Библиографическое описание:

Бачмага В. С., Белоусова Л. А. Стратегия внедрения инновационной логистики // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 383-385.

В статье описана сущность логистики в инновациях, выделены две группы действий (инсорсинг, аутсорсинг) при внедрении логистики на инновационном предприятии. Проанализирован алгоритм построения логистики на базе инновационной деятельности предприятия.

Ключевые слова: логистика, аутсорсинг, инсорсинг, инновации, издержки, логистический процесс, инновационное развитие.

 

Главным сдерживающим фактором для роста инноваций является отсутствие инвестиций и мотивирующих составляющих для массового выпуска инноваций.

Инновационное развитие требует максимально возможной экономии издержек и затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), подготовку и производство новых видов продуктов, их реализацию, что обеспечивает конкурентоспособность инноваций. В этой связи эффективным инструментом оптимизации издержек и затрат на воспроизводство инноваций является логистика. Логистика рассматривается как важный обеспечивающий комплекс и обязательная составляющая инновационного процесса.

Эффективное применение логистики на инновационном предприятии снижает и оптимизирует издержки на всех этапах производства продукции и технологий.

Основные издержки, которые можно оптимизировать с помощью логистики это:

1.                  Альтернативные издержки

2.                  Издержки на аутосорсинг

3.                  Транзакционные издержки

4.                  Операционные издержки

Чтобы сделать работу предприятия рациональной и оптимизировать процесс принятия управленческих решений, нужно создать комплекс логистической поддержки, используя методы и приемы логистики. Можно выделить две группы действий, решающих эту проблему.

1.         К первой группе относятся действия по улучшению и совершенствованию тех функций, которые предприятие выполняет само, следовательно, они являются частью внутренней логистики (инсорсинг).

2.         Ко второй группе относятся функции, связанные с частичной или полной передачей большого объема функций предприятия сторонним организациям, которые на них специализируются (аутсорсинг).

Собственно производство инновационной продукции включает три этапа: разработка, производство научно-технических новшеств и доведение готовой продукции до потребителя.

Предприятие имеет выбор либо самому заниматься всеми этапами, либо привлечь аутсорсинг.

Следует учесть, что любые преобразования, связанные с логистикой, влекут за собой значительные издержки. Такой процесс требует поэтапного исполнения и поэтому осуществляется равномерное инвестирование, которое не вызывает больших нагрузок на предприятие.

При использовании первой группы действий, если не прибегать к аутсорсингу, становится необходимым внедрение оптимальной логистической системы. Важно решить весь комплекс задач, связанных с тактикой и стратегией, используя полный потенциал логистисеской системы. Система, которая охватывает все или большинство операций создает синергетический эффект. Что в свою очередь позволяет окупить все затраты на внедрение логистики и получить максимальную эффективность. Введение отдельных элементов не может обеспечить желаемый результат, а только приводит к значительным и бесполезным издержкам. Тогда стоит задуматься о целесообразности дорогостоящих преобразований.

Прямое быстрое внедрение логистической системы заканчивается неудачей из-за больших инвестиционных затрат. Поэтому существует потребность рассматривать проектирование логистической системы более детально и глубоко. Следует рассматривать внедрение логистики с точки зрения системного анализа и системного проектирования. Методологии семейства IDEF, «черный ящик» с постепенным осветлением помогут в технологии моделирования.

Для внедрения логистики как целостной системы следует создать модель материального потока, который порождается инновационной деятельностью предприятия.

Далее описываются все логистические бизнес-процессы, которые присутствуют на предприятии.

Затем проводится диагностический анализ, и оцениваются проблемные ситуации, со всех позиций функционирования логистической системы.

Реализация логистики осуществляется в производственной и организационной сфере. Логистическая система инноваций представляет собой концептуальную систему, частями которой является бизнес-план и инвестиционный проект.

Поэтапно внедрение можно осуществлять следующим образом:

1.                  Определить основные аспекты ЛС

2.                  Произвести учет всех факторов формирования ЛС

3.                  Собственно формирование ЛС

На первом этапе определяются аспекты первого и второго порядка по степени их важности. Каждая компания должна определять их самостоятельно, опираясь на цели, стоящие перед ней. Для инновационных предприятий типовая структура аспектов выглядит так: первого порядка — информация, кадры, организация, второго порядка — финансы, функционал.

На втором этапе производится учет факторов формирования ЛС. К основным факторам формирования логистической системы относятся: миссия, стратегия, внешняя среда, риски предприятия, функциональные области логистики.

На третьем этапе все процессы по перемещению материальных потоков структурируются, взаимодействуют между собой и другими потоками. На всем протяжении движения материальных потоков обеспечивается их эффективное управление с помощью логистики.

Внедрение логистики предусматривает несколько шагов, для получения ощутимого результата:

1.                  Управление запасами (на первом этапе запасы готовой продукции, на втором этапе запасы сырья). Результатами являются увеличение оборотных активов, сокращение нерентабельного производства и замороженных средств.

2.                  Транспортная логистика — управление транспортной деятельностью предприятия.

3.                  Производственная логистика — согласование работ производственных служб.

Построение логистики на базе инновационной деятельности требует дополнительных составляющих:

1.                  Диагностика инновационного потенциала

2.                  Проверка и контроль жизненного цикла продукции, технологий, оборудования, предприятия

3.                  Анализ финансовой устойчивости

4.                  Разработка требований по инновационному продукту

5.                  Осуществление выбора заказывать или производить продукт

6.                  Оценка уровня новизны продукции

7.                  Поиск и мобилизация денежных средств. Формирование инвестиционного фонда

8.                  Расчет экономического эффекта и коммерческого успеха инноваций, а также срока окупаемости

9.                  Организация внедрения инновации — координация работ

10.              Контроль за внедрением инновации и мониторинг получаемого эффекта

11.              Анализ выполненных мероприятий по внедрению инновационного продукта

Логистический процесс — определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений.

Инновационная сфера немыслима без организации последовательных функций и операций по производству или предоставлению инновационной услуги.

В зависимости от специфики инновационного предприятия функциональные области логистики будут сочетаться в разных пропорциях.

Если предприятие сосредоточенно на производстве продукции, то увеличивается роль производственной логистики. Снабженческая составляющая также будет занимать значительную долю. А распределительная логистика будет менее развита. Но такие диспропорции в структуре логистики могут привести к понижению эффективности ЛС, что обуславливает исчезновение синергетического эффекта.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что инновационному предприятию для развития и увеличения потенциала необходимо внедрять элементы логистики.

 

Литература:

 

1.         Иванов П. В., Костылев В. И. Управление персоналом: 100 экзаменационных ответов. — М. 2008.

2.         Ильдяков А. В. Проблемы финансирования инновационной деятельности / Журнал «Современные исследования социальных проблем» — 2012. — № 1.

3.         Куприна Т. В., Минасян С. М. 12 уроков по языку менеджмента/Ер.:Лимуш, 2011.

4.         Маховикова Г. А., Ефимова Н. Ф. Инновационный менеджмент: учеб. пособие — М.: Эксмо, 2010.

5.         Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт/Таганрог: ТРТУ, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle