Библиографическое описание:

Калиев Н. К. Казахстан как современное суверенное государство // Молодой ученый. — 2015. — №6.1. — С. 5-7.

Республика Казахстан и Российская Федерация как новые суверенные государства на политическую и международную арену вышли примерно в одно время - после распада СССР. Многие политические процессы, проходящие в наших странах имели общие исторические корни и социально-экономические основы, заимствованные из государственного строя и политической системы бывшего Советского Союза.

В научной литературе сложилось мнение, что под «современным государством» понимается тип государственной системы, для которой характерны: 1) чёткие территориальные границы; 2) развитый институт гражданства; 3) наличие профессиональной армии; 4) разветвлённая система демократических институтов власти; 5) разделение светской и религиозной властей; 6) наличие современных технических средств управления [1] [2] [3] [4].

В начале 90-х годов на огромной территории евразийского континента произошла смена одной государственно-политической системы, называвшейся социалистической, другой которая, как бы мы не хотели именовать иначе, называется капиталистической. В период бурных политических процессов в центре и на местах крупнейшего государства конца ХХ века в течение нескольких лет произошли два редчайших в истории события. Первое – мгновенно развалилось союзное государство, считавшееся могучей сверхдержавой, второе – на месте одного федеративного государства образовались 15 самостоятельных государств. Таким обазом, современное государство, Республика Казахстан – продукт уникальных исторических событий. В результате распада СССР, прежде всего, по вине союзного центра, Казахстан стал самостоятельным, суверенным государством.

Соответственно начали действовать объективные закономерности слома старого и формирования нового типа государства и новой политической системы. В течение 1991-1995 гг. шел процесс слома социалистической государственной машины и создания новой. Формирование основных институтов современного государства началось с принятия новой Конституции Республики Казахстан на республиканском референдуме от 30 августа 1995 года. С приобретением независимости и принятием новой Конституции в Казахстане началась многотрудная работа по укреплению новых принципов организации и деятельности государства. За годы независимости были решены такие вопросы: 1) об этнонациональной характеристике государства; 2) о форме правления; 3) о структуре государства; 4) о функциях государства;

По Конституции 1995 года новая государственность создается на исконной казахской земле и единственным источником власти является весь народ Казахстана. Такой подход к характеристике социально-этнической основы государства соответствует реалиям и служит цементирующим началом всего общества. Вопрос о форме правления в Казахстане решался эволюционно. Вначале, в силу советских традиций коллективного правления, ориентация была на парламентскую республику советского типа. Однако практика первых лет создания новой государственности и его институтов доказала историческую тупиковость, всю противоречивость данного направления развития. Постепенно складывалась и окончательно укрепилась, как и в Российской Федерации, сильная президентская форма правления.

В Конституции Казахстана определены основополагающие принципы всех институтов политической системы общества, в том числе государства. На первом месте стоит принцип общественного согласия. Закрепление такого, на наш взгляд, общедемократического, общечеловеческого гуманистического принципа обусловлено тем,что общество в силу объективных социально-экономических факторов делится на различные слои, группы, классы, этносы, сословия, демографические группы, конфессии. Такое деление социума означает наличие у него различных общественных интересов, мировоззрений, взглядов, идей и убеждений, порой, к сожалению, несовпадающих, иногда даже несовместимых друг с другом. При научно обоснованной, выверенной политике институтов власти государства эти различия не должны служить причиной общественного противостояния, конфликтов и столкновений. Поэтому усилия всех институтов власти на всех уровнях в Казахстане призваны сохранять и обеспечивать в своей повседневной практической деятельности общественное согласие, что и осуществляется на протяжении всего периода независимого развития Казахстана как суверенного государства.

Другим основополагающим принципом Конституции Казахстана является установление политической стабильности. Как и общественное согласие, политическая стабильность достигается в результате многоплановой и постоянной работы всех институтов политической системы.

Обеспечение общественного согласия и политической стабильности одно из важных достижений нашей страны как современного цивилизованного государства. Деятельность Республики Казахстан должна быть направлена на экономическое развитие. Этот принцип является основополагающим в силу определяющего места экономики для прогресса страны, для человеческого развития. Закрепление этого принципа в Конституции, во-первых, указывает на особую ответственность государства за экономическое развитие. Государство и при рыночных отношениях, и при доминирующем характере частной собственности не может стоять в стороне от экономических процессов, не может быть нейтральным наблюдателем рыночной стихии. Экономический прогресс невозможен без всесторонней управляющей регулирующей деятельности государства. Это уже доказано экономической деятельностью казахстанского госудаства в кризисные 2008-2009 годы, особенно в банковско-финансовом секторе. Из всех стран СНГ Казахстан из этого кризиса вышел с наименьшими потерями.

Во-вторых, согласно Конституции признана роль самого гражданского обшества в налаживании экономических отношений, в развитии экономики.

Это вытекает из конституционного положения о двух формах собственности: государственной и частной – как основ казахстанской экономики. Частный сектор экономики в лице его субъектов должен заботиться не только о собственном благе, но и быть ответственным за развитие экономики. Это не благое пожелание, а конституционное требование.

Важным основополагающим принципом в Конституции выдвинут казахстанский патриотизм. Патриотизм – это идея, чувства и действия граждан Казахстана, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех областях жизни – в политической, экономической, культурной, повышению ее могущества, обороноспособности, укреплению авторитета на международной арене. Казахстанский патриотизм – осознание общности интересов людей разных этносов, десятилетиями живущих в Казахстане, уважение к историческому прошлому этой страны, активная созидательная деятельность по созданию и укреплению нового государства. Он отвергает национальный нигилизм, состоящий в пренебрежительном отношении к национальной истории, к национальным обычаям и традициям. Казахстанский патриотизм не приемлет лжепатриотизма, искаженных представлений о своем этносе, противопоставления его другим этносам. Поскольку данный принцип служит объединению всех этносов и социальных групп, он несовместим ни с национализмом, ни с шовинизмом, ни с сепаратизмом.

Наиболлее общие характерные черты и особенности современного казахстанского государства.

1. Казахстан – суверенное государство: суверенитет Республики Казахстан распространяется на всю территорию; Конституция РК и ее законы имеют верховенство на всей территории; верховенство власти. Верховенство позволяет создавать самостоятельную систему национального права, которая регулирует важнейшие стороны общественных отношений, устанавливает единый на всей территории правовой порядок и устанавливает гражданство,

2. Казахстан – демократическое государство. Демократический характер государства Казахстан заключается в выборности главы государства, депутатов Парламента, местных предствительных органов. Демократичность государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума. Проведение референдума основывается на принципах: 1)добровольности участия в референдуме и свободного волеизьявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосованиии; 3) гласности. На референдум могут быть внесены вопросы принятия Конституции, Конституционных законов Республики, внесение в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

3. Казахстан – унитарное государство. В Конституции провозглашается, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. В Конституции закреплены принципы унитарного устройства государства. К ним относятся: территориальная целостность, ее единство; единство органов государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между высшими органами государственной власти и местными органами государственной власти; единство внутреннего и внешнего суверенитета; единая конституционная и общая законность; единое гражданство.

Казахстан в 1991 году выбрал суверенитет, свободу, открытость миру. Казахстан, чтобы стать современным, конкурентоспособным государством осуществил тройную модернизацию: построил современное государство, и совершил прорыв в рыночную экономику, заложил основы социального государства, перестроил общественное сознание. Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность. Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17 конфессий. Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном. Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур.

Казахстан первым в Содружестве Независимых Государств сформировал современную модель рыночной экономики, основанную на частной собственности, свободной конкуренции и принципах открытости. Казахстанская модель основывается на активной роли государства в привлечении иностранных инвестиций. В страну привлечены более 160 миллиардов долларов иностранных инвестиций. По итогам 2012 года Казахстан вошел в число 50 крупнейших экономик планеты по объему ВВП. В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан уже занимает 51 место.

При определении стратегии дальнейшего развития Казахстан учитывает следующие глобальные вызовы ХХІ века: обостряется глобальный демографический дисбаланс, угроза глобального продовольственного дефицита, дефицита воды, энергии, исчерпаемость природных ресурсов, нарастающая социальная нестабильность, угроза новой мировой дестабилизации. Поэтому нынешняя повестка дня отличается от той, которая была у нас на этапе становления государства. Характер и глубина происходящих в мире трансформаций, глобальная взаимозависимость требуют устойчивого долгосрочного развития. Казахстан сегодня – успешное государство, имеющее свое лицо, свои особенности и свою позицию. Страна более 20 лет работала на укрепление суверенитета и политического веса. Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста. Многие страны уже пытаются заглянуть за пределы 2030 – 50 годов. Поэтому в декабре 2012 года в нашей стране с учетом глобальных измении в мире и собственных достижений, возможностей по инициативе Президента Н.Назарбаева принята «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства». Наша главная цель - к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Основными направлениями этой стратегии являются: дальнейшее развитие и укрепление государственности; переход на новые принципы экономической политики; всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики; формирование новой социальной модели, создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения; повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата [5].

 

Литература:

1.      Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации. // Журнал российского права. 2006. N 5.;

2.      Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России. // Гражданин и право. 2007. N 1;

3.      Пономарева И.П. К новейшему решению проблемы суверенитета. М.: Видаль. 2008;

4.      Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография. М.: Инфра-М, 2012.

5.      Казахстанская правда, 13 декабря 2012 года.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle