Библиографическое описание:

Нуртазина Р. А. Дискурс по теоретико-методологическим подходам исследования национальных идей в Казахстане // Молодой ученый. — 2015. — №6.1. — С. 21-31.

Политическая жизнь современного общества немыслима без национальной идеи. Любое государство всегда в постоянном поиске собственной идентичности и идеологии. В условиях глобализации с появлением новых информационных технологий и Интернета, объема информации, передаваемой из различных публикаций, радио и электронных источников, вопрос о национальной идеологии стал актуальной дискуссией среди разных поколений ученых. В современных условиях глобализации все труднее становится исследовать процессы национальной идеологии даже опытным ученым политической науки. Общество находятся под сильным влиянием разных информационных потоков. Сегодня средства массовой информации не только сообщают факты и держат людей в курсе внутренней и международной политики, но и формируют общественное мнение и суждения граждан по вопросам национальной идеологии. Для Республики Казахстан, актуальность формирования национальной идеи, ее влияния на политику государства, на успех модернизации общества, формирование новой политической культуры и национальной идеологии является одним из значимых направлений.

Целью статьи является проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию национальных идей в Казахстане. Автор рассуждает о том, как складывается общая картина поиска национальной идеологии учеными современного Казахстана.

Основными методами исследования стали экспертная оценка, принципы единства и развития, системный и сравнительный анализ, социально-политический и функциональный подходы, историко-сравнительный метод, анализ материалов СМИ, а также метод включенного наблюдения.

Ключевые слова:национальная идея, идеология, национальная политика, дискурс, национализм, нация.

 

В современных условиях политическая наука однозначного и четкого определения национальной идеи пока не выработала. В ходе научных дискуссий с понятием национальная идея, часто отождествляют такие понятия, как государственная, политическая, национальная идеологии.

Сущность понятия национализм в современ­ной политологии употребляется в значении процесса фор­мирования нации. Такое понимание национализ­ма является широким и нейтраль­ным, то есть лишенным негативной или позитивной цен­ностной нагрузки. Понимаемый в таком широком смысле национализм имеет большое значение для исследования понятия национальной идеи. Поэтому рассмотрим основные подходы трактовки национализма и идеологии.

·                    Основные подходы к трактовке понятия нация.

Все споры, которые ведутся вокруг феномена национальной идеи и национализма, во многом идут от того, что до сих пор нет единого понимания нации. Сама идея нации столь привычна, что мало кто задается мыслью ее проанализировать или поставить под сомнение, — она попросту принимается как нечто само собой разумеющееся. Но вопросы остаются и даже обостряются. Тем временем термин «нация» с равным успехом применяется к весьма разным явлениям — к государству, стране, этничес­кой группе и даже к расе. Например, Организация Объединенных Наций, названа совершенно неправильно, поскольку это организация государств, а не национальных сообществ.

Каковы же тогда характерные признаки нации?

Что отличает нацию от других социальных групп, от других форм общности людей?

Начнем с того, что дать здесь сколь-нибудь точные определения и в самом деле нелегко, потому что нации являют собой единство объективного и субъективного, сочетание культурных и политических характеристик. С объективной точки зрения, нация — это культурная общность, — иными словами, группа людей, разговарива­ющих на одном языке, исповедующих одну религию, связанных общим прошлым и т.п. Как раз такое понимание дела и лежит в основе национализма. Жители канадского Квебека, например, идентифицируют себя на основе того, что они го­ворят на французском языке, тогда как остальная часть Канады — на английском. Национальные проблемы в Индии связаны с религиозным противостоянием: при­меры — борьба сикхов в Пенджабе за «родной дом» (Халистан) или движение каш­мирских мусульман за присоединение Кашмира к Пакистану.

Другой пример, тю́рки — этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Алтая и степях Азии в I тыс. до н. э. Тюркская культура тесно связана с кочевыми культурами северной Евразии. Известный российский тюрколог Л. Н. Гумилёв[1, с. 333] считал, что гунны продолжали культурные традиции скифов. С VI века область в среднем течении рек Сырдарьи и Чу современного Казахстана стала именоваться Туркестаном. В основе топонима лежит этноним «тур», являвшийся общим племенным названием древних кочевых и полукочевых народов Центральной Азии. Хотя в современном Казахстане проживают более 130 наций, однако, общаются они на русском языке, не считая, что государственным языком является казахский. И здесь есть свои проблемы как культурной общности. Другой аспект, до настоящего времени не восстановлена государственность крымских татар, не имеют государственности ногайцы, турки-месхетинцы, шорцы, чулымцы, сибирские татары, караимы, трухмены и некоторые другие тюркские народы. Не имеют своих государств и тюрки, проживающие за пределами СНГ, за исключением турок в Турции и турок-киприотов, не говоря об общности казахов и уйгуров в Китае.

Проблема, однако, в том, что определить нацию на основании одних лишь объективных факторов не­возможно, ибо в действительности нации являют собой куда более широкую ком­бинацию весьма специфических культурных, этнических и расовых черт. Швейцарцы остались швейцарцами и при том, что в стране, не считая местных диалектов, говорят на трех языках (французском, немецком и итальянском). Раз­личия между католиками и протестантами, столь остро проявляющие себя в Север­ной Ирландии, для остальной территории Великобритании принципиального зна­чения не имеют, а, скажем, в Германии они и вовсе несущественны.

Сложность проблемы этим не исчерпывается. Феномен национализма подчас ускользает от строгого анализа из-за разного понимания слова нация. Здесь выделяются две концепции. Одна представляет нацию преимущественно культурной общностью, подчеркивая при этом значение глубинных этнических связей — материальных и духовных; другая усматривает в ней преимущественно политическое сообщество, акцентируя роль гражданских — общественных и политических — связей. Предлагая свой взгляд на происхождение наций, обе концепции нашли себе место и в разных течениях на­ционализма.

Идея о том, что нация, прежде всего и главным образом являет собой этничес­кую и культурную общность, справедливо считается «первичной» концепцией на­ции (Lafont, 1968). Своими корнями эта идея уходит в Германию XVIII в. — к работам Гердера и Фихте (1762—1814). Согласно Гердеру, характер всякой нации определяется такими факторами, как природная среда, климат и физическая гео­графия, — факторами, формирующими и стиль жизни, и трудовые привычки, и предпочтения, и творческие наклонности людей.

Гердер ставил фактор языка первым, в которой он видел воплощение характерных для народа традиций и его исторической памяти.

Каждой нации, по Гердеру, присущ свой Volksgeist (дух народа),что находит свое выражение в пес­нях, мифах и легендах и является для данного народа источником всех и всяких форм творчества. Национализм Гердера следует понимать, как своего рода культурализм, где на первый план выдвигаются национальные традиции и коллективная память, но никак не государственность. Идеи такого рода в немалой степени спо­собствовали пробуждению национального сознания немцев в XIX столетии, когда они открыли для себя древние мифы и легенды, как это проявилось, например, в сказках братьев Гримм и операх Рихарда Вагнера (1813—1883) [2, с. 132-135].

Главная идея гердеровского культурализма заключается в том, что нации — это «естественные», или органические сообщества, которые уходят корнями в древ­ность и будут существовать, пока существует человечество. Такую же позицию за­нимают современные социальные психологи, указывающие на потребность людей образовывать группы, дабы обрести чувство безопасности, общности и сопричастно­сти. Разделение человечества на нации, по данной точке зрения, как раз и идет от этой естественной склонности людей объединяться с теми, кто близок к ним по происхождению, культуре и образу жизни. Психологические реконструкции, одна­ко, не объясняют исторического феномена национализма — явления, возникшего в определенное время и в определенном месте, а именно, в Европе начала XIX века.

В книге «Нации и национализм» (1983) Эрнест Гелнер показал, что национа­лизм связан с модернизацией, особенно с процессом индустриализации. По его концепции, в докапиталистическую эпоху общество скреплялось великим множе­ством самых разных уз и связей, столь характерных для феодализма, — возникшие же индустриальные общества сделали ставку на социальную мобильность, самосто­ятельность и конкуренцию: для сохранения культурного единства общества все это потребовало уже какой-то совершенно новой идеологии.

·                    Является ли нация политической общностью?

Исследователи, которые считают нацию исключительно политическим организмом, отличитель­ным ее признаком видят не культурную общность, а гражданские связи и вообще присущую ей политическую специфику. Нация в этой традиции предстает общно­стью людей, связанных между собой гражданством вне какой бы то, ни было зави­симости от культурной или этнической принадлежности. Считается, что такой взгляд на нацию восходит к Жану-Жаку Руссо - философу, в котором многие усматрива­ют «прародителя» современного национализма. Хотя Руссо специально не касался ни национального вопроса, ни самого феномена национализма. Его размышления о суверенитете народа, — и особенно идея «общей воли» (или общественного бла­га), и посеяли те семена, из которых затем взросли националисти­ческие доктрины Французской революции 1789 г. Провозгласив, что правление должно основываться на общей воле, Руссо тем самым, отказал в существовании, как монархии, так и всяческим аристократическим привилегиям. В годы Французской революции этот принцип радикальной демократии нашел свое отражении в той идее, что все французы суть «граждане» со своими неотъемлемы­ми правами и свободами, а не просто «подданные» короны: суверенитет, таким образом, исходит от народа. Французская революция и утвердила этот новый вид национализма с его идеалами свободы, равенства и братства, а также теорией на­ции, над которой нет иной власти, нежели она сама.

Идея о том, что нации суть политические, а не этнические, сообщества, в даль­нейшем была поддержана многими теоретиками.

Эрик Хобсбаум (Erick Hobsbawm, 1983), например, нашел множество подтверждений тому, что нации в известном смысле являют собой не что иное как «вымышленные традиции». Не признавая тезиса о том, что современные нации сформировались на основе издревле сложив­шихся этнических сообществ, Хобсбаум считал, что всякие разговоры об истори­ческой преемственности и культурной специфике наций, по сути дела, отражают лишь миф, — и миф, порожденный собственно национализмом. С этой точки зре­ния, как раз национализм и создает нации, а не наоборот. Свойственное современ­ное человеку осознание своей принадлежности к нации (иногда называемое народ­ным национализмом), утверждает исследователь, получило развитие лишь в XIX столетии и сформировалось, может быть, благодаря введению национальных гимнов, национальных флагов и распространению начального образования. Под воп­росом в таком случае оказывается и идея «родного языка», что передается из поко­ления в поколение и воплощает в себе национальную культуру: на самом деле и язык изменяется по мере того, как каждое поколение приспосабливает его к соб­ственным нуждам и современным ему условиям. Не вполне ясно даже, можно ли говорить о «национальном языке», коль скоро до XIX в. большинство людей не владели письменной формой своего языка и обычно разговаривали на местном диалекте, имевшем мало общего с языком образованной элиты.

Бенедикт Андерсон (Benedict Anderson, 1983) также считает современную на­цию артефактом, по его выражению, «воображаемой общностью». Нация, пишет он, существует скорее как умозрительный образ, чем как реальное сообщество, ибо в ней никогда не достигается такого уровня непосредственно личного общения людей, который только и может поддерживать реальное чувство общности. Внутри собственной нации человек общается лишь с крохотной частичкой того, что пред­положительно является национальным сообществом. По этой логике, если нации вообще существуют, то они существуют разве что в общественном сознании — как искусственные конструкции, поддерживаемые системой образования, средствами массовой информации и процессами политической социализации. В понима­нии Руссо нация есть нечто такое, что одухотворяется идеями демократии и поли­тической свободы. Но представление о ней как о «вымышленном» или «воображае­мом» сообществе совпадает с взглядами марксистов, полагающих нацио­нализм разновидностью буржуазной идеологии — системы пропагандистских ухищ­рений, призванных доказать, что национальные связи сильнее классовой солидар­ности, и тем самым привязать рабочий класс к существующей структуре власти.

Вопрос о том, возникают ли нации из стремления к свободе и демократии или это не более чем хитроумные изобретения политических элит и правящего класса, следует понимать, что некоторым из них присущ одно­значно политический характер. В духе Майнеке такие нации вполне можно отнес­ти к категории «политических» — таких наций, для которых момент гражданства имеет, куда большее политическое значение, чем этническая принадлежность. Час­то такие нации состоят из нескольких этнических групп и потому культурно нео­днородны. Классическими примерами политических наций считаются Великобри­тания, США и Франция. Великобритания является союзом четырех «культурных» наций: англичан, шотландцев, валлийцев и северных ирлан­дцев. Национальное чувство британцев имеет свои политические факторы — преданность в отношении короны, уважение в отношении парламента и приверженность идее исторически завоеванных прав и свобод британцев. Ярко выраженный полиэтни­ческий и поликультурный характер имеют Соединенные Штаты — «страна иммиг­рантов». Национальная идентичность, здесь не могла развиться из каких-либо общих культурно-исторических корней, идея американской нации сознатель­но конструировалась через систему образования и культивирование уважения к таким общим ценностям, как идеалы Декларации независимости и Конституции США. Аналогичным образом национальная идентичность французов многим обя­зана традициям и принципам Французской революции 1789 года.

В Казахстане часть населения считает, что в национальной идее нет необходимости, посколь­ку время социальных, политических иде­ологий осталось в советском прошлом, а сейчас нужно руководствоваться креативным разумом и индивидуализмом. Другая же, отрицает необходимость и значение общенациональной идеи по той причине, что национальная идея опасна по направленности для поддержания мира и стабильности в полиэтническом обществе Казахстана. Они считают, что национальная идея в любой ее форме пробуждает в массах национализм, который при­нес человечеству немало бед и страданий. Однако, в палитре общественного мнения гораздо больше тех казахстанцев, кто считает, что национальная идея Казах­стану нужна. Вопрос только в том, что следует считать на­циональной идеей Казахстана?

Может быть, лучше рассматривать национализм не как целостный политический феномен, а как совокупность «национализмов», —как совокуп­ность традиций, сходных лишь в том, что все они, каждая по-своему, признают первостепенное политическое значение нации.

Многие вопросы связаны с рассмотренной выше полемикой о том, как понимать нацию и какими критериями она определяется— культурными или политическими. Следует только помнить, что характер национализма определяется и теми обстоятельствами, в которых зарожда­лось национальное движение, равно как и политическими целями. Скажем, когда национализм складывается как реакция на господ­ство завоевателей или колонизаторов, он наверняка будет выступать освободитель­ной силой, связанной с идеалами независимости, справедливости и демократии. Когда же он является продуктом социального распада и демографических измене­ний, он оборачивается изоляционизмом и идеологией исключитель­ности, питая расизм и ксенофобию. Наконец, не последнюю роль в формировании национального движения играют политические идеалы его участников.

·                    Теоретико-методологические подходы к пониманию национальной идеи в Казахстане

Поиск собственной национальной идеи в Казахстане всегда жил в душе казахского народа, но реализоваться смог только с момента приобретения независимости. Формирование демократической основы казахстанской государственности после распада СССР вызвало необходимость строительства национальной политики с нуля, разработки ее концепций и принципов на основе общепризнанных норм международного права, с учетом тенденций глобализации и исторического пути, пройденного Казахстаном.

Казахстан демонстрирует всему миру уникальную модель межэтнического согласия. Многонациональный состав Казахстана, как полезный ресурс государства, составляет более 100 национальностей. Этому способствовали разные причины: исторические, политические и социальные. В XIX веке на территорию современного Казахстана переселилось множество уйгуров и дунган, бежавших из Китая в поисках спокойствия и безопасности. Большая волна русских, украинских, белорусских, польских, болгарских переселенцев со своими семьями, домашним скарбом и скотом переселились в казахские степи и предгорья в ходе осуществления Столыпинской реформы. «В 30-е, 40-е годы XX века в Казахстан были насильственно переселены корейцы, немцы Поволжья и Кавказа, чеченцы, ингуши, турки-месхетинцы, представители многих других народов.

В послевоенное время в Казахстан устремились десятки тысяч людей из всех регионов СССР на объекты “великих строек коммунизма”, для покорения целинных земель» [3, с. 54-57].

Динамичность политических и экономических процессов, взаимообогащение мультикультур в современном Казахстане, ставит перед учеными гуманитарных наук задачу глубокого осмысления и теоретико-методологических подходов в изучении национальной идеи казахстанского народа как целостности. Назовем такие факты. В настоящее время в Казахстане действует около 500 национально- культурных объединений, 19 республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, 6 национальных театров. За последние годы в регионах страны построено 12 домов дружбы. В области национального образования в Казахстане активно действует более 100 этнических школ, 170 воскресных языковых центров. В школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 11-ти языков. Наряду с казахскими и русскоязычными СМИ в стране издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в том числе украинском, польском, немецком, корейском, уйгурском, турецком и дунганском. [4, с. 4]. И в этом многообразии как должна сочетаться национальная идея?

Со стороны государства главной стратегией национальной идеи являются приоритеты: укрепление роли казахской нации, культуры и языка в формировании гражданской общности казахстанцев, развитие языков и национальных культур народов Казахстана, укрепление правовой защищенности национальных меньшинств и малочисленных народов. Конституционная реформа 2007 года свидетельствуют о реальных шагах последовательной национальной политики Президента Н. А. Назарбаева: пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества, девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. [5]

Национальная идея включает в себя обеспечение и защиту национальных интересов. К ним относятся: национальная безопасность страны, правопорядок и гражданского мир, национальное согласие, формирование интеллектуальной нации, территориальная целостность, стабильность государственной власти и ее институтов, демократическое развитие общества. В связи с этим национальные интересы должны эффективно обеспечивать нейтрализацию условий и причин возникновения экстремистских, сепаратистских настроений, и их следствия – межэтнических, религиозных, социальных конфликтов, террористических актов.

Национальная идея – это идеологическая основа национальной политики, в которой воплощается разум народа всей страны, верно понимающего как собственную сущность и предназначение, так и характер, и особенности внешнего окружения. В национальной идее выражается потребность казахстанского народа сохранить себя как культурно- историческую общность.

Национальная идея Казахстана на разных этапах развития нашего государства неоднократно рассматривались в обобщающих и частных трудах. Актуальные потребности новой системы национальной политики в Казахстане за последние годы породили множество дискуссий, идей и предложений, имеющих незавершенный характер и выражающих стратегические задачи государства в идеологических, политических, социально-экономических, культурных и духовных аспектах.

Национальная идея в концепции нацио­нального строительства направлена на формирование иден­тичности людей с единой нацией, которая должна превы­шать их этническую идентичность.

«Далеко не у всех, однако, концепция национального строительства вызывает одобрение. Многие политологи и политики считают, что построение единой нации в полиэтническом обществе невозможно, так как этническая идентичность людей всегда будет довлеть над их иден­тичностью с государством и с представителями других эт­нических групп. По их мнению, в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все осталь­ные проживающие в республике народы являются диаспо­рами. Поэтому национальная идея Казахстана суть не что иное, как национальная идея казахов, или казахская наци­ональная идея. Национальная идея должна стать основой возрождения казахов как нации, а все остальные народы Казахстана должны уважать и относиться с пониманием к этому стремлению казахского народа. Этот подход к наци­ональной идее, ставящий во главу угла интересы коренно­го этноса, получил в общественном мнении, а затем и в науке, название титульного национализма.

В литературе по национализму такой подход получил также название «этнокультурного национализма». Такое название вытекает из того, что элиты коренного этноса, выступая от его имени, как защитники интересов этноса, во главу угла ставят этническую культуру, в первую оче­редь, язык. При этом особую роль элиты возлагают на го­сударство, которое силой своих административных и иных ресурсов должно оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и в то же время возводить ее в ста­тус фундамента культуры многоэтнического общества» [6, с.7].

В чем она выражается национальная идея и каковы теоретические осмысления отечественных ученых?

Теоретическо-методологические подходы к изучению национальной идеи в Казахстане можно условно разделить на три направления.

·                    Первое направление. Государственная идеология – национальная идея.

Национальная идея и национальная политика всегда существенно обозначены в трудах Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: «В потоке истории» (Алматы, 1999), «На пороге XXI века» (Алматы, 2003), «Критическое десятилетие» (Алматы, 2003), «Эпицентр мира» (Астана, 2002), «В сердце Евразии» (Астана, 2005), в его ежегодных Посланиях народу Казахстана, начиная с основополагающей Стратегии «Казахстан-2030» (Алматы, 1997).

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что должно лечь в основу Национальной идеи Казахстана. «Национальная идея рождается с развитием общества. Развитие Казахстана до 2030 года – основа нашей идеи. – Старшее поколение, мои сверстники, жили одной идеей – марксизмом-ленинизмом. Была поставлена задача, построить коммунизм и этот коммунизм распространить на весь мир». По словам Президента, в основу идеи должны быть заложены четыре фактора. "Первое - это национальное единство, второе – сильная конкурентоспособная экономика. Это необходимо для укрепления независимости и для благосостояния людей. Третье, я говорю об интеллектуальном, созидающем обществе. Если мы хотим быть наравне со всеми и выжить в глобальном мире, мы должны иметь интеллектуальное общество". Четвертой составляющей является построение Казахстана как уважаемого государства [7].

Казахстанский народ подводит итоги 15-летней реализации Стра­тегии «Казахстан-2030», которая показала свою значимость, как главный ориентир государственной идеологии - национальной идеи. Из семи приоритетов стратегического документа – второй по­свящается сохранению и укреплению внутриполитической стабиль­ности и национального единства.

Внутриполитическая стабильность, общественное согласие - это актуальный критерий сегодняшнего дня. Каковы итоги пятнадцатилетия?

Прежде всего, общественное согласие и политическая стабиль­ность возведены в ранг основополагающих принципов деятельно­сти нашего государства, которые отражены в пункте 2 ст.1 Кон­ституции Республики Казахстан [8]. Сохранение общественного со­гласия - задача не только государства, общественно-политичес­ких институтов, общества, но и каждого казахстанца.

Политическая модернизация, демократические реформы, эко­номическая стабильность стали верными спутниками общенаци­ональной идеи в нашей республике. Примером может служить ра­бота постоянно действующего совещания, Национальной и Госу­дарственной комиссии по реформам, Общественная палата, кото­рые стали диалоговой площадкой в обществе.

Неоценима роль института Ассамблеи народа, получившая в мае 2007 года конституционный статус и возможность выдвигать 9 депутатов в Мажилис Парламента Республики Казахстан. Мы перечислили только некоторые аспекты реализации Стра­тегии «Казахстан-2030». В этой связи адекватно актуализируются вопросы научного понимания нации и национальной идеи.

В современных условиях становления гражданского общества с его многообразными интересами и ориентациями важным по­стулатом является согласие в обществе по базовым ценностям и принципам как основы национальной идеи - стратегии государ­ственной идеи.

·                    Второе направление. Исследования ученых Казахстана.

Казахстанские ученые – политологи рассматривали вопросы национальных отношений с разных точек зрения. Написаны десятки кандидатских и докторских диссертаций. Например, аспекты этнических отношений отражены в исследованиях К.Е. Кушербаева «Этнополитика Казахстана: состояние и перспективы» (Алматы, 1996), А.Абишева «Национальные меньшинства в Казахстане - политический анализ развития в условиях суверенитета» (Дисс. ...д.пол.н. - Алматы, 2000), Ж.А. Касимовой «Межнациональные процессы в РК: опыт и перспективы развития» (Дисс…к. пол. н. -Алматы, 2001), А. А. Нурканова «Формирование этнополитической общности казахстанцев» (Дисс. ... к. полит. н. - Алматы, 2001), Б.Б. Абдыгалиев «Политизация этничности: процессы, механизмы, последствия» (Алматы, 2003), Ж.У. Кыдыралиной «Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Казахстан: теория и практика регулирования» (Астана,2004), З.К. Шаукеновой «Этническая, конфессиональная и социальная идентификация» (Астана, 2004), О.Б. Алтынбекова «Этноязыковые процессы в Казахстане» (Алматы, 2006).

Большой ракурс вопроса о национальной идее исследовали ученые М.Ш.Калиева «Идейная консолидация в процессе политической модернизации Республики Казахстан» (Дисс. ...д. пол.н.-Астана, 2009).

А. Нысанбаев и М. Абдиров в связи с необходимостью разработки национальной идеи, проводят сравнительный анализ ее эвристической и плодотворной функции в преобразовании различных социокультурных обществ.

В работе Г. Есимова на казахском языке «Народное мировоззрение» вопрос о национальной идее дается в ракурсе становления казахской философии, в которой и возможно самосознание национальной культуры и ее ценностного мира.

В книге М.Х. Балтабаева национальная идея выводится из синтеза традиционной художественной культуры Казахстана, современной художественной культуры Казахстана и мировой художественной культуры [9, с. 152].

По теме национальной идеи ценными представляются монографии Д. Кшибекова «Национальная идея и идеология» (Алматы, 2006) и «Национальная идея» (Алматы, 2007), где автор рассматривает проблему национальной идеи в соотношении с этническими чувствами. Исследуются внутренняя политика и идеология в Казахстане, формы национализма. Возможности консолидации общества увязываются с идеологией рынка, идеологическим плюрализмом, демократическим развитием Казахстана. Выдвигаются вековые интересы казахской нации.

В 2005 году обострилась полемика о национальной идее в СМИ. В дискуссии участвовали ученые Д. Аубакир, А. Пивоваров, А. Нысанбаев, А. Шоманов, М. Ашимбаев, А. Косиченко, Н.М. Байжанова, Б. Бектурганова, А. Гали, Р. Жангазы, Д. Кусаинова. В их статьях о национальной идее с разных позиций учитываются тенденции глобализации, проводится параллель национальной политики, термину национальный придается преимущественно этнический характер, исключается общенациональный, гражданский и государственный.

Общенациональная идея сегодня представляет собой комплекс идеалов и ценностей общества, ориентированных на консолидацию народов Казахстана. Многовекторность националь­ной идеи состоит в устойчивом социально-экономическом разви­тии, укреплении национальной безопасности и независимости го­сударства. В чем же роль науки в формировании государственной идеологии - национальной идеи?

Задача отечественной науки состоит в осуществлении монито­ринга и обобщении реальной практики политического развития нашего общества.

Например, в книге ученых из Института фило­софии и политологии МОН РК «Общенациональная идея Казах­стана» (Главный редактор академик А.Н. Нысанбаев, Алматы, 2006) прослеживается философско-политологичес­кий анализ проблемы общенациональной идеи Казахстана. Авто­ры исследуют мировой и казахстанский опыт поиска и разработки национальной идеи, обосновывают необходимость общенациональ­ной идеи как основы формирования гражданской нации в Казах­стане, прослеживают этапы становления казахской социально-по­литической мысли как формы национальной идеи, анализируют раз­личные аспекты и компоненты общенациональной идеи Казахста­на. Основное положение книги состоит в утверждении о необходи­мости поиска и разработки национальной идеи Казахстан на пути синтеза гражданской и этнокультурной форм национальной идеи.

Монография ученых политологов Евразийского националь­ного университета им. Л.Н. Гумилева «Общенациональная идея – как основа модернизации современного Казахстана» (Главный редактор Р.А. Нуртазина, Астана, 2009) является продолжением обобщения политологического анализа. Проведен политологический анализ развития национальной идеи по актуальным вопросам образовательной политики, роли институтов гражданского обще­ства и идеи евразийства в политической модернизации современ­ного Казахстана.

Авторы монографии «Национальная идея Казахстана: пути решения проблем», которая вышла под руководством заведующей кафедрой ЮНЕСКО факультета журналистики КазНУ им. Аль-Фараби, профессора Л.А. Ахметовой. В книге эксперты опирались на публикации СМИ и на результаты социологического исследования, проведенного ими во всех регионах Казахстана. Тезис о сохранении казахского языка, также претендующего на то, чтобы стать национальной идеей, авторы отнесли к чувству страха. Это страх перед потерей чего-то ценного для нации, в том числе национальной самобытности. «Сейчас практически любая идея, которая увлечет народ, может считаться национальной», – говорит один из авторов книги Дмитрий Шорохов[10]. Но за национальную идею часто принимают идеологическое воздействие государства. И в Казахстане правильнее и разумнее говорить, как раз-таки об идеологии. На самом деле, в создании национальной идеи государством с помощью идеологической машины нет ничего плохого. Если государство не будет управлять этими процессами, то однажды придет какой-нибудь националист - и общество покатится под откос в созданном им русле. Итак, национальной идеи, по мнению авторов этой монографии, не может быть статичной, она меняется в зависимости от нужд общества в определенный момент. Единая идея возникает, как правило, перед лицом угрозы. Например, в июне 1941 года национальной идеей стала песенная строчка: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!», которая затем сменилась лозунгом «Все – для фронта!». И у Казахстана сильная национальная идея тоже была, в 1991-м, когда решалась судьба страны, когда независимости и безопасности государства могла угрожать опасность.

·                    Третье направление. СМИ в формировании национальной политики

В национальной сфере современного Казахстана мы имеем следующую конфигурацию основных акторов, пишут исследователи Института философии и политологии МОН РК в монографии «Общенациональная идея Казахстана» [11, с. 16-17]. На крайних позициях, полюсах стоят, с одной стороны, казах­ские элиты, придерживающиеся идеологии этнокультурно­го, титульного национализма, а с другой стороны, русско­язычные элиты с идеологией гражданского национализма. В центре этой диспозиции стоит государство, которое сво­ей национальной политикой пытается сблизить и прими­рить крайности титульного национализма и гражданского национализма. Посредством компромиссов и других средств государство стремится не допустить конфликта и конфронтации ценностей и символов, противостоящих друг другу идеологий, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции.

 С позиций институционального анализа проблемы на­циональной идеи в Казахстане интерес представляет не только исследование диспозиции главных акторов нацио­нальной сферы Казахстана и их идеологий, но также и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Разумеется, в Казахстане, как и любом другом обществе, наибольшими ресурсами для деятельности в национальной сфере обла­дает государство. В связи с этим общенациональная идея представляет собой комплекс ориентаций ценностей, идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства.

Последнее особенно важно для расстановки верных акцентов в национальной политике, исходя из реально формирующейся новой культуры межнациональных отношений. Данное требование должно быть в поле зрения СМИ повседневно. Для этого правильным было бы создание в СМИ специальных отделов для освещения вопросов межнациональных отношений в контексте государственной национальной политики.

В Доктрине Национального Единства Казахстана, принятой в 2010 году, отмечаются новые задачи СМИ информационной сфере. Важными направлениями должны стать поддержка этнических СМИ, проведение информационно-разъяснительной работы с целью освещения реализуемой национальной политики, укрепления патриотизма и этнокультурной толерантности. Для этого необходимо:

·                    Оказание поддержки развитию этнических СМИ, расширение практики выхода в них материалов на темы казахстанской идентичности, патриотизма, этнокультурной и межконфессиональной толерантности;

·                    Содействие производству позитивных информационных продуктов (телепередач, шоу, фильмов, публикаций, роликов и т.д.), пропагандирующих и закрепляющих в общественном сознании консолидирующие духовно-нравственные ценности и общенациональные идеалы;

·                    Расширение использования в СМИ символов, формирующих у населения чувства принадлежности и сопричастности Казахстану, патриотизма по отношению к государству, уважения к культуре и традициям народа Казахстана, осознания себя в качестве казахстанца;

·                    Соблюдение журналистами этических норм и профессионализма в вопросах освещения межэтнических и межконфессиональных отношений;

·                    Усиление в рамках действующего законодательства работы по предупреждению и пресечению выхода материалов СМИ, дестабилизирующих межэтническую ситуацию в стране;

·                    Упорядочение использования в СМИ понятий и терминов, связанных с этнической тематикой.

Предлагаемые меры должны способствовать формированию в общественном сознании устойчивых позитивных моделей межэтнического и межконфессионального поведения.

Доктрина Национального Единства Казахстана [12] выступает основой для создания целостной системы правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развития демократии, диалога культур и цивилизаций.

Реализация Доктрины направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального потенциала страны в целях ускоренного развития Казахстана, достижения достойного уровня жизни каждого из нас, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Республики прав и свобод граждан.

В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года Доктрина станет главным инструментом процесса консолидации казахстанского общества.

Обеспечение национального единства является важным условием создания демократического, светского, правового и социального государства. Экономический рост, социальный прогресс и демократическое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства общества. Для решения этой задачи у Казахстана, как независимого, суверенного и признанного во всем мире государства, имеется политическая воля и все необходимые экономические и социальные ресурсы.

Сохранение независимости и укрепления государственности, равенство возможностей и защита прав и свобод граждан, создание интеллектуальной нации и развитие национального духа должны стать краеугольным камнем нашего национального единства и жизненными принципами каждого из нас.

«Концепция национальной политики Республики Казахстан. Задачи до 2015 г.» [13] является сводом основополагающих принципов, актуальных целей и задач формирования и упрочения национального государства, строительства гражданского общества. “Принимая во внимание, что Республика Казахстан учреждена на исконной казахской земле, что коренными жителями государства и абсолютным большинством являются казахи; этот документ направлен на разъяснение политических, культурных, духовных, экономических и других основ объединения проживающих в стране других этнических групп вокруг государствообразующей нации”. Принятие этой Концепции поставлено на повестку дня выдвижением Казахстана на видное место в новых геополитических, геоэкономических условиях, своеобразием обстоятельств, сохранением в качестве национального государства своих особенностей в эру глобализации, формированием государственности в процессе мирового развития, углублением демократических процессов в стране. “В этом состоит и политическая, и историческая необходимость”. “Концепция является основой для подготовки государственных программ, законодательных и иных нормативно-правовых актов”.

Главный принцип национальной политики – в числе национальных ценностей, есть обязанность государства в деле вековечной защиты экономической, политической, духовной независимости Казахской страны, обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности страны; использование богатств земли и недр (Национальное богатство) только во благо народа, постоянное улучшение социального положения населения...

“Казахский народ всегда с уважением и терпимостью относился к языку, религии, культуре, традициям и обычаям живущих на казахской земле русских, украинцев, узбеков, кыргызов, туркменов, немцев, азербайджанцев, уйгуров, татар, таджиков, каракалпаков, чеченцев и других этнических групп. Достигшая в настоящее время абсолютного большинства населения, казахская нация считает сохранение межэтнического и межрелигиозного согласия своей основной обязанностью. Государство и являющаяся его основой казахская нация, являются гарантами (кепіл - порука, ручательство, гарантия) обеспечения конституционных прав и свобод всех граждан. Этнические группы, живущие на казахской земле, являются частью государственной и единой гражданской общности”.

“Знание государственного языка - обязанность каждого гражданина. Основная обязанность государства – всесторонне разъяснить гражданам значимость государственного языка, создать необходимые условия для его применения во всех сферах общественной жизни”.

Для претворения этого в ближайшие годы, государство должно национальную политику проводить в комплексе и взаимосвязи с правовыми, экономическими, культурными и образовательными, и другими программами.

Среди принципов:

-обеспечение равенства прав и свобод гражданина и человека, независимо от расы, этнической группы, языка, религиозной принадлежности;

-достижение свободы СМИ;

-общественное обсуждение перехода казахского языка, наряду с другими тюркскими государствами, на латиницу, подготовка этого процесса;

-ограничение компетенции Ассамблеи народа Казахстана;

-поддержка государством казахской диаспоры.

В области информационной политики в Концепции национальной политики Казахстана отмечаются основные задачи СМИ:

·                    С 01.09.2010 г., на базе телеканала “Казахстан” открыть вещающий только на государственном языке общественный телеканал и открыть новые, вещающие круглосуточно теле- и радиоканалы;

·                    поднять для телеканалов лимит вещания на государственном языке, внести изменения в Закон о СМИ, Закон “О государственном языке”, в нормативно-правовые акты;

·                    проводить политику законодательного ограничения вещания иностранных телеканалов, чтобы избежать влияния общественного мнения иностранных государств, пропаганды чужих ценностей.

·                    С 2011 г., кинопрокат в Казахстане обеспечить на государственном языке, при необходимости давать субтитры на других языках;

·                    содействовать развитию Интернета на казахском языке

·                    “электронное правительство” прежде всего запустить на казахском языке, при надобности переводить на другие языки;

·                    приостановить государственное финансирование "АИФ-Казахстан", "Комсомольская правда-Казахстан", других изданий, распространяющих идеологию Российского государства;

·                    чтобы наладить конкуренцию между периодическими изданиями на государственном языке, приостановить практику принудительной подписки на отдельные издания.

Высшая цель национальной политики, а значит и задача СМИ - в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности, как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций, толерантности, транспарентности и доверия.

Для эффективной работы СМИ в реализации идеи национальной политики Казахстана необходимо новое этнополитическое мышление, понимаемое как совокупность взглядов, идей, концепций и теорий, а также приемов, методов, путей и способов снятия межэтнических противоречий, решения этнополитических конфликтов, стабилизации этнополитической ситуации. Этнополитическое мышление-продукт исторического развития цивилизации. Оно является одной из форм отражения общественного бытия, и условий существования различных наций в одном обществе, их взаимоотношений с государством. Этнополитическое мышление не только отражает реалии этнополитической ситуации в стране и мире, но и оказывает на них существенное влияние. Характер этого влияния, степень его консервативности и реакционности или, напротив, демократичности и прогрессивности зависят от типа мышления – старого или нового.

Новое этнополитическое мышление – это тип мышления, предусматривающий не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработка новых теоретических подходов, поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества.

Основу нового этнополитического мышления составляют:

а) взгляды, идеи, концепции и теории, выработанные на протяжении человеческой истории и не утратившие своей значимости в частности, ряд положений историко-экономической, психологической, культурнической, этнической и других теорий нации, и национально-государственных отношений;

б) документы ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций, регламентирующие этнополитические отношения;

в) отечественный и зарубежный опыт (позитивный и негативный), решения этнополитических проблем.

Приведем предложенную Российским ученым Картуновым А.В. сравнительную аналитическую таблицу, которая дает представление о сущности, характере, основных принципах и чертах старого и нового этнополитического мышления.

Таблица 1

Этнополитическое мышление

СТАРОЕ

НОВОЕ

1.

Движущие силы общественного развития

 

борьба классов

борьба наций

борьба поколений и др.

мировой экономический рынок, духовное возрождение и единение, человечества, информатизация, передовые технологии

2

Подходы к этнополитическим процессам

 

формационный, классовый, партийный

цивилизованный, гуманистический общечеловеческий

3

Теория нации и национальных отношений

 

психологическая, культурологическая, историко-экономическая, этнологическая и др.

плюрализм идей, совместный поиск учеными мира взаимоприемлемой теории

4

Сущность национального

 

национальное = социальное

национальное = этническое

национальное = этническое +социальное

5

Нация

 

объект социальных и политических

экспериментов

субъект политической жизни и объект государственной политики

6

Патриотизм

 

любовь к «своему» и ненависть к «чужому»

любовь к «своему» и уважение к «чужому»

7

Национализм

 

источник вдохновения и жизнестойкости («спящая красавица»);

источник вражды и ненависти («ужасный патриотизм монстр»)

неоднозначный, противоречивый феномен («двуликий Янус»)

8

Национальный вопрос

 

решен полностью и окончательно;

не решен и не может быть решен и др.

не решен (за редким исключением) может быть решенным

9

Методы решения этнополитических проблем

 

революционные, силовые, идеологические

эволюционные, политические, национально-культурные

 

Эта таблица, должна стать руководством к действию каждого органа СМИ для эффективной реализации национальной политики СМИ и властными структурами, как своего рода мост взаимодействия между ними.

СМИ обладают способностью преобразовывать, стабилизировать, обогащать (или обеднять) общество, тем самым сохранить и культивировать общегосударственные и национальные ценности, содержательно реализовать взаимодействие народов страны или противодействовать их взаимопониманию.

В силу этого демократическое общество, интересы его граждан, в отношении печати, радио и телевидения сосредоточены на ожиданиях объективизации информационной деятельности, ее ориентации на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране.

Исходя из этого, деятельность средств массовой информации можно рассматривать как важнейший фактор реализации принципов государственной национальной политики. Деятельность СМИ, как деятельность политическая, нуждается в системной организации, под которой подразумевается их управляемость, подотчетность правительственным органам в той части, где затрагиваются вопросы государственного строительства и национальной политики.

В деятельности СМИ необходим учет, с одной стороны, общественно значимых проблем государства – это этнических, национально-территориальных, экологических, социальных, а с другой - проблем взаимодействия видов СМИ: телевидения, радио, периодической печати, государства и общества.

Власть в большей степени оказывается объектом влияния СМИ. В этом убеждают и события, связанные с отставками и перестановками в Правительстве, когда отдельные телекомпании, редакции, с одной стороны, пытаются повернуть власти в русло своих политических интересов, а сдругой -закрепить в представлении общественности те политические инвективы, которые исповедуют владельцы или спонсоры данных изданий. Это ведет к нестабильности в обществе, а то и к ненужным в процессе реформирования политическим баталиям.

Организация деятельности казахстанских СМИ, должна строиться на базе исторических и традиционных ценностей нашей республики, с включением понятных населению государственно-патриотических, властных рычагов.

Национальная идея и политика вне СМИ не осуществляется. Политик призван убеждать ближайшее окружение, оппонентов, сторонников, народные массы. В связи с этим наибольший интерес вызывает та часть коммуникативного процесса, которая осуществляется в расчете на самую широкую аудиторию, обращенная к массам и одновременно к личности каждого индивида, входящего в аудиторию. Именно в этом проявляется политическая власть как способность политиков инициировать общественное обсуждение потенциальных политических споров, влиять на общественное мнение, принимать и проводить решения.

 В современных условиях масс-медиа выступают узловым звеном в создании механизмов социальной обратной связи. Именно они активно развивают национальные идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей.

Основополагающими принципами этой деятельности становятся гуманизм, социальная справедливость, равенство прав человека, патриотизм, создание необходимых условий для последовательного осуществления положения, согласно которому свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Таким образом, небольшой дискурс теоретико-методологических подходов к изучению вопросов национальной идеи показал, что это явление, в котором органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические и иные ценности, создающие единую базу для реального воплощения в жизнь гражданских прав и обязанностей свободных индивидов, осознания ими их органического сочетания.

От нее во многом зависят нравственное отношение граждан к властвованию одних людей над другими, правосознание, социокультурные ориентиры, эстетические взгляды.

В современных условиях аспекты национальной идеи и межнациональных отношений переплетаются в социально-психологических проблемах выходят на первый план. Это закономерно обусловлено, как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в обществе в условиях глобализации. Из истории вспомним, негативную, будоражащую национальные чувства роль сыграли разочарование в недавнем прошлом, методичное навязывание СМИ установки на полную ущербность этого прошлого, социально-политический, экономический и духовно-нравственный кризис, отсутствие доверия к государственной власти.

В этой ситуации национальная принадлежность выступает как главный и самый понятный компенсаторный механизм. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому национальная политика государства должна строиться с учетом психологического состояния национального самосознания, обостренного отношения ко всему, что связано с национальным достоинством, национальным самочувствием. Нерв национальной жизни сегодня слишком болезнен.

 

Литература

1.                  Ассамблея народа Казахстана продолжает работу над реализацией Стратегии до 2011 года. // Казахстанская правда. - 12.02.2009.-С.4.

2.                  Астана. 13.11.2009. "Казинформ" /АйгульТулекбаева/ http://www.nomad.su

3.                  А.Морозов. Казахстан за годы независимости. Научно-популярное издание. Алматы:КИСИ при Президенте РК, 2005. — С.54-57.

4.                  Доктрина Национального Единства Казахстана. http://www.altyn-orda.kz/kazpressreview/doktrina-nacionalnogo-edinstva-kazaxstana/

5.                   Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 21.05.2007. Электронный ресурс. // www.base.zakon.kz.

6.                  Конституции Республики Казахстан (30.08.1995) //www.bast.zakon.kz.

7.                  «Концепция национальной политики Республики Казахстан. Задачи до 2015 г.» http://www.zonakz.net/articles/27939

8.                  Лев Гумилев. История Евразии. М.: Алгоритм: Эксмо, 2009. -С.333.

9.                  Современная художественная культура Казахстана. -Алматы, 1997. -152с.

10.              Общенациональная идея. Опыт философско-политологического анализа. -Алматы: Изд. Центр Инст. Философии и политологии МОН РК, Алматы, 2006. - С.7.

11.              Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы. -Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - С.16-17.

12.              Эндрю Хейвуд. Политология. Зарубежный учебник для студентов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С.132-135.

13.              Ю. Мамырбаева. В чем заключается национальная идея Казахстана? Газета "Наш Мир" Источник: http://izvestia.kz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle