Библиографическое описание:

Коробова Е. А. К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 776-778.

В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.

Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, подростковый возраст, межэтническое общение.

The article is an attempt to study the tolerant behavior of adolescents in terms of inter-ethnic communication, as well as the results of research on this subject.

Keywords: tolerance, tolerant behavior, adolescence, inter-ethnic communication.

 

Проблема толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения всегда была и остается актуальной в многонациональном российском обществе. Изучая теоретические аспекты этнической культуры, можно сделать вывод о том, что уровень межнациональной толерантности в России снижается, что связано прежде всего с увеличением миграционных потоков, и как следствие, с ростом межэтнических конфликтов, с появлением трудностей национальной идентификации и др. В современных условиях все чаще происходят случаи насилия и агрессии, нацизма и этноэгоизма, которые вызваны социально- экономической напряженностью в стране, растущей коррупцией, снижением рабочих мест, игнорированием идеалов и ценностных установок.

В отечественной и зарубежной литературе проблемой толерантного поведения занимались В. С. Агеев, А. Г. Асмолов, П. Бейль, Е. С. Богардус, С. К Бондырева, И. Кант, Я. Корчак, Н. М. Лебедева, М. Монтель, С. Р. Роджерс, П. В. Степанов, Т. Г. Стефаненко, А. А. Сыроедова, М. Уолтер, М. Юнг и др. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г., «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [1]. По мнению М. С. Мацковского, «толерантность — определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» [3]. Если изучать данное понятие с позиции О. Ю.Харламова, то «толерантность характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии» [6]. Феномен толерантности может рассматриваться в различных аспектах: философском, этическом, социокультурном, психологическом, педагогическом и др. Таким образом, толерантность — это многоаспектное явление, которое состоит в формировании и развитии личности, уважении чувств и ценностей другого народа, принятии норм общества и готовности взаимодействовать, праве человека на свободомыслие и самовыражение.

В научной литературе встречаются три вида толерантности: личностную, социальную и этническую. Личностная толерантность включает в себя ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают уважение к личности, ее права и свободы, выражение внутреннего мира и интересов. Социальная терпимость отражается во взаимодействии личности с различными индивидами и группами, она выражается в партнерском равноправном отношении, где должны соблюдаться все правила и договоренности для достижения общих целей и выполнения общественно значимых задач. Этническая толерантность проявляется в понимании норм народов различных конфессий, уважении образа жизни других наций, умении сотрудничать с разными этническими группами, признавать обычаи и верования различных наций. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот вид толерантности ориентирует на уважение ценностей других культур, продуктивному взаимодействию с ними, повышению уровня адаптации в непривычных условиях, выдержке в критических ситуациях. Российская Федерация является многонациональной страной, поэтому важно с раннего возраста воспитывать в детях культуру межэтнического общения, основанного на нравственности, понимании и терпимости.

Формирование толерантного поведения сложный и многоуровневый процесс, в котором необходимо учитывать возрастные особенности и новообразования данного периода жизни. Особые трудности возникают с ребятами старших классов. Пубертатный период является трудным и критичным для человека, так как происходят изменения всех сторон развития ребенка: личностной сферы, мотивационно-нравственной, эмоциональной, а также смена видов его деятельности. Меняются условия жизни и функционирования индивида, следовательно, происходит перестройка психики. Подростковый возраст характеризуется расширением социальной среды, ребята пересматривают взгляды и ценностные установки, переосмысливают свои отношения с окружающей их действительностью. Меняется ведущий тип деятельности, основным становится интимно- личностное общение, что приводит к усилению влияния сверстников, формируются новые интересы и виды общения. Подростки становятся более взрослыми и самостоятельными, поэтому авторитет семьи снижается. Во время этого периода происходит кризис идентичности, характеризующийся заострением взгляда на себе, своих интересах, увлечениях, месте в референтной группе. В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Таким образом, подростковый период вносит большое количество изменений в становление личности, которые необходимо учитывать родителям при общении с ребенком и педагогам при построении учебно-воспитательного процесса.

Т. Т. Щелина среди специфических особенностей современной системы образования выделяет возникновение конкурентных и даже «коммерческих» отношений в классах и проникновение различных контркультурных влияний, обусловленных ослабление воспитательного процесса [7]. В законе РФ «Об образовании» выделен один из основных принципов содержания образовательных программ: обучение должно быть направлено на развитие и прогресс общественной деятельности, которая строится на взаимопонимании и сотрудничестве людей, независимо от половой, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности [2]. Следовательно, перед общеобразовательной школой ставится задача воспитания ответственного гражданина, способного к активному взаимодействию и коммуникации, умеющего адаптироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, мобильного и разносторонне развитого.

Важным условием продуктивной учебной деятельности является профессионализм и опыт учителя. Педагогу необходимо выбрать такую модель преподавания, в которой будут объединены основная общая учебная программа и знания национальной культуры. Ознакомление с историей различных народов, встречи с представителями других наций, проведение круглых столов и дискуссий, проигрывание и моделирование условных ситуаций, позволяют ребятам узнать о традициях и обычаях этносов, их истории, социально-бытовом укладе и т.д. Такие занятия способствуют образовательному росту личности, преодолению кризиса идентичности, становлению этнокультурного взаимодействия. Развитие толерантности происходит через осознание ребенком моральных ценностей, нравственных установок, моделей поведения. Понимание содержания оказываемого родителями и педагогами воздействия приводит к переосмыслению собственного миропонимания и поведения. В результате формируются новые установки, нормы поведения и ценности, собственная культурная идентичность.

В данной работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения формирования толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения. Опытно-экспериментальной базой выступила МБОУ Дивеевская СОШ, в исследовании приняли участие 27 учащихся 11 класса (9 мальчиков, 18 девочек).

Для определения типов этнической идентичности мы использовали методику Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой, которая позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности [4].

По результатам исследования было выявлено, что у 100 % ребят этническая идентичность находится в норме (15-19 баллов). Это говорит о принятии своего народа и положительном отношении к представителям других этнических групп, готовности взаимодействовать, обмениваться опытом. Показатели по шкале этнонигилизм находятся в пределах от 1 до 5 баллов, это свидетельствует о стойкой принадлежности к какой-либо этнической группе. Баллы по шкале этническая индифферентность колеблются от 5 до 12, что указывает на низкий и средний уровни размывания этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности. Этноэгоизм проявляется на низком уровне (15-19 баллов), данный тип идентичности выражается в приоритете своей этнической группы, может звучать сарказм в отношении других народов, нежелание находиться рядом, заниматься общим делом. Показатели по шкале этноизоляционизм — убежденность в превосходстве своего народа, отрицание смешения народов, выражение протеста межнациональных браков и т.д., имеют минимальное значение от 7 до 10 баллов. Этнофанатизм также проявляется слабо (2-9 баллов), отражает готовность на любые поступки для «очищения» своей нации, не признание прав и свобод людей других национальностей.

Использование экспресс-опросника Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгерова «Индекс толерантности» [5], позволило нам определить общий уровень толерантности ребят. Мы выявили, что у 22 учащихся (81,5 %) средний уровень толерантности, для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. У 5 ребят (18, 5 %) — низкий уровень толерантности, что свидетельствует о наличии у них выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

Для качественного анализа аспектов толерантности в этом опроснике используется разделение на субшкалы: этническая и социальная толерантность, толерантность как черта личности. Были получены следующие результаты: по субшкале этническая толерантность (отношение к представителям других этнических групп) были получены следующие результаты: средний уровень этнической толерантности у 21 подростка (77,8 %), низкий — у 6 ребят (22,2 %); социальная толерантность (помогает исследовать положительные и отрицательные установки в отношении различных социальных групп): на высоком уровне у 3 учащихся (11,1 %), на среднем уровне у 18 (66,7 %), на низком у 6 (22,2 %); толерантность как черта личности (личностные черты, установки и убеждения): на среднем уровне у всех школьников, однако, у 5 человек (18,5 %) данное значение равно минимальному порогу.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по формированию толерантного поведения, изучению культуры и истории различных этнических групп, верований и ценностей других народов, что является основой конструктивного межэтнического общения.

 

Литература:

 

1.    Декларация принципов толерантности. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 13.02.2015)

2.    Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ": офиц. текст. — М., 2013.

3.    Мацковский, М. С. Толерантность как объект социологического исследования. — М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. — 143 с.

4.    Харламова, О. Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.

5.    Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998. — 389 с.

6.    Солдатова, Г.У. Психодиагностика толерантности личности. — М.: Смысл, 2008. — 172 с.

7.    Щелина, Т. Т. О духовном измерении педагогики // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 151-154.

Основные термины: толерантного поведения, межэтнического общения, толерантного поведения подростков, условиях межэтнического общения, уровень толерантности, уровень этнической толерантности, формировании толерантного поведения, уровень межнациональной толерантности, уровень толерантности ребят, средний уровень толерантности, изучения толерантного поведения, Проблема толерантного поведения, толерантного поведения сложный, этнической идентичности, социальная толерантность, проблемой толерантного поведения, Декларации принципов толерантности, низкий уровень толерантности, межконфессиональной толерантности длительный, Феномен толерантности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle