороной, проверяют качество строчек.

Для нанесения клея тюбетейки выворачиваются изнанкой и устраняются лишние концы нитей. Клей готовят из гранулированного столярного клея путем кипячения в обычной воде. Консистенция клея не должна быть жидкой, иначе клей будет просачиваться на лицевую часть. Таким образом, кипящий клей наносится сперва на нижнюю, затем на верхнюю части с изнаночной стороны тюбетейки равномерно с помощью щетки тюбетейка высушивается в естественных условиях в течении 1,5–2 часов. Высушенные тюбетейки выворачиваются лицевой стороной и расправляются.

В принципе, изготовление тюбетейки дело рук нескольких мастеров одновременно. Например, узоры вышиваются мастерицами- золотошвеями, стежки выполняют стегальщицы, соединение и отделку делают другие мастера. Эти виды работ всегда считались очень трудоемкими. Но, несмотря на это получаемая прибыль удовлетворяет мастеров и мастериц этого дела. На сегодня золотошвейные тюбетейки пользуются широким спросом.

В результате проведённых исследований нами разработаны следующие предложения:

-                   организовать работу по систематизации процессов изготовления предметов народного творчества, в частности изготовления золотошвейных изделий, как наиболее трудоёмких и в тоже время пользующихся наибольшим спросом у местного населения и приезжих туристов;

-                   автоматизировать наиболее трудоёмкий процесс в золотошвейном производстве- процесс рисования и вырезания узоров;

-                   разработать обучающие материалы по технологии изготовления золотошвейных изделий, организовать учебные семинары, мастер- классы с привлечением ведущих мастеров-ремесленников Узбекистана.

 

Литература:

 

  1. Садыкова Н. С. Узбекская национальная одежда XIX-XX веков. Т., 2001.
  2. Давлатова С. Об истории одежды узбекского народа. Журнал «Искусство». № 3, Т., 2006.
  3. Гончарова П. А. Золотошвейное искусство Бухары. T., 1996.
  4. Пулатова С. У. и др. Композиция костюма. Т., 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle