Библиографическое описание:

Сорокатая Е. А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 686-689.

Групповая учебная деятельность занимает особое место среди различных форм учебного сотрудничества. Она способствует продуктивному взаимодействию учащихся, развитию способности видеть и оценивать позицию другого, формировать собственную точку зрения и уметь ее отстаивать.

В этой связи, важно включение учащихся в групповую учебную деятельность, ориентированную не только на развитие интеллекта, но и на развитие необходимых умений и навыков межличностного взаимодействия, творческих способностей.

Групповая учебная работа предполагает сотрудничество в небольших группах, направленных на достижение общей цели, субъективно значимой для всех участников.

Ключевым обоснованием для применения групповой работы в образовательном процессе являются два непосредственно связанных между собой тезиса:

1.         Групповая учебная деятельность способна существенным образом повысить эффективность процесса обучения.

2.         Групповую форму учебно-познавательной деятельности можно рассматривать как один из способов развития творческой индивидуальности личности.

В структуре групповой учебной деятельности имеются следующие основные компоненты:

Групповая цель — это идеально представляемый результат совместной деятельности. Групповая цель может быть расписана в виде поэтапных задач, решение которых приближает группу к достижению общей цели.

Групповой мотив — непосредственная побудительная сила совместной деятельности.

Групповое действие — элемент совместной деятельности, который направлен на выполнение текущей групповой задачи.

Групповой результат — реальные достижения группы в совместной деятельности.

Групповая оценка — характеристика критериев успешности и анализ результатов в целях осуществления обратной связи, получения данных о продвижениях.

Контроль и корректировка групповой деятельности — необходимые этапы, помогающие выработать пути ее совершенствования.

Выделяют следующие характеристики совместного группового обучения:

-          личный, непосредственный контакт всех участников;

-          общая цель — предполагаемый результат совместной деятельности, отвечающий интересам всех и потребностям каждого;

-          наличие руководства, включая планирование, контроль, коррекцию и координацию общих и частных действий;

-          разделение единого процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средствами и условиями ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей.

В своей теории И. Б. Первин рассматривает групповую учебную работу как вид коллективной учебно-познавательной деятельности и выделяет следующие признаки этой деятельности:

1.         Цель деятельности осознается единой, значимой, требующей объединения усилий каждого участника группы.

2.         Функции и обязанности распределяются между всеми участниками.

3.         Взаимная ответственность и зависимость при выполнении работы.

4.         Контроль, коррекции и оценка деятельности не только педагогом, но и самими участниками групповой работы.

Таким образом, можно выделить существенные признаки эффективности групповой учебной деятельности:

-          наличие общей познавательной цели, принимаемой всеми участниками деятельности;

-          заинтересованность каждого участника в результате деятельности;

-          взаимообогащение участников групповой деятельности;

-          совместное планирование деятельности, разделение функций, обязанностей;

-          наличие особых отношений взаимного сотрудничества (объединение усилий, общение, взаимопомощь, взаимообучение);

-          установление отношений взаимной ответственности, взаимной зависимости;

-          контроль и оценка результатов деятельности ее участниками.

В деятельности преподавателя используются разнообразные виды групповой работы: групповой опрос, учебная встреча, общественный смотр знаний, взаимоконтроль, дискуссия, конференция, проблемный семинар, деловые и ролевые игры, имитационные игры (мастерская педагогического опыта), мнемотурниры и др.

В ходе психолого-педагогических исследованиях были выявлены пять условий, обеспечивающих эффективное сотрудничество в группах.

1.                  Позитивная потребность членов группы друг в друге;

2.                  Индивидуальная оценка результатов работы членов группы;

3.                  Интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие всех участников;

4.                  Целенаправленное обучение навыкам групповой работы;

5.                  Систематическая рефлексия хода учебной работы, т. е. процедура осознания, анализа и оценки событий, наблюдавшихся в процессе деятельности.

Систематическое применение групповой формы учебной деятельности имеет следующие достоинства: студенты учатся вычленять проблемы и находить способы их решения; формируют собственную точку зрения, учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. В процессе студенты овладевают коммуникативными умениями, у них развивается чувство взаимопомощи.

Цель групповой работы:

Активное включение каждого учащегося в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

1.                  Активизация познавательной деятельности

2.                  Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

3.                  Развитие умений успешного общения

4.                  Совершенствование межличностных

5.                  отношений в классе

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы:

-          Повышается учебная и познавательная мотивация

-          Снижается уровень тревожности учащихся

-          В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний

-          Улучшается психологический климат в ученическом коллективе

Минусы:

-          Групповой работе надо сначала научить

-          Организация групповой работы требует от педагога особых умений, усилий

-          Некоторые учащиеся могут пользоваться результатами труда более сильных товарищей

-          Для некоторых студентов разделение на группы — процесс болезненный

Принципы групповой работы

-          Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся

-          Учитывать особенности состава группы

-          Составлять задания исключительно для совместного поиска решения

-          Распределять роли между участниками группы

-          Организовывать коммуникацию в группе и между группами

-          Анализировать способ деятельности

Варианты комплектования групп

-          По желанию

-          Случайным образом

-          По определенному признаку

-          По выбору «лидера»

-          По выбору педагога

Виды групповой работы

1.                  Мозговой штурм

2.                  Игра «Продолжи»

3.                  Игра «Снежный ком»

4.                  «Мозаичная» группа

5.                  «Метод пилы»

6.                  Игра «Лови ошибку»

7.                  Игра «Пресс-конференция»

8.                  Игра «Свою опора»

9.                  Игра «Водоворот»

10.              Игра «Эксперты»

Мозговой штурм

-          Используется для генерации идей

-          Соблюдается жесткий регламент

-          Распределяются роли внутри группы

-          Делаются сообщения от каждой группы

Игра «Продолжи»

Игра может использоваться на уроках по разным дисциплинам.

Каждая группа должна составить связный текст на заданную тему.

Текст создается по цепочке: каждый участник составляет одно предложение.

Игра «Снежный ком»

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.

Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

«Мозаичная» группа

Педагог делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы.

Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы составляется резюме.

«Метод пилы»

Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Игра «Лови ошибку»

Педагог дает каждой группе несколько утверждений. Одно или несколько из них — неверны.

Нужно найти и доказать ошибочность. Группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на всеобщее обсуждение.

Выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение.

Игра «Пресс-конференция»

Каждая группа составляет вопросы по тексту.

Группы работают над одним и тем же текстом (или частью лекции), но одни из них — над вопросами репродуктивного характера, другие — над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями одного текста.

Полученные вопросы педагогом могут использоваться по-разному: оцениваются сами вопросы; вопросы используются в качестве контрольного материала; устраивается пресс-конференция.

Игра «Своя опора»

Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата. Проходит презентация схем-опор.

Лучшая опора размещается в качестве стенда в аудитории или записывается в тетрадь-конспект.

Игра «Водоворот»

Используется при закреплении материала.

Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе.

Группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку.

Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями. Педагог озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе.

Игра «Эксперты»

Используется при изучении нового материала.

Каждая группа получает дидактический материал (текст для наблюдения, вопросы и т. п.), в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе.

Представитель от группы знакомит с теорией все остальные группы.

Роль педагога во время групповой работы

-          Контролировать

-          Организовывать

-          Оценивать работу

-          Учувствовать в работе группы

-          Предлагать участникам разные варианты решения

-          Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации

Принципы выбора заданий для групповой работы

1.                  Задания для всей группы

a.                  большие по объему

b.                  требующие разных знаний и умений

c.                  развивающие творческое мышление

d.                 важные для всех членов группы

2.                  Интересные задания

3.                  Доступные задания

4.                  Проблемные задания

Правила совместной работы

1.                  работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания педагога

2.                  работать по алгоритму (плану)

3.                  своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4.                  качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5.                  каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности

Критерии эффективности групповой работы

1.                  Адекватность выбора групповой формы работы

2.                  Целеполагание (цель групповой работы)

3.                  Содержание групповой работы

4.                  Организация рефлексии групповой работы

 

Литература:

 

1.                  Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.

2.                  Харламов И. Ф. Педагогика — М., 2004

3.                  Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения — М., 2003.

4.                  Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

5.                  Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы — Ростов- на- Дону, 2002.

6.                  Махмутов М. И. Современный урок. — М., 1981.

7.                  Рогов Е. И. Личность учителя: Теория и практика — Ростов- на- Дону, 1996.

8.                  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е. С. Полат — М., 2003.

9.                  Буланова М. В.- Топоркова Педагогические технологии — М., 2004.

10.              Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина — М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle