Библиографическое описание:

Нуртазина Р. А. Аспекты Политологического образования и ключевые ориентиры стратегии «Казахстан-2050» // Молодой ученый. — 2015. — №6.1. — С. 16-21.

В статье рассматриваются вопросы о политическом образова­нии как фундаментальном факторе, влияющем на новый политический курс Казахстана. Новая политическая жизнь ставит актуальную задачу и для казахстанской политологии: привлечь внимание политиков, простых граждан к проблемам политической модернизации, влияния политической социализации на общество и на личность.

Ключевые слова:образование, политология, стратегия, образовательная политика, политическая социализация.

 

В современных условиях глобализации человеческий капитал является ядром государства. Фундаментом гражданского общества является образование. Глава нашего государства уделил особое внимание этой актуальной проблеме в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Усовершенствование образовательной политики в условиях глобализации не возможна без развития экономических и общественных отношений, перестройкой мышления, выработкой новой психологии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия. Возрастающая активность научных исследователей, государственный, централизованный подход к созданию и укреплению материально-технической базы использования инновационных технологий, постепенно возрастающая компьютерная культура в системе образования, налаживание продуктивного сотрудничества позволяют сегодня с оптимизмом оценивать перспективы решения этой актуальной проблемы ХХI века.

Стремительно меняющиеся условия жизни в информационном обществе вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния системы образования. В данном случае речь идет о возросшем потоке новых знаний, исчезновении переходного периода между получением этих знаний и их использованием. Вместе с тем, изменились и подходы к изучению и пониманию окружающего информационного мира. Если раньше можно было ограничиться дифференцированным овладением дисциплинами, то в настоящее время практически любая проблема требует синтеза дисциплинарных знаний через освоения инновационных и информационных технологий и методов. Современная методология познания ориентирована на постижение целостности, на переход от типичного (модельного) подхода и абстрагированного обобщениях интегральному синтезу элементов реальной ситуации в жизни гражданского общества.

В Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент нашей страны особо подчеркнул вопросы образования: «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования. Казахстанцы должны стать высокообразованной нацией мира, иначе мы не достигнем задач, которые ставим» [1]. Глава государства подчеркнул, что знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, и что нам следует выстроить максимально прагматическую стратегию трансферта, необходимых для страны технологий, а это значит, что Казахстан готов дать нашей молодежи лучшее образование и достойный труд.

С учетом нового курса Стратегии «Казахстан-2050» перед системой образования встают новые задачи. Первая из них – обеспечение развития системы инженерного образования и современных технических специальностей с получением сертификатов международного образца. Вторая задача – освоить социальное пространство профессионального образования. Внедрять современные методики и технологии, создавать разнообразные образовательные программы.

В Стратегии «Казахстан-2050» внимание акцентировано на кардинальном улучшении системы медицинского образования, где сеть медицинских вузов должна располагать специализированными образовательными учреждениями среднего уровня. И самое главное практика должна максимально интегрироваться в учебный процесс. В итоге на первый план выходит практическая научно-исследовательская составляющая работы не только медицинских, но и всех вузов Казахстана, которым предстоит инновационные знания и технологические достижения современности применять на практике. Главная стратегия для высших учебных заведений в реализации Стратегии «Казахстан-2050» максимально обеспечивать потребности национальной экономики, политической сферы в грамотных, высококвалифицированных специалистах.

Президент РК Н. А. Назарбаев в своем Послании делает акцент на том, что социальная ответственность частного бизнеса, неправительственных, благотворительных организаций и рядовых граждан должна проявиться в сфере образования, как помощь молодым людям, у которых нет возможности получить достойное образование и самостоятельно оплачивать обучение. Для этого необходимо не только развивать сеть государственно-частного партнерства в системе высшего и среднего образования, но и разработать многоступенчатую систему грантов на обучение. Плюс ко всему создать по всей стране систему специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования.

 Большое внимание акцентируется на вопросах о необходимости модернизировать методики преподавания, активно развивать онлайн-системы образования, дистанционного обучения. Сделать их доступными для всех желающих. Уровень образования – один из важнейших показателей степени духовности, нравственности личности и общества. В этой связи Глава государства подчеркнул необходимость усилить воспитательный компонент обучения, формировать духовные качества личности. Воспитывать у молодежи «новый казахстанский патриотизм». На этом фоне через все послание красной нитью проходит мысль о необходимости растить молодежь, способную находить новые пути и идеи, развивать экономику и технологии, формировать целостное мировоззрение.

Формировать политическое мировоззрение у молодежи в свете задач реализации политического курса состоявшегося государства задача не простая.

Отметим, глобальные вызовы в мире, политическая, экономическая реформы в Республике Казахстан, социаль­но-экономическая и духовная трансформация общества требуют внимательного изучения политических процессов и порождающие их факторы. В данном контексте к практическим проблемам можно отнести недооценку тесной взаимозависимости эффективного полити­ческого процесса и уровня овладения гражданами научных, политиче­ских знаний и современных гражданских навыков. Актуальность данной пробле­мы заключается в том, что политический мир никогда не ограничивал­ся сферой деятельности профессиональных политиков и экспертов.

В этом аспекте, политическое образование можно рас­сматривать - как фактор конструирования и повышения эффективности государственного управления.

В данном контексте возникает вопрос о политическом образова­нии как фундаментальном факторе, влияющем на новый политический курс состоявшегося государства. Новая политическая жизнь ставит актуальную задачу и для казахстанской политологии: привлечь внимание политиков, простых граждан к проблемам политической модернизации, влияния политической социализации на общество и на личность.

Осо­бый социальный смысл сегодня приобретают инновационные технологии производ­ства научного политического знания, которое помогает воспитать и обучать граждан адекватному восприятию реального мира и умению ориентиро­ваться в нем в качестве активных субъектов политического процесса.

Как отметил Глава нашего государства Н. Назарбаев в своей лекции, прочитанной в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, «знания превращаются в основной источник стоимости в информационном обществе. В качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Новый тип экономического развития вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.

Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития, фактором преодоления отсталости.

Само понятие образования трансформируется и расширяется. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию». [2]

Таким образом, роль политического обра­зования и гражданского воспитания, практика преподавания яв­ляются важнейшими составляющими политического процесса.

Приоритетной задачей для современного гражданина является обладание некоторым объемом политических знаний, умений и навыков, чтобы быть включенным в параметры общественно-социальных перемен. Только политически актив­ные граждане могут быть партнерами госу­дарства, иначе государство превращается лишь в сбор­щика налогов. Из этого вытекает потребность разработки долгосроч­ной государственной программы для нашей республики по укреплению навыков гражданского поведения, элементами которого и являются гражданское воспитание и политическое образование.

В практике политического образования в Республике Казахстан есть проблемы, которые объективно возникают перед преподавате­лями таких предметов, как «граждановедение», «правоведение», «по­литология» и перед студентами-политологами. Актуальной становится проблема подготовки преподавателей для субъектов формирующегося гражданского обще­ства, которые испытывают дефицит научных и систематизирован­ных представлений о путях и способах передачи политических зна­ний, гражданских навыков у молодежи и взрослых.

Возникают вопросы по совмещению знания и навыков с политической прак­тикой в региональных вузах нашей республики, где основы политологии ведут филологи, юристы, историки, психологи, преподаватели по педагогике.

Вспомним, во времена «холод­ной войны», когда преподавание политологии еще только стало внедряться в европейские университеты после принятия конференци­ей экспертов политических дисциплин под патронажем ЮНЕСКО со­ответствующего решения в 1948 году, английский политолог Майкл Оукшот писал: «Выражение «политическое образование» переживает не лучшие дни... Во многих местах — не в том, где мы с вами находим­ся, — оно стало ассоциироваться с параличом мыслительных способ­ностей, вызванных применением силы, нагнетанием страха или бес­конечным гипнотическим повторением слов, для которых и одного раза много. Этот паралич поражал народы целых стран и приводил их к подчинению. Следовательно, стоит набраться смелости и совершить попытку еще раз, в спокойной обстановке, рассмотреть, как нам по­нимать это выражение, связывающее вместе два вида деятельности, достойные похвалы...» [3]. Как видим, спустя полвека отношения к политическому образованию остаются актуальными.

Значение политическо­го образования было отмечено Министерством образования и науки РК. С 2006 году во всех университетах дисциплина «политологии» введена для всех специальностей как общеобразовательный предмет. Поводом для этого послужило то, что в университеты приходят выпускники средних учебных заведений, не обладающие даже самыми минимальными представлениями о гражданственности и правах человека. Они закан­чивали вузы, в своем абсолютном большинстве, оставаясь столь же политически неграмотными.

Таким образом, дефицит политических знаний и навы­ков из современной средней школы переносится в уни­верситеты, задача которых заключается, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных спе­циалистов.

Американский политолог Джон Уайльке отмечает, «что изучение политических наук ставит своей глав­ной целью не профессиональную подготовку, не производство «полно­ценных граждан», а политическую грамотность, то есть умение «само­стоятельно ориентироваться в мире политики и успешно действовать в нем согласно своим индивидуальным склонностям «просто» в каче­стве сознательных граждан, в качестве журналистов, активных участ­ников экономической или избирательной политики, кандидатов на го­сударственные посты и другие должности, в том числе, конечно, и в ка­честве ученых-политологов» [4]. Перефразируя Л. фон Мизеса, можно сказать, что целью изучения политических наук не является превраще­ние каждого человека в политика. «Идея состоит в том, чтобы подгото­вить его к выполнению гражданских функций в общественной жиз­ни» [5]. Данное заключение актуализирует нашу тему в современных условиях. Первостепенной задачей в условиях политической модернизации и демократизации является то, что «демократия не может функционировать без демокра­тов — а их не будет без политического образования» [6].

Также сложным остается вопрос об уровне политической компетент­ности профессионалов в обязанности, которых по мнению, П. Бурдье, входят «селекция и подготовка профессиональных создателей схем осмысления и выражения социального мира, политических дея­телей, политических журналистов, высокопоставленных чиновников и т. д., одновременно кодификация правил функционирования поля идеологического производства, а также набора правил и умений, не­обходимых для того, чтобы им следовать…» [7].

По мере развития казахстанской политической науки осознается важность и актуальность проблемы политиче­ского образования, поскольку политология наряду со спорами о сво­ем собственном предмете и методах поднимает вопросы обучения.

Например, в западной политической науке тема политического образования счи­тается настолько актуальной, что ее специальным развитием занима­ется 21-й исследовательский комитет Международной ассоциации политических наук (IPSA). Различные проблемы политического об­разования, гражданского воспитания, политической социализации сегодня раскрываются в работах Д. Адельсона, Д. Бартелеми, Р. Блэкледжа, К. Вайсмунда, В. Гагеля, К. Германа, Г. Гизеке, С. Грайфенхаген, Ф. Гринштейна, Б. Зутора, Д. Истона, Б. Клауссена, Л. Колберга, Г. Маренхольца, П. Массинга, Т. Литта, X. Пласа, Д.Д. Сейринга, К.-Г Фишера, Г.Хаймана, Л. Харриса, В. Хиллигена, В. Хейтмайера, Р. Хиккеля, Ф. Шультхайса, Ф. Этинжера, Р. Энгельгарта и других авторов. Исследования, проводимые по проблемам политического образования университетами и научными института­ми, отдельными учеными, федеральными и региональными государ­ственными органами (такими, например, как Федеральный центр по политическому образованию в ФРГ), фондами при партиях и кон­фессиях, ассоциациями педагогов и ученых, позволили развиться специальной отрасли политической науки — политической дидакти­ке, глубже понять роль политического образования в строительстве и стабилизации политических систем [8].

Данные факты доказывают необходимость уделять пристальное внимание научным основам по­литического образования и у нас в Республике Казахстан, когда у нас наблюдается бурное развитие гражданского общества, гражданской социализации и формирования гражданской политиче­ской культуры, демократического политического образования.

Для полноты картины политического мира большое значение приобретают такие базовые категории, как «политическая социа­лизация», «политическое воспитание» и «политическое образование».

Политическая социализация, являясь имманентной составляющей политического процесса, воспроизводит в каждом новом поколении стереотипное, клишированное отношение предыдущего поколения к политическому миру.

Политическое воспитание нацелено на переделку человека в соот­ветствии с параметрами, задаваемыми каждой эпохой или ее этапом, и в силу этого связано с гармонизацией и поддержанием баланса в си­стеме.

Политическое образование отличает то, что, помимо консерватив­ной составляющей (и это роднит его с политической социализацией и политическим воспитанием), оно содержит в себе элемент познания нового, инновационного прорыва. Оно включает в себя компонент развития интеллектуальных, критических способностей в отношении существующего политического мира.

Американские исследователи считают, что политическое образова­ние предполагает изучение и информирование в области политичес­ких действий и политических деятелей. В особенности оно связывает­ся с «авторитарным распределением блага между людьми» (Фроман).

В немецком словаре под редакцией Рейнхарта Бека понятия «поли­тическое обучение» и «воспитание» противопоставляются следующим образом: политическое образование это сознательная и систематичес­кая, методическая и целенаправленная политическая социализация, в то время как политическое воспитание не включает в себя системати­ческих, методических или целенаправленных педагогических уси­лий, делающих человека политически социализированным.

На наш взгляд, оба эти определения не лишены недостатков, так как политиче­ское образование и гражданское воспитание настолько сильно пере­плетены, особенно в общеобразовательной школе, что нередко исполь­зуются многими авторами как синонимы. Однако, если границами воспитания выступает чаще всего возраст и это предполагает, что чело­век к своему совершеннолетию бывает, как правило, уже сформировав­шимся гражданином, то для образования такие возрастные границы не поставлены.

Отметим, что казахстанская политология существует с 1990-х годов. И с этого времени открыты десятки специальностей по политологии, выпущено немало учебников. Однако данная актуальная проблема по политическому образованию не стоит на повестке дня. Наши коллеги пока пользуются старой методикой преподавания, несмотря на специфичность предмета политики. Все это не позволяет расслышать собственный голос нашего «инструмента» в контексте университетских дисциплин.

Не секрет, что профессионализм политологов по степени влияния на общество еще проигрывает манипуляциям со стороны средств массовой ин­формации. И здесь казахстанским вузам, где ведется подготовка по специальности «политология» предстоит сложная и ответственная работа. Из вышесказанного, можно выделить ряд факторов, которые в современных условиях воз­действуют на систему политологического образования:

-сокращение спроса на квалифицированных аналитиков, экспертов, прогнозистов политической сферы, низкая заработная плата профессорско-преподавательского корпуса в вузах;

- бюджетные расходы, в основном направляются на «проектную» часть активности естественных наук, на производство и внед­рение инноваций, нежели в гуманитарном секторе;

- изменение спроса семей на политологическое образование, связанное с изменением образовательных стратегий, выделением малого количества государственных грантов по специальности «политология» (всего 35 государственных грантов по всей республике);

- падение спроса бизнеса на современные образова­тельные программы и прикладные разработки отечественных вузов, спад благотворительной активности бизнеса в сегменте политического образования;

-узкая правовая направленность по программе подготовки докторов PhD. Это отражается в запрете платного образования в этом секторе в наших университетах, когда во всем мире докторанты PhD обучаются только на платной основе.

В такой ситуации проблемы могут привести к снижению мотивации к обуче­нию молодежи в регионах, что формирует психологию «проведения времени в сте­нах вуза», «получить диплом о высшем образовании». Данный аспект может негативно повлиять на качество массового высшего образования, интеграционных позитив­ных процессов в международном образовательном пространстве и низкую политическую культуру нашей молодежи.

·                    Риски

Влияние мирового кризиса на образовательную политику Республики Казахстан может вызвать следующие риски:

1. Падение платежеспособного спроса. Можно прогнозировать резкое сокращение платежеспособного спроса на программы выс­шего образования с учетом безработицы. На фоне этих процессов будет идти перераспределение абитуриентов между сильными и слабыми вузами, между естественными и гуманитарными специальностями.

2. Воспроизведение неэффективной структу­ры высшего образования, потеря баланса специальностей, не соответствующей структуре эконо­мики будущего периода и международному стандарту образования.

3. Ослабление ведущих, наиболее эффек­тивных вузов, что приведет к понижению международной конкуренто­способности в сфере высшего образования.

4. Трудоустройство выпускников. По экспертным оценкам, от тре­ти до половины выпускников очных отделений вузов Казахстана 2011-2012 года не най­дут постоянной работы, что по масштабу это может стать одной из глав­ных социальных проблем республики, учитывая концентрацию студен­тов в столице Астане и крупных городах республики. Это может также привести к маргинализации целого поколения и к ослаблению его эффективного потенциала.

5. Дальнейшее ослабление качества профессиональных кадров профессорско-преподавательского состава, инновационной методики академического обучения и про­изводительности научно-исследовательской деятельности вузов, что усиливает понижение индикатора конкурентоспособности на мировом образовательном рынке.

6. Запрет на платное обучение в вузах по программам докторантуры PhD, может для нашей страны обернуться миграцией интеллектуальной силы за границу.

·                    Предложения

Отметим некоторые аспекты в подготовке специалистов политической науки в свете реализации Послания Президента РК народу Казахстана:

1. Усилить сектор дополнительного образования, включая такие продолжительные формы, как второе высшее образование. Предусмотреть расширение возможностей для продолжения обучения вы­пускниками высших учебных заведений, не нашедшими ра­боту: формирование программ дополнительного образова­ния (3- 6 месяцев, 1 год) для выпускников 2011-2012 г., финансируемых за счет государственного бюджета.

2. Эффективно использовать государственную программу «Стажировка ППС», предполагающая научные и языковые стажировки для профессорско-преподавательского состава вузов в лучших университетах мира;

3. Разработка программы созда­ния политических научных исследовательских центров в вузах на базе кафедр политологии.

4. Разработка программы местных органов власти по заказам востребованных специальностей региональным вузам и специализированным учебным структурам, функцио­нирующим при службах занятости.

5. Информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернета, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения.

6. Разработка программы по социальному статусу профессорско-преподавательского корпуса (страховые программы по состоянию здоровья, приближение заработной платы по международному стандарту и др.)

Образование в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050» можно рассматри­вать исключительно с тактических позиций — как «социальный резервуар».

Сегодня мы стоим перед развилкой планирования реализации «Стратегии-2050» непосредственно на практике перед политической культурой и образованием молодежи. От этого выбора будет зависеть то, с каким кадровым потенциалом высшего и послевузовского образования Республика Казахстан войдет в следующий пери­од посткризисного экономического роста. Одно ясно, что без рождения нового позитива, без образования новых стратегий по обновлению интеллектуальной нации, как отметил Н.А. Назарбаев в своем докладе в КазНУ им. Аль-Фараби, никакая национальная идея не сможет воплотиться в жизнь. Важна именно практическая сторона этого вопроса.

 

Литература:

1.      Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (14.12.2012). 

2.      Лекция Президента Н.А.Назарбаева в ЕНУ им. Л.Н.Гумилева «К экономике знаний – через инновации и образование». Астана. 2006. С. 15.

3.      Оукшот М. Политическое образование // Оукшот М. Рационализм в по­литике и другие статьи. М., 2002. С. 198.

4.      Уайльке Дж.Гуманитарное воспитание и специализации в области поли­тических наук в США// Полис. 1996. № 4. С. 143.

5.      Мизес Л.фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталисти­ческая ментальность. М., 1993. С. 93.

6.      Айхлер В.Демократия как лучшая и сложнейшая форма жизни общества //Этический реализм и социальная демократия. М., 1996. С.114.

7.      Бурдье П. Социология политики. М.,1993. С.189.

8.      Шербинин А.И. Политическое образование. М., 2005. С.9

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle