Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бехтерева, Л. Г. Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах / Л. Г. Бехтерева, Н. Ю. Марголис, В. А. Никитенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 575-578. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16261/ (дата обращения: 23.04.2024).

Статья посвящена проблеме использования преподавателями социальных сетей в учебном процессе в российских ВУЗах. Проанализированы возможности соцсетей на предмет их использования при обучения студентов в высших учебных заведениях Выявлены достижения и перспективы применения российскими преподавателями возможностей социальных сетей в учебном процессе.

Ключевые слова: социальные сети, высшее профессиональное образование, использование, технологии

 

Как известно, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» прописано, что «в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений [5, с. 41]. В этих условиях особо важное значение в процессе фундаментализации на современном этапе развития образования играет его информатизация, которая создает возможность быстрой переработки информации и создания на ее основе новой качественной информации. Это, в свою очередь, служит основой для повышения качества интеллектуальной деятельности [7, c. 50]. Кроме того, важным принципом в современном российском высшем профессиональном образовании является принцип доступности любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния, разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, интеграцию формальных и неформальных видов образования и т. д. [10, c. 49–50]. Как следствие, представляется возможным использовать в учебном процессе в ВУЗах и такой технологии, как социальные сети.

Прежде чем непосредственно перейти к освещению тематики, связанной с возможностями использования социальных сетей в образовательном процессе, следует указать, что с точки зрения современных исследователей применительно к социальным сетям, существующим в Интернете, следует вести речь о виртуальных социальных сетях, под которыми понимается «социальная структура Интернет-среды, узлы которой составляют организации или отдельные люди, а связи обозначают установленные взаимодействия» [17, c. 208]. В сегодняшних реалиях распространение доступного и высокоскоростного Интернета в России, а также популярность мобильных устройств с выходом в Интернет делают общение посредством социальных сетей необходимым «как воздух». Каждый пятый пользователь от 18 до 34 лет проводит в социальных сетях 6 часов в день и больше [4, c. 796].

Как показывают результаты опросов, наибольшее количество студентов ФОО пользуются социальной сетью «ВКонтакте». На втором и третьем месте по популярности сайты «Мой мир» и «Одноклассники» [11, c. 367]. В последние 2 года увеличивается популярность (особенно среди студентов ВУЗов с традициями) всемирной сети «Фейсбук».

Вместе с тем, многие представители поколения 40+ (в том числе и вузовские преподаватели) склонны относиться к социальным сетям скептически, как к бесполезно потраченному времени (мало того, многие вузовские преподаватели продолжают воспринимать социальную сеть скорее как «врага» [4, c. 796]). Особенно это касается самого популярного в современной России ресурса «ВКонтакте». Последний в сравнении с «Фейсбуком» и «Живым журналом» считается куда как менее престижной и воспринимается как место, где не обремененные интеллектом подростки проводят время в потреблении музыкальной, визуальной и словесной «жвачки» [2, c. 132].

Пытаясь использовать социальные сети в своей деятельности, преподаватель должен отдавать себе отчёт в следующем крайне важном обстоятельстве — в социальных сетях все равны, нет заранее известных «правильных» образцов творчества, мыслей [4, c. 796]. Как следствие, появляется возможность если не для совершенно недопустимого в преподавательской деятельности панибратства, то, как минимум, для отдельных проявлений субъективности, связанной с наличием (или же, наоборот, отсутствием) в друзьях в социальной сети тех или иных своих студентов. Важно иной раз даже подчеркнуть в ходе учебного процесса, что оценка на зачёте и экзамене будут выставляться вне зависимости от наличия дружеского статуса в социальной сети. При этом нельзя также не признать, что сам принцип функционирования соцсетей вполне отвечает духу гуманистической парадигмы обучения, для которой характерны принципы равенства и диалогизма [15, c. 21].

Опыт западных стран в целом демонстрирует благотворное влияние использование социальных сетей на учебный процесс. Так, например, в ходе исследования Дж. Мазера, Р. Мерфи и Ч. Симмондса в США изучалась взаимосвязь присутствия преподавателя в социальной сети «Facebook» и «климатом» классной комнаты. В ходе исследования были выдвинуты несколько гипотез: 1) о взаимосвязи уровня самораскрытия преподавателя через социальную сеть с уровнем мотивации студентов; 2) о связи оценок учеников с уровнем «раскрытия» преподавателя через Facebook; 3) о связи оценок учеников с уровнем их эмоционального состояния. В итоге были подтверждены три гипотезы: уровень мотивации повышался в зависимости от уровня самораскрытия; чем выше студенты оценивали уровень самораскрытия преподавателя через сеть, тем лучше было их эмоциональное состояние; само наличие преподавателя в сети повышало эмоциональное состояние класса [3, c. 59].

В России социальные сети в образовательном процессе используются сравнительно слабо, причиной чему является упомянутое уже нами выше скептическое отношение профессорско-преподавательского состава к соцсетям. Вместе с тем, исследователи в области образования считают перспективным направлением использование социальных сетей для повышения качества образования. По их мнению, эти технологии имеют серьезный педагогический потенциал, который должен быть осмыслен профессиональным сообществом и внедрен в практическую деятельность. В современных условиях основными функциями социальных сетей в обучении являются следующие:

-       соцсеть как мессенджер, т. е. программа для быстрого обмена текстовыми сообщениями. Учитывая широкое распространение мобильных устройств, имеющих выход в Интернет, эта функция становится очень удобной и общедоступной. Идеально подходит для онлайн-консультаций и организации текущего взаимодействия преподавателя и студентов;

-       соцсеть как доска объявлений. Может использоваться структурными подразделениями вузов для официальных сообщений и анонсов предстоящих событий;

-       соцсеть как каталог библиотечных ресурсов. Существуют многочисленные профильные группы или сообщества, где концентрируются книги по различным научным дисциплинам. В подобных интернет-библиотеках с ростом пропускной способности Интернета все чаще появляются полнотекстовые копии книг, позволяющие ссылаться на них с соблюдением всех правил научного цитирования;

-       соцсеть как заменитель бумажных периодических изданий. Почти все современные газеты и многие журналы, пишущие на экономические и управленческие темы, имеют группы в социальных сетях, где анонсируют или полностью публикуют свои материалы [12, c. 39].

Российская исследовательница Е. Н. Павличева писала, что внедрение профессиональных социальных сетей в педагогическую деятельность позволит достичь следующих результатов:

-        формирование единого информационного пространства системы образования;

-        создание высококачественных, открытых и доступных порталов образовательных ресурсов;

-        объединение кадрового потенциала педагогов, повышение их квалификации, знакомство с новыми методиками, мотивация к творчеству и профессиональному развитию;

-        организация системы постоянной консультационной и информационной поддержки всех участников образовательного процесса;

-        формирование новой культуры мышления участников образовательного процесса, переход от знаниевой парадигмы к компетентностной, повышение информационной грамотности.

Можно также выделить следующие преимущества использования социальной сети перед другими видами сетевых технологий:

-        привычная среда для учащихся. Интерфейс, способы коммуникации и публикации контента в этой среде пользователями изучены досконально;

-        разнообразие форм коммуникации. Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы [8, c. 212].

Эти обстоятельства закономерно приводят к тому, что благодаря социальным сетям студентам предоставляется возможность обращаться к своим преподавателям с вопросами и комментариями непосредственно в ходе подготовки к практическим занятиями и т. п.. Впрочем, пока ещё опыт показывает, что учащиеся предпочитают задавать вопросы при личном общении с преподавателем, а не через социальные сети, хотя имеется уже немало и примеров обратного. Впрочем, на данный момент содержательные интернет-диалоги между российскими студентами и преподавателями возникают редко [13, c. 38].

Возможности соцсетей позволяют, например, выкладывать учебные видеоролики, рисунки, фотографии, аудиозаписи и документы. Форумы, голосования, опросы, комментарии дают большие возможности совместной работы [8, c. 212]. Кроме того, нередко педагоги размещают на своих страницах или же на специально созданных аккаунтах образовательного свойства обязательные для изучения или дополнительные материалы для самостоятельной работы учащихся [14, c. 234].

Следует также отметить, что в современных условиях большое количество часов при изучении большинства курсов отводится на самостоятельную работу студентов. Как следствие, именно использование социальных сетей может способствовать превращению самостоятельной работы студентов в реальность, а не некую фикцию, как это зачастую бывает на практике. Действительно, недостаточное количество часов (особенно у обучающихся по программе бакалавриата), определенных на изучение данной дисциплины, создаёт ситуацию ощущения неполного уровня знаний, полученных на лекциях. Студентов с мотивацией к учебному процессу это обстоятельство может побудить к самостоятельной работе с учебниками и дополнительной литературой. В то же самое время студенты слабые и даже многие «середняки» будут стремиться пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть получить необходимую оценку «зачтено» при минимальных временных и интеллектуальных затратах со своей стороны [6, c. 239]. Преподаватель же с помощью социальных сетей может не только дополнительно побуждать студентов к самостоятельной работе, но даже и контролировать выполнение таковой.

Актуальным следует признать также об использовании социальных сетей при проведении педагогической практики. Особенно это касается применяемого в ряде вузов проекта «ассистент педагога», в рамках которого студенты старших курсов не только могут приобщиться к образовательному процессу, но и по-новому осмыслить уже хорошо знакомый им материал [9, c. 225].

В целом следует сделать следующие выводы.

Во-первых, наиболее перспективным можно считать системно-генетический подход, в котором сама педагогическая деятельность просматривается как развивающаяся система [16, c. 67]. Использование же социальных сетей в учебном процессе как раз и представляет собой один из вариантов развития педагогической деятельности как системы.

Во-вторых, согласимся с мнением российских исследователей феномена социальных сетей Е. Г. Ефимовым и Н. В. Дулиной, что на сегодняшний день существует множество форм и методов использования социальных сетей в учебном процессе в отечественных ВУЗах [3, c. 60].

В-третьих, укажем, что ежу наличествуют положительные примеры использования соцсетей в образовании. Так, например, исследователь Р. Лейбанов обращает свое внимание на то, что школьник или студент, вступив в группы, которые изучают иностранные языки и выкладывают аудио и видео на иностранном, существенно увеличит словарный запас и в скором времени, возможно, без акцента заговорит на «чужом языке» [1, c. 170]

В-четвёртых, благодаря использованию социальных сетей более тесным становится взаимодействие студентов и преподавателей в учебном и воспитательном процессах.

В-пятых, использование социальных сетей позволяет наладить построение образовательного процесса (содержания, формы и технологии) с ориентацией на человека, его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, созданием условий для раскрытия всех его потенциальных возможностей, для его самореализации и самосовершенствования.

 

Литература:

 

1.                  Гостева Л. З., Плиева М. С. Интернет зависимость у современных детей как актуальная проблема XXI века (обзор литературы) // Основные парадигмы современного социально-гуманитарного знания. Материалы заочной межрегиональной научно-практической конференции. ответственный редактор Т. С. Еремеева. Благовещенск, 2013. С. 167–172.

2.                  Довгий О. Л. Использование социальной сети Вконтакте в учебном процессе // Новый филологический вестник. 2014. № 1 (28). С. 132–135.

3.                  Ефимов Е. Г., Дулина Н. В. Использование социальных сетей в организации учебного процесса в рамках реализации ФГОС (обзор зарубежных исследований) // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 10. № 13 (116). С. 58–61.

4.                  Коваленко Г. А., Хаердинова Г. А. Социальная сеть всемирной паутины интернет как потенциальная модель обучения (на примере социальной сети «Вконтакте») // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 796.

5.                  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года // Электронный доступ: www.ifap.ru

6.                  Лазутина А.Л, Мухорина Л. В., Фоменков А. А., Чадаева С. В. О проблемах преподаваний курса «Политология» студентам неполитологических специальностей // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1. С. 237–240.

7.                  Леушкин Д. В., Марголис Н. Ю., Симонов А. Л., Фоменков А. А. Использование электронных научных библиотек в современном образовательном процессе в вузах // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2014. № 1. С. 49–53.

8.                  Лыскова В. Ю., Вебер К. С. Социальные сети: применение в образовании, формирование имиджа университета // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С. 211–213.

9.                  Пахомова Е.А, Семеннова А. С., Редозубова О. А. Патриотическое воспитание в транспортном ВУЗе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. № 36. С. 223–225.

10.              Платонов Д. Н., Черкашин И. А. Методические подходы к организации профессионального образования в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 42–50.

11.              Саттарова О. Е., Ярыгина Т. И., Перевозчикова Г. Г. Использование социальной сети в учебном процессе фармацевтического ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 367.

12.              Слатов Д. Г. К вопросу об использовании социальных сетей в преподавании в высшей школе. Эволюция преподавательских предпочтений // Основы экономики, управления и права. 2014. № 1 (13). С. 37–40.

13.              Соломин В. П., Андреев В. П. Использование социальных сетей интернета в преподавании естественнонаучных дисциплин // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 7. С. 36–39.

14.              Стародубцев В. А., Горохова Л. А., Киселёва А. А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232–240.

15.              Усова Е. С. Психологические основания экспертизы и аттестации в системе образования. Дис.... канд. пс. наук: 19.00.07. М., 2000.

16.              Шадрина В. А. Системно-генетический подход к анализу деятельности педагога в процессе его аттестации // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2007. № 42. С. 66–69.

17.              Юринова Е. А. Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 208.

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, учебный процесс, социальная сеть, образовательный процесс, преподаватель, Россия, студент, педагогическая деятельность, самостоятельная работа, совместная работа.


Похожие статьи

Использование социальных сетей в образовательном процессе

социальная сеть, образовательный процесс, сеть, обучающийся, группа, личная информация, познавательная деятельность, преподаватель, свободное время.

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Библиографическое описание: Щербакова Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

педагогическая деятельность, преподаватель, дальнейшее развитие, высшая школа, профессиональная педагогическая деятельность, учебное заведение, учебный процесс...

Технологии обучения студентов в высшей школе

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций? Прежде всего, при проектировании траектории изучения дисциплины, преподавателем составляется учебно...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных...

Ключевые слова: продуктивное обучение, образовательный продукт, самостоятельная работа, направления самостоятельной работы.

Под продуктивным обучением мы понимаем процесс совместной деятельности учащегося и учителя, результатом которого является...

Похожие статьи

Использование социальных сетей в образовательном процессе

социальная сеть, образовательный процесс, сеть, обучающийся, группа, личная информация, познавательная деятельность, преподаватель, свободное время.

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Библиографическое описание: Щербакова Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

педагогическая деятельность, преподаватель, дальнейшее развитие, высшая школа, профессиональная педагогическая деятельность, учебное заведение, учебный процесс...

Технологии обучения студентов в высшей школе

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций? Прежде всего, при проектировании траектории изучения дисциплины, преподавателем составляется учебно...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных...

Ключевые слова: продуктивное обучение, образовательный продукт, самостоятельная работа, направления самостоятельной работы.

Под продуктивным обучением мы понимаем процесс совместной деятельности учащегося и учителя, результатом которого является...

Задать вопрос