Библиографическое описание:

Енсекбай Н. К. Психолого-педагогические основы формирования физической культуры личности студентов-боксеров // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 596-599.

Авторы статьи теоретически обосновали формирование физической культуры личности студентов-боксеров; предложили принципы личностно ориентированной физической культуры; разработали показатели сформированности физической культуры личности студента-боксера.

Ключевые слова: физическая культура личности, личностно-ориентированная физическая культура, принципы личностно-ориентированной физической культуры, показатели сформированности физической культуры личности студента.

 

Социально-экономические преобразования, произошедшие в нашем обществе, привели к преобразованиям в сфере образования. В практике физической культуры и спорта студентов вузов сложились две основные парадигмы — традиционно-реалистическая и личностно ориентированная. Традиционно-реалистическая парадигма ориентирована на эффективное усвоение студентами знаний, умений и навыков и не ставит его в центр учебного процесса. Личностно-ориентированная парадигма предполагает учет в процессе обучения целостной личности и индивидуального своеобразия каждого обучающегося, его потребностей, и интересов. При личностно ориентированном обучении главный акцент делается на личностном развитии человека, его мотивационной и эмоциональной сферах.

Сущность личности ориентированной физической культуры и спорта (включая все специализации) заключается в последовательном отношении педагога (тренера) к воспитаннику как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту воспитательного воздействия. Личностно ориентированная физическая культура решает интегративный комплекс задач, который обеспечивает достижение единой цели — успешной адаптации студентов в социальной жизни и профессионально-трудовой деятельности, отражающие субъект — субъектные отношения.

Изучив психолого-педагогическую и специальную литературу, мы пришли к своему пониманию того, что процесс личностно ориентированной физической культуры студентов — боксеров будет намного эффективнее, чем шире и активнее будет проявление в нем субъектной позиции самих студентов, их самостоятельности, активности, и творческой инициативы.

Личностно ориентированная физическая культура студентов-боксеров предполагает использовать следующие принципы: рис 1

Рис. 1.

 

Условиями эффективной физической культуры студентов являются: интеграция в комплексе задач личностно ориентированной физической подготовки студентов наряду с задачами образования, воспитания и оздоровления, существующих в молодежной среде, формирование потребности в саморазвитии физического потенциала студентов [1, с.248].

При довольно широком аспекте исследования физической культуры, ее разноплановости и углубленности в педагогически процесс в области спортивно-педагогической деятельности, культура имеет свою область исследования, свои методы, однако по-прежнему не рассматривается как самостоятельный феномен образования. Потенциальные возможности физической культуры позволяют решать сложные задачи формирования разносторонне развитой личности.

Физическая культура обладает огромными потенциальными возможностями в развитии личности, в саморазвитии и самосовершенствовании студента как личности и как будущего профессионала.

В психолого-педагогической литературе есть данные об использовании высокого потенциала физического воспитания в саморазвитии личности. Анализ этой литературы показал, насколько высок потенциал развития личности, заложенный в физической культуре как дисциплине.

Мы, в своей работе со студентами, обучающимися на специализации «Бокс» пытаемся как можно шире использовать творческий потенциал физической культуры в области саморазвития и самосовершенствования, как в личностном, так и в профессиональном развитии данной категории студентов.

Физическая культура студенческой молодежи тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности.

Таким образом, физическая культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные, потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

Физическая культура личности наших студентов-боксеров характеризуется уровнем ее образования в сфере физической культуры и спорта, физической подготовленностью, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности наших подопечных.

Какие же показатели могут быть положены в оценку степени сформированности физической культуры личности студента-боксера? Решение этого вопроса обусловлено необходимостью ведения поиска критериев и показателей сформированности физической культуры личности. При этом под критериями мы понимаем качественную характеристику, стандарт этого явления, а под показателями — совокупность признаков, которые можно было бы измерить, и на основе которых предполагается производить оценку, сравнение развития физической культуры личности студента-боксера.

В любой деятельности особое значение имеют устойчиво доминирующие мотивы, от которых во многом зависит ее успех. Поэтому мотивацию к физкультурно-спортивной деятельности мы рассматриваем как один из основных критериев сформированности физической культуры личности.

Мотив выражает познавательную направленность личности, а также более или менее постоянную склонность, когда человек усиленно и постоянно занимается определенной деятельностью, поэтому формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности, к работе с детьми, занимает в нашем исследовании одно из главных мест в формировании физической культуры личности.

Под мотивационно-личностным компонентом физической культуры личности мы понимаем наличие положительного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, осознание им социальной значимости данной деятельности в процессе формирования физической культуры личности, а также личностные качества самого студента.

Содержательный компонент включает в себя необходимый объем теоретических знаний, важных для формирования физической культуры личности.

Под процессуальным компонентом мы подразумеваем комплекс практических умений и навыков руководства, организации, управления физкультурно-спортивной деятельностью.

Исходя из всего вышеизложенного, под физической культурой личности студентов-боксеров мы понимаем интегрированное качество личности студента, которое выражается в комплекс знаний особенностей физкультурно-спортивной деятельности, а также умений и навыков организации этой деятельности в педагогическом процессе школы и в тренерской практике.

Содержание понятия позволило нам построить первоначальную теоретическую модель физической культуры личности студента-боксера.

Под теоретической моделью мы понимаем любое описание, в котором тем или иным образом отражаются качества, свойства и способности студента, его личности, соотнесенные определенными условиями его будущего функционирования.

Исходя из собственного опыта работы, мы предлагаем теоретическую модель физической культуры личности, в основу которого положены следующие показатели: рис.2

Рис. 2.

 

Наш научно-педагогический опыт показал, что чаще всего отношение студента-боксера к физической культуре складывается из наличия или отсутствия знаний в данной области, т. е. осознанности и понимания отдельных сторон этой сферы общей культуры. А далее по цепочке: отсутствие понимания — отсутствие интереса — пассивность в формировании собственной физической культуры.

Однако только специальные знания и понимание самого процесса физического воспитания не могут сформировать физическую культуру личности молодого человека — нужна практика. Практические занятия физическими упражнениями (их постоянство, регулярность, самоконтроль и др.) являются основной составляющей культуры отношения человека к своему организму и к себе.

Таким образом, как интегрированный результат физического воспитания, самоподготовки студента, сформированность физической культуры личности будущего специалиста должна проявляться в его активном отношении к своему здоровью, физическими возможностям и способностям, в образе (стиле) жизни, в быту и профессиональной деятельности [2, с. 16–18].

Многообразие и эмоциональность взаимоотношений открывает перед педагогом большие возможности для создания нужных ситуаций в условиях соперничества, требующего соблюдения правил, норм, спортивной этики, уважение к сопернику. Творческое использование этих особенностей в двигательной деятельности позволяет учителю создавать конкретные воспитывающие ситуации.

При этом важно помнить, что человек — это не только тело и не столько тело. Здесь важнее всего развитие и становление личности, сознательно заботящейся о совершенстве своего тела. Гармонично развитый человек согласован и соразмерен не только телесно, но и нравственно, интеллектуально, эстетично. И все это рассматривается в аспекте единства духа и тела. Такое понимание гармоничности развития личности в рамках общей культуры не противоречит целям и задачам общества и соответствует идеалам общества о долге и ответственности каждого.

В нравственном отношении физическая культура спорт содействует развитию ценных черт личности: коммуникабельности, общительности, самостоятельности, стремления к творчеству, сопереживанию, ответственности, чувству собственного достоинства.

В интеллектуальном отношении физическая культура и спорт дает большие возможности в проявлении творчества в технике, тактике, управлении, гибкости мышления, познавательной активности.

В эстетическом отношении — познание красоты телосложение, движения, духовных и физических возможностей человека.

В волевом отношении — преодоление объективных и субъективных трудностей, высокий накал напряженности и его преодоление через настойчивость, дисциплину.

Вот почему физическая культура и спорт должны быть педагогически управляемы. К сожалению, современная педагогика ориентирована лишь на процесс физической подготовки, а не на физическую культуру человека, т. е. не на становление его личности, а на биологическом подходе в физическом воспитании. Не имеют большого веса критерии, характеризующие достигнутый уровень социального и психического развития.

Таким образом, образование тогда будет эффективным, когда все вопросы обучения, воспитания будут рассматриваться через физическую культуру личности.

 

Литература:

 

1.                 Апанасенко Г.Л, Попова Л. А. Медицинская валеология, 2000г,с.248.

2.                 Шапошникова В. И. Теория и практика физической культуры и спорта 2004. с.16–18.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle